У «группы Петренко» появилась группа поддержки


Суд над лидером партии «Наш дом — Молдова» Григорием Петренко и его соратниками, состоявшийся 15 февраля, едва не перерос в массовые беспорядки. Сотни протестующих во главе с лидерами «Нашей партии» и платформы DA пришли к зданию суда с требованием освободить обвиняемых. Суд проигнорировал акцию протеста и доводы защиты, настаивавшей на освобождении «группы Петренко».

Мониторинг дипломатов

Заседание суда, назначенное на 13.00, началось с получасовым опозданием. Судейскую коллегию возглавил новый судья — Геннадий Бырназ, сменивший Людмилу Урсу. Причину замены судьи адвокат обвиняемых Роман Аронов объяснить NM не смог. «Может, она [Урсу] и сама отказалась, кто знает», — предположил он.

Изменился не только состав коллегии судей. Обвиняемых стало больше: вместе с «группой Петренко» на скамье подсудимых оказались еще двое. Сергей Иванчук и Юрий Кудинов, задержанные в конце прошлого года, обвиняются по трем статьям Уголовного кодекса: ст. 141 «Наемничество», ст. 290 «Незаконное хранение оружия» и ст. 285 «Организация массовых беспорядков».

По версии обвинения, Иванчук и Кудинов участвовали в акции протеста 6 сентября перед зданием Генпрокуратуры. Григорий Петренко заверил, что видит их впервые. Ранее правоохранительные органы заявляли, что Иванчук и Кудинов были наемниками в Донбассе. На предыдущих заседания суда NM пытался узнать у прокурора Нику Шендря, почему двух обвиняемых не задержали, как и всю «группу Петренко», 6 сентября. «Терпение. Вы все узнаете. Это как шоу, как сериал. Все самое интересное — в конце», — ответил Шендря.

Заседание суда по «делу Петренко» 15 февраля впервые посетили европейские дипломаты. Делегацию ЕС в Молдове представляли Вихер Слагтер и Миндаугас Качеряускас. Также за ходом судебного процесса наблюдали представители миссии ОБСЕ и посольств Венгрии и Франции. Дипломаты от комментариев отказались, но сам факт их присутствия может говорить о том, что у дипломатического корпуса есть вопросы к молдавскому правосудию, и что дело может носить политический характер.

Протесты против арестов

Едва началось заседание, как к суду начали подходить протестующие. Ренато Усатый оценил их численность в две тысячи человек. Участники акции скандировали «Долой Плахотнюка», «Свободу группе Петренко» и «Хотим справедливой юстиции». У входа в суд выстроились сотрудники правоохранительных органов, внутри здания находились несколько десятков автоматчиков в масках. Несколько полицейских держали плакат с надписью «Спасибо, что протестуете мирно».

Изначально предполагалось, что сегодня суд продолжит заслушивать показания пострадавших полицейских, но уже в начале заседания адвокат обвиняемых Анна Урсаки представила ходатайство, в котором попросила освободить «группу Петренко». По мнению Урсаки, в деле появились новые обстоятельства, а именно — резолюция Гражданского форума. «Представители разных политических и общественных сил выдвинули властям требования, в том числе безусловное требование освободить Григория Петренко и его соратников», — сказала Урсаки.

К этому моменту в здание суда вошли несколько участников Гражданского форума: лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, члены платформы DA Василе Нэстасе, Кирилл Моцпан, Инга Григориу и Ливиу Вовк. В суде Ренато Усатый вел себя довольно раскованно, сделал селфи с Григорием Петренко. Судья не стал возражать, хотя фотосъемка в зале запрещена (по крайней мере, для журналистов).

newsmaker.md/rus/novosti/po-sushchestvu-dela-postradavshiy-politseyskiy-zayavil-chto-ne-imeet-pretenziy-k-g-21683

Судья предоставил обвиняемым возможность высказаться. Как обычно, дольше всех выступал Григорий Петеренко, остальных обвиняемых адвокаты попросили воздержаться от комментариев, чтобы сэкономить время. «Наше дело политическое, за нас вступились лидеры разных партий, европейцы. То, что с нами происходит, недопустимо», — заявил Петренко. Михаил Амерберг отметил, что хочет услышать доводы прокуроров: «Наша юстиция слепа. Зачем нас держат под стражей?» Но прокуратура не стала приводить доводы.

В зале суда было очень душно, и в какой-то момент одной из судей стало плохо. Ренато Усатый воспользовался паузой и сказал, что если сегодня выпустят Петренко, то это станет хорошим сигналом для европейцев. «Вечером и нас могут закрыть, кто знает», — добавил он. Он попросил у суда не следовать указаниям из отеля Nobil (отель принадлежит первому зампреду Демпартии Владимиру Плахотнюку. —NM). Обвиняемые начали ему аплодировать.

Три часа на вердикт

В 14.30 судья удалился в совещательную комнату для вынесения решения. В это время здание начали покидать сотрудники судебной инстанции, поскольку все остальные слушания из-за протестов были отменены. NM попытался побеседовать с прокурорами, однако комментировать ход слушаний и акцию протеста они отказались. Прокурор Мирча Арчер сказал NM, что защита хотела продолжить выслушивание показаний потерпевших, но — «имеем то, что имеем».

В совещательной комнате судья находился около трех часов. В какой-то момент секретарь суда занесла туда стопку бумаг. Адвокат Николай Вишневский, защищающий интересы Андрея Друзя, заявил, что это серьезное нарушение: никто не имеет права заходить в комнату судьи в момент вынесения решения. «Это бумаги из Nobil», — закричали протестующие.

Секретарь ответила, что принесла судье чистые листы, но и этот ответ адвокатов не удовлетворил. «А как вы узнали, что ему нужны чистые листы? Ведь ему нельзя пользоваться телефоном», — возразил Вишневский, но ответа не получил.

В 17.45 судья Геннадий Бырназ огласил решение: ходатайство Анны Урсаки отклонено, суд посчитал, что оно не обоснованно. По словам Бырназа, у одного из судей оказалось особое мнение по ходатайству Урсаки, но имени судьи он не назвал.

Затем автоматчики потребовали от журналистов освободить помещение. Но очистить помещение от самих обвиняемых оказалось куда сложнее: подсудимые сели на пол. В зале суда и в коридоре началось столпотворение. Супруга Михаила Амерберга Влада Амерберг рассказала NM, что «обвиняемых волокли по ступенькам, как мешки с картошкой».

«Это далеко не самое страшное дело»

На улице протестующие пытались прорвать полицейский кордон, но безуспешно. Муниципальный советник от «Нашей партии» Илиан Кашу успокаивал митингующих граждан. «Протестуем мирно», — кричал Кашу в мегафон. Но участники протестов его не слушали. Когда арестованных погрузили в автозак,  протестующие попытались заблокировать выезд на улицу Киевскую. Но и это им не удалось: дорогу автозаку расчищали десятки полицейских.

Полиция окружила здание суда по периметру. Движение по улице, соединяющей столичные сектора Центр и Рышкановка, приостановилось — сотни людей были выходили из общественного транспорта и шли пешком. Лидер «Нашей Партии» Ренато Усатый призвал всех дойти до площади Великого национального собрания, где, по его словам, планировалось обсудить дальнейшие действия. Но спустя сотню метров протестующие изменили планы. «Завтра, я думаю, мне нужно выйти с пресс-конференцией или на Facebook. Я всегда говорил: если мы не выиграем этот бой, мы проиграем всю страну. Но мы обязательно победим, потому что за нами — граждане, вне зависимости от национальностей. В следующий раз нужно выходить по-взрослому: с соседями, кумовьями, родственниками», — сказал Усатый.

Акция протеста не была спонтанной. Недалеко от суда находилось несколько минивэнов и микроавтобусов, куда после митинга рассаживались протестующие. От отдельных участников акции чувствовался запах алкоголя, а некоторым протестующим на вид было менее 18 лет. Ряд активистов надели марлевые повязки (ранее вице-премьер Георге Брега заявлял о сложной эпидимиологической ситуации в стране в связи с гриппом). 

newsmaker.md/rus/novosti/byl-li-u-protestuyushchih-kontakt-s-dveryu-21722

Уже после протеста произошла потасовка со съемочной группой телеканала Publika TV (принадлежит Владимиру Плахотнюку). Около десятка протестующих потребовали от корреспондента и оператора телеканала выключить видеокамеру и «снимать Плахотнюка». В конфликт пришлось вмешаться полиции.

Представители дипломатического корпуса следили за развитием событий до самого финала. Как заявил NM один из дипломатов на условиях анонимности, «то, что происходит с делом Петренко, — это очень тревожно. Но, к сожалению, это далеко не самое страшное дело в молдавской юстиции. О многих делах, где творится еще больший беспредел, общественность попросту не знает, а неправительственным организациям они не интересны».

Григорий Петренко и шестеро его соратников были задержаны 6 сентября в ходе акции протеста у Генпрокуратуры. Сейчас «группа Петренко» находится под арестом по обвинению в организации массовых беспорядков. Обвиняемым грозит лишение свободы на срок до восьми лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Приднестровье на выборах: как за 30 лет изменялось число участков и явка избирателей

Жители Левого берега Днестра с правом голоса с 1994 года участвовали во всех парламентских и президентских выборах Молдовы, однако их явка колебалась на протяжении многих лет. По данным Ассоциации демократии участия (ADEPT), число избирательных участков для жителей Приднестровья и для избирателей в Зоне безопасности изменялось с течением времени.

На первых двух выборах после обретения независимости (1994 и 1996 годов) проголосовали около 9 000 жителей Левого берега. Тогда открыли 15 и 13 избирательных участков соответственно. С 1998 по 2009 год явка постепенно снижалась и достигла исторического минимума: меньше 5 тыс. избирателей и всего 8 избирательных участков.

Ситуация изменилась на президентских выборах 2016 года. В первом туре проголосовало меньше граждан, но во втором туре, когда участвовали Игорь Додон и Майя Санду, число избирателей превысило 17 тыс. — почти вдвое больше, чем в первом туре. Для обоих туров открыли 30 участков.

На парламентских выборах 2019 года зафиксировали рекорд: 36 034 голоса и 47 избирательных участков — пока максимальное число. Впоследствии явка начала постепенно снижаться.

Например, в первом туре президентских выборов 2020 года проголосовали меньше 15 тыс. человек, а во втором туре — почти 32 тыс., то есть меньше, чем в 2019 году. Число участков тоже сократилось: 42 вместо 47.

На досрочных парламентских выборах 2021 года проголосовали меньше 30 тыс. избирателей из Приднестровья, а на президентских выборах 2024 года — около 26 тыс. За этот период число избирательных участков уменьшилось с 41 до 30.

ADEPT

Данные ADEPT показывают, что в среднем на каждом избирательном участке, открытом властями Кишинева, голосовали около 550 избирателей с Левого берега Днестра. Более высокая активность была на выборах 1996, 2019, 2020 и 2024 годов.

ADEPT

По данным ADEPT, на выборах 2024 года, большинство избирателей из приднестровского региона проголосовали на участках в Резине, Варнице и Кишиневе.

ADEPT

На парламентских выборах этой осенью власти планируют открыть всего 10 избирательных участков. Центральная избирательная комиссия примет окончательное решение не позднее 24 августа. Тем временем пророссийские оппозиционные партии и некоторые кандидаты раскритиковали этот план, обвинив правительство в попытках фальсификации. Они требуют равных избирательных прав для всех граждан, независимо от региона проживания. В ответ на запрос NewsMaker ЦИК подчеркнула, что решение примут в строгом соответствии с Избирательным кодексом.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: