Александр Казаков / EPA-EFE / SPUTNIK

В Эстонии запрещают РПЦ. Получится ли оторвать эстонскую церковь от Москвы

Правительство Эстонии внесло на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий прекращение деятельности религиозных организаций с центром в России. Ожидается, что парламент, ранее официально высказывавшийся против присутствия в стране Московского патриархата, который оправдывает агрессию против Украины и других постсоветских государств, оперативно одобрит правительственный законопроект. Наши партнеры из «Новой газеты — Европа» попытались разобраться в том, получится оторвать от Москвы эстонскую церковь, и как ее епископ пытается ухватиться за «спасительную соломинку» трампизма. NewsMaker публикует адаптированную версию материала.

Ранее, в августе 2024 года, аналогичный закон — «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» — приняла Верховная Рада Украины. Он предписывает, в частности, бывшей структуре Московского патриархата (УПЦ) в течение девяти месяцев разорвать последние символические нити, которые связывают ее с Москвой. Годом ранее парламент Латвии обязал местную православную церковь провозгласить автокефалию, что та безропотно исполнила.

«Надо положить конец»

По словам министра внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметса, «подчиняющаяся Московскому патриархату православная церковь (ЭПЦ МП) является для России и Кремля самым важным инструментом их влияния в Эстонии. Этому надо положить конец». Новый закон исключает «руководство со стороны лица или объединения, имеющего значительное влияние и находящегося в иностранном государстве, если это представляет угрозу безопасности, конституционному строю или общественному порядку эстонского государства, поддерживает военную агрессию или призывает к войне, террористическому преступлению или иному незаконному применению вооруженной силы или насилия».

На внесение соответствующих поправок в уставные документы религиозным организациям будет дано два месяца. Но структура Московского патриархата привычно «проявила большевистские темпы» (легендарная фраза Сталина на встрече с тремя митрополитами в Кремле в 1943 году при воссоздании РПЦ) и уже 18 января внесла необходимые поправки в свой устав на сессии Собора церкви в Таллинне. Несмотря на то что в августе прошлого года предыдущая сессия Собора уже вносила поправки в устав ЭПЦ МП, обособляющие ее от центра в Москве, Тартусский уездный суд счел их недостаточными даже с точки зрения действовавшего на тот момент законодательства и обязал изменить официальное название церкви («Эстонская православная церковь»), которое полностью совпадает со словами, входящими в название другой православной юрисдикции страны — Эстонской православной апостольской церкви, автономии в составе Константинопольского (Вселенского) патриархата. В результате Собор утвердил для бывшей ЭПЦ МП название «Эстонская христианская православная церковь» (ЭХПЦ).

Кафедральный собор Симеона и Анны Эстонской апостольской православной церкви, Таллинн. Фото: Calle Eklund / V-wolf

Кафедральный собор Симеона и Анны Эстонской апостольской православной церкви, Таллинн. Фото: Calle Eklund / V-wolf

«Проблема Евгения» превращается в «Проблему Даниила»

На другое требование Тартусского суда — об отставке выдворенного из Эстонии в феврале прошлого года гражданина РФ митрополита Евгения (Решетникова) с поста предстоятеля церкви — Собор ответил отказом. Аргументация использована довольно казуистическая: «Согласно закону о церквях и приходах, половина из членов правления религиозного объединения может не быть резидентами Эстонии (ч. 2 ст. 23 KiKoS).

Поэтому вне зависимости от того, является ли правовой статус митрополита Евгения как священнослужителя спорным или нет, он имеет все законные права продолжать свою деятельность в качестве главы Церкви».

Едва ли правительство страны согласится с этим доводом, потому что Евгений теперь не просто «нерезидент Эстонии», которому запрещен въезд на территорию государства, но и лицо, признанное в установленном законом порядке угрозой для безопасности государства. Один из ближайших сотрудников патриарха Кирилла, в недавнем прошлом — ректор Московских духовных академии и семинарии, Евгений не только отказывался выйти из Московского патриархата, но и входил в состав руководящего органа Всемирного русского народного собора — российской церковно-общественной организации, которая прямо заявляла о намерении восстановить империю в границах, более широких, чем имел СССР, а значит, ставила под вопрос суверенитет Эстонии. До тех пор, пока ЭХПЦ не решится отправить в отставку проживающего в Москве предстоятеля, думается, ей не удастся урегулировать свой статус в рамках нового эстонского закона. Так что ее Собору придется собираться еще на одну сессию.

После депортации митрополита Евгения ЭПЦ МП/ЭХПЦ фактически управляет его викарий (вспомогательный епископ) Даниил. Он был рукоположен спешно, в один из последних дней пребывания Евгения в Эстонии, ради чего даже пришлось провести «дистанционное заседание» синода РПЦ. Епископ Даниил является единственным иерархом ЭХПЦ, родившимся на территории Эстонии, а значит, перспектива лишения его гражданства или ВНЖ исключена.

24 января он неожиданно заявил о готовности пойти на обострение с эстонскими властями. Дело в том, что Даниил толкует каноническое право в его «московской» традиции, то есть убежден, что Эстонская церковь может получить автокефалию (церковную независимость) только от Москвы. Тот путь, которым пошли, например, Украинская или Латвийская церкви, проигнорировавшие мнение Московского патриархата, епископ Даниил считает «неканоническим». «Принудительный канонически незаконный разрыв связей со своим патриархатом, — утверждает он, — является вмешательством во внутреннюю жизнь религиозных объединений».

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (в центре) во время чина наречения во епископа. Фото: иерей Григорий Борисов / orthodox.ee

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (в центре) во время чина наречения во епископа. Фото: иерей Григорий Борисов / orthodox.ee

Уроки истории

Такое заявление не только контрастирует с позицией Собора ЭХПЦ, готового исполнить все требования эстонского законодательства, но и с общеизвестными фактами эстонской церковной истории. В 1922 году, после ареста Московского патриарха Тихона и прекращения деятельности Священного Синода и Высшего церковного совета Православной российской церкви в результате антирелигиозной политики советской власти, Эстонская епархия этой церкви на территории независимой Эстонии оказалась предоставлена сама себе. Чтобы урегулировать свой канонический статус, подобно соседним Финляндской и Латвийской епархиям, она обратилась в Константинопольский патриархат, которому еще IV Вселенский собор (451 г.) предоставил право административно-канонического руководства православной диаспорой. Томосом патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 года Эстонская епархия была принята в Константинопольский патриархат на правах автономной церкви.

Вошедшая в Таллинн на штыках Красной армии Московская патриархия насильно аннексировала эту церковь и провозгласила ее «возвращение» в свое лоно. По всей Эстонии начался процесс закрытия храмов. Однако год спустя, после немецкой оккупации Эстонии, канонический строй был восстановлен. Когда в 1944 году Красная армия вновь вернулась в Таллинн (теперь уже на долгие 45 лет советской оккупации), иерархи, часть духовенства и мирян Эстонской церкви эмигрировали на Запад, где организовали Стокгольмский синод Эстонской церкви, формально просуществовавший до самого распада СССР. Сразу после Второй мировой войны РПЦ признала переход в Константинопольский патриархат своей бывшей Финляндской епархии (ныне автономной Финляндской православной церкви), но отказалась делать то же самое в отношении Эстонской церкви, чья каноническая история ничем не отличалась от финляндской. «Чья власть — того и вера»?

В 1997 году на переговорах в Женеве Константинопольский и Московский патриархаты договорились о взаимном признании «параллельных» юрисдикций в Эстонии: к церкви Константинопольского патриархата отошли в основном эстоноязычные приходы (всего около 60), а к церкви Московского патриархата — в основном русскоязычные (всего около 40). На фоне относительно мирного сосуществования этих двух церквей уже более четверти века довольно странно сегодня, в условиях крайней российско-эстонской конфронтации, ставить вопрос о «незаконном разрыве связи со своим (то есть в логике епископа Даниила — Московским. — Прим. Л. Ф.) патриархатом». Объяснение этой странности, пожалуй, следует искать в большой геополитике. Заявления влиятельных трампистов о недопустимости «запрета» Московского патриархата в Украине приободрили руководство РПЦ, которое дало установку своим подчиненным на Западе сопротивляться требованиям о разрыве с Москвой.

Наречение архимандрита Даниила (Леписка) во епископа Тартуского. Фото: иерей Григорий Борисов / orthodox.ee

Наречение архимандрита Даниила (Леписка) во епископа Тартуского. Фото: иерей Григорий Борисов / orthodox.ee

Европа против Московского патриархата

На фоне неясности с позицией США Евросоюз, похоже, лишь укрепляется в решимости противостоять использованию Кремлем церковных инструментов для разжигания антизападных настроений среди православного населения европейских стран. 23 января Европарламент, представляющий 27 государств ЕС, принял резолюцию № 2988 — «О российской дезинформации и фальсификации истории для оправдания агрессивной войны против Украины».

Пункт 12 этого документа гласит, что Европарламент «осуждает использование Москвой православной религии в геополитических целях, в частности путем использования Русской православной церкви (Московского патриархата) в качестве инструмента влияния и контроля над православным населением в Украине, Грузии, Молдове, Сербии и других странах».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Parlamentul Republicii Moldova

Олеся Стамате обратилась в суд из-за своего исключения из PAS. Чего требует депутат?

Депутат Олеся Стамате рассказала 13 июня, что подала в суд на правящую партию «Действие и солидарность» (PAS), исключившую ее из своих рядов из-за скандала с законом об амнистии. В эфире подкаста Subiect incomod Стамате заявила, что считает свое исключение несправедливым и нарушающим устав партии.

По словам Стамате, решение исключить ее из PAS приняло Национальное политическое бюро формирования, в котором она тоже состояла. При этом депутат уверена, что, поступив так, руководство PAS нарушило собственный устав. Стамате рассказала, что после исключения обратилась к политбюро PAS с вопросами по поводу процедуры исключения, но ответ так и не получила.

«Сначала я обратилась с вопросами в PAS. Например, я хотела узнать как созывали это заседание, было ли известно, что речь пойдет об исключении члена партии. Заседание политбюро никто официально не созывал и не объявлял. Далее, есть процедура исключения из партии члена политбюро  — по уставу необходимо созвать комиссию по неподкупности. Комиссию не созывали, по крайней мере мне об этом ничего не известно, мне не дали выступить перед комиссией и представить свою точку зрения. Были и другие вопросы. Не получив ответа, я обратилась в суд», — рассказала Стамате.

***

Напомним, 4 апреля PAS объявил об исключении Стамате из партии. В PAS заявили, что Стамате, будучи председателем юридической комиссии, предложила поправки в закон об амнистии, позволившие освободить из тюрьмы заключенных, приговоренных к пожизненному сроку. PAS также потребовал от Стамате сдать мандат депутата. В результате скандала своей должности лишился и глава Национальной администрации тюрем Анатолий Фалка. По требованию премьер-министра он подал в отставку.

Стамате, комментируя свое исключение из PAS, сказала, что уверена, что все ее действия были правильными и законными. По словам Стамате, любые законы принимают, рассчитывая на их добросовестное исполнение и обвинение в недостаточной оценке рисков — «это абсурд». Она объявила, что покидает фракцию PAS, но остается неафилированным депутатом парламента.

После этого Стамате предложила создать парламентскую комиссию для расследования того, как принимали закон об амнистии. На заседании 29 мая парламент не поддержал инициативу включить этот вопрос в повестку дня. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: