«Светочка, мне кроме вас никто и не звонит». Интервью с волонтером РВЦ ко Дню добрых дел

В канун Дня добрых дел, который 30 апреля организует Республиканский волонтерский центр (РВЦ), NM пообщался с волонтером Светланой о том, как совмещать личную жизнь, работу и волонтерство, как один звонок для пожилого человека порой становится целым событием, и почему волонтерство — это особое состояние души.

Светлана, расскажите, как вы пришли в волонтерство, что вас к этому побудило? В какой области вы волонтерите?

Честно, прийти в волонтерство меня мотивировала моя дочь. Она была студенткой, и я наблюдала, как она с подругами днюет и ночует в Республиканском волонтерском центре (РВЦ). Мне стало интересно, а потом уже я увидела, что РВЦ набирает волонтеров в проект «Call-Centre». Это случилось три года назад, как раз была пандемия, мы начали с того, что обзванивали людей, поздравляли их с днем рождения, рассказывали о наших мероприятиях и приглашали к участию в них.

Помимо этого, в пандемию мы развозили горячие обеды и продуктовые наборы нуждающимся и пожилым людям, надевали эти «скафандры» и ездили по городу со специальным удостоверением о том, что мы волонтеры. Очень важно, когда работа волонтером осуществляется в организации: одно дело — принести продукты соседке, другое — поехать в другой сектор с продуктами и обедами, когда движение по городу ограничено. Мы показывали документ и нас пропускали.

В «Call-Centre» отдельное направление получил другой проект, очень важный для меня — «Дружба по телефону». Разговаривая со своими знакомыми, бывшими коллегами, я поняла, насколько важно для пожилых людей именно общение. У большинства из них уже не осталось друзей, они ушли в мир иной. Круг общения уменьшается и потому, что люди не выходят из дома, теряют социальные связи. Для этих людей мой звонок — буквально глоток воздуха.

Понимаете, для меня никогда не было проблемой разговаривать с незнакомыми людьми — я не робею и не боюсь. Мне не страшно пойти к незнакомому человеку и познакомиться, решить нужный вопрос, не страшно ему позвонить.

Расскажите подробнее про проект «Дружба по телефону».

У меня сейчас семь человек, с которыми мы дружим по телефону. Мне не нравится, когда их называют моими «подопечными». На самом деле, мы — друзья. Например, у меня перерыв на работе, я могу в это время позвонить кому-то из них, спросить, как они, рассказать о фильме, который я посмотрела, пригласить их на выставку или спектакль.

Поначалу нам нужно наладить контакт: люди в возрасте через многое прошли, они могут долго присматриваться к малознакомому человеку. А когда барьер недоверия преодолен, мы можем разговаривать часами. Эти люди — невероятные, они все разные — но все очень образованные, разносторонне развитые, культурные, с ними очень интересно общаться. Вот, например, моя подружка: ей за 70 лет, она живет одна. Мне удалось ее привлечь в другой проект — «Шагомер», мы вместе гуляем и отслеживаем по смарт-браслетам количество пройденных шагов.

Большинство моих друзей — пожилые и одинокие жители Кишинева. У одной бабушки есть сын, но он далеко живет и у него особые потребности, они не могут часто видеться. Иногда я звоню ей, и она мне говорит: «Знаете, Светочка, мне, кроме вас, никто и не звонит». У меня есть в друзьях и дедушки, не только бабушки — так вот, я знаю, что все они ждут моего звонка. Например, один друг так приветствует меня: «О, мой колокольчик позвонил». К каждому человеку нужен особый подход — это касается и количества общения тоже. С кем-то надо общаться через день, с кем-то — раз в неделю. Ничего не стоит взять трубку и позвонить: для волонтера это просто, а для человека твой звонок порой — целое событие.

Помимо этого, у меня есть сопровождение на дому. Пожилая женщина живет с сестрой, сестра тоже в возрасте. Я хожу в магазин, покупаю продукты и приношу им. Там очень интересная женщина, она до сих пор работает в Академии наук. Иногда, кроме бытовых вопросов, она просит меня найти ей интервьюеров для научных исследований. Это так интересно, однажды она интервьюировала мою знакомую из Канады, та просто идеально подошла.

Если честно, я не собиралась брать сопровождение на дому: эта женщина живет в другом районе города, мне не всегда удобно к ней ездить, но я узнала, что она — дочь моего школьного преподавателя. Вот такие пересечения.

Светлана, сколько времени занимает у вас волонтерство? Как грамотно выстроить собственный график, чтобы оставалось время на волонтерскую работу — при наличии основной работы, семьи, хобби и других личных интересов?

Я достаточно мобильный человек, много чего люблю, зажигаюсь от новых идей и проектов. Я работаю, у меня семья, я очень общительный человек, много встречаюсь со своими друзьями, люблю выезжать за город, на природу.

Также у меня пожилые родители, которых я навещаю минимум два раза в неделю. Но остается время и на волонтерскую работу — не в ущерб собственным интересам. Я корректирую планы, смотрю, сколько есть времени: например, у меня есть обеденный перерыв, и в этот час я спокойно общаюсь со своими друзьями по телефону.

Был период, когда я приходила в «Call-Centre» и в обед, и вечером после работы. Тогда началась война в Украине, мы обзванивали пожилых людей в соседней стране, спрашивали, есть ли у них продукты, вода и лекарства, и передавали информацию украинским волонтерам. У нас же работала Горячая линия для пожилых людей из соседней страны. Я обзванивала людей в Одессе, Киеве, Виннице, Кривом Роге.

И вот я звоню женщине, а она говорит, что три года не выходит из дому. Представляете, бабушка сидит в квартире в Киеве, на пятом этаже, кругом бомбежка, все соседи эвакуировались, патронаж не приходит, родных нет, она совсем одна.

Я не могу передать ее эмоции, когда она услышала мой голос. Такое чувство благодарности: «Вы нас не бросили, вы нас не забыли». Она ведь сидела там одна и считала, что все, она никому уже не нужна.

Что для вас волонтерство, Светлана? Как вы будете отмечать День добрых дел в этом году?

Волонтерство — это не просто принцип «Ты даришь добро и получаешь его в ответ». Ты находишься в чем-то добром, теплом, светлом, не варишься в собственном соку, а в чем-то летаешь. Вот что для меня волонтерство.

Я ведь делаю не просто что-то хорошее: например, я убрала и довольна, что у меня чисто. Нет, я пришла к человеку, пообщалась с ним, что-то сделала для него. Это на уровне других чувств происходит: ты как будто заряжаешься, у тебя открывается второе дыхание.

У нас, в РВЦ, мы очень часто не чувствуем разницы в возрасте, не имеет значения — перед тобой бабушка, школьник или подросток. Мы делаем общее дело, у нас одинаковые цели. Волонтерство — особенный мир, особое состояние души. Мне бы очень хотелось, чтобы больше людей не боялись и решались делать добрые дела. Почему это важно делать в организации? Потому что у нас, в Республиканском волонтерском центре, проводят обучающие тренинги и семинары для волонтеров, рассказывают и объясняют, как помогать нуждающимся, не принося им вреда.

Раз в год РВЦ проводит День добрых дел — масштабное мероприятие, во время которого любой желающий может попробовать себя в качестве волонтера, а после присоединиться к проектам РВЦ и стать его частью. День Добрых Дел – это шаг к волонтерству.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

advokatura.kz

Что будет с деньгами и квартирами коррупционеров. В Молдове хотят отдать конфискованное имущество на социальные нужды

Министерство юстиции Молдовы разработало проект нового закона об использовании конфискованного имущества в социальных или общественных целях. Правительство рассмотрит его на заседании 9 июля. NM рассказывает, что не так с действующим законодательством, кто будет распределять конфискованные активы и кто сможет их получить.

Зачем нужен новый закон

Проект закона об использовании конфискованного имущества в социальных или общественных целях разработало министерство юстиции. Документ уже опубликовали на сайте правительства, а кабинет министров рассмотрит его на заседании 9 июля.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в действующем законодательстве Молдовы нет четкого механизма распределения конфискованного имущества и средств для социальных нужд. Из-за этого такие активы либо используют неэффективно, либо не используют вовсе.

«В дополнение к уже действующим мерам, а также в соответствии с европейскими рекомендациями и передовой международной практикой, Молдова стремится эффективно возвращать в общество конфискованные активы», — говорится в документе.

Основная цель проекта — создать механизм использования конфискованного имущества в социальных и общественных интересах, приведя национальное законодательство в соответствие с нормами ЕС и внедрив лучший международный опыт.

«Этот закон позволит гражданам увидеть, что имущество, полученное преступным путем, возвращается на пользу жертвам и обществу. Это укрепит доверие к системе правосудия и покажет, что преступники действительно несут ответственность», — говорится в пояснительной записке.

Кто будет управлять и следить

Учет конфискованного имущества будет вести Агентство возврата активов, полученных преступным путем. Оценивать стоимость и регистрировать имущественные права будет Государственная налоговая служба (ГНС). Если имущество находится в долевой собственности, ГНС сможет продать конфискованную долю или инициировать прекращение совместной долевой собственности. При этом родственники до четвертой степени включительно лица, у которого изъяли имущество, не смогут выкупить эту долю.

Распределением активов займется комиссия управления конфискованным имуществом, в состав которой войдут девять членов: по одному представителю от министерств юстиции, финансов, внутренних дел, труда и социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, окружающей среды, а также представитель гражданского общества, которого назначит министерство юстиции.

Как смогут использовать конфискованное имущество

Согласно законопроекту, конфискованное имущество будут направлять на социальные или общественные цели. В первом случае активы по договору смогут безвозмездно использовать физические лица и некоммерческие организации. Во втором случае имущество могут передать государственным органам и учреждениям, которые также смогут использовать его безвозмездно или получить в собственность.

Использование конфискованного имущества в социальных целях предполагает его применение для социальных, образовательных, медицинских и культурных проектов, с особым вниманием к помощи уязвимым группам населения. Конфискованные активы смогут получить в безвозмездное пользование как отдельные граждане, так и некоммерческие организации — ассоциации, фонды, частные учреждения, религиозные и другие неправительственные структуры.

Государственные органы и учреждения смогут использовать конфискованное имущество в общественных целях для модернизации инфраструктуры, реализации важных национальных и местных программ, а также выполнения других задач, направленных на повышение эффективности их работы.

Для получения конфискованного имущества государственные органы и некоммерческие организации должны будут участвовать в конкурсе. При рассмотрении заявок комиссия управления конфискованным имуществом будет учитывать опыт заявителя, актуальность проекта с точки зрения потребностей целевых групп, соответствие стратегическим приоритетам, риски, связанные с использованием имущества, а также наличие ресурсов и план привлечения необходимых средств для его обустройства и содержания.

Агентство возврата активов будет ежегодно проверять, как используют конфискованные активы. Если выявится, что имущество используют не по назначению, комиссия отзовет права пользования.

В законопроекте отдельно описан механизм распределения конфискованных денежных средств. Согласно проекту, 70% всех конфискованных денег будут поступать в госбюджет, 20% — направляться на социальные цели, а оставшиеся 10% получат государственные органы и учреждения для использования в общественных целях.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: