Президент молдавской Ассоциации годзю-рю каратэ-до ВИКТОР ПАНАСЮК рассказал журналисту АНДРЕЮ ГИЛАНУ о том, что общего между политикой, бизнесом и боевыми искусствами, нужно ли видеть в конкуренте врага и какой поединок считается по-настоящему выигранным.
«После каждой войны победитель получает репарации, тем самым закладывает фундамент для будущего конфликта»
В каратэ много направлений, школ и ответвлений, какое направление вы практикуете?
Годзю-рю.
Чем оно отличается от остальных?
«Го» переводится с японского как жесткость, «дзю» — мягкость, «рю» — школа. Годзю — это закон сочетания жесткого и мягкого и присутствует во всех явлениях, предметах, которые существуют и нас окружают. Это попытка древних структурировать понимание окружающего мира: жесткое и мягкое, день и ночь, мужчина и женщина…
Мне казалось, что каратэ — это больше спорт, а оказалось, что за ним скрывается целая система представлений и знаний о мире и о человеке.
Боевые искусства изначально возникли как способ выживания, а потом трансформировались в способ развития. Мы постоянно должны себя развивать: духовно, нравственно и физически. Мы должны постоянно меняться. В боевых искусствах, как и в бизнесе, если ты стоишь на месте, значит — деградируешь. Равновесие не может быть статическим. Преимущество боевых искусств в том, что я на собственном теле могут почувствовать, что такое система развития и взаимосвязей, точка контроля и контроль пространства.
Система?
Да, возьмем простой пример: вы хотите научиться отжиматься 100 раз. Думаете, это просто: вы начинаете отжиматься по десять раз и каждый день прибавляете еще по одному разу. Вам кажется, что через три месяца вы выполните задачу.
Разве не так?
Да, через два месяца вы будете отжиматься 30 раз или даже 40, а через три — 20 и то с трудом. Оказывается, все не так просто. Даже в таком нехитром деле, как отжимания, нужно понять систему, чтобы достичь цели.
Разве боевые искусства изучают не для того, чтобы научиться одолеть противника, победить в поединке или надавать противнику в уличной драке?
Заблуждение. В этом-то и отличие боевых искусств от спорта. Представьте, вы встречаете пьяного хулигана на улице. Завязалась драка, вы ударили противника, он ударился головой и умер. Дальше следуют судебные тяжбы, которые могут для вас печально закончиться. Любая война — проигрыш. После каждой войны победитель получает репарации, тем самым закладывает фундамент для будущего конфликта. Поэтому цель боевых искусств не в выигрыше, а в развитии.
Я практиковал разные стили каратэ, но больше всего меня заинтересовал годзю-рю, который представляет собой баланс между жесткостью и мягкостью. Чем сильнее ты становишься физически, тем мягче ты должен быть внутри и меньше сил должен применять для решения конфликтов. Этот принцип действует не только в каратэ, но и в политике, и в бизнесе.
Известно, что вы даже отправились в Китай, чтобы отыскать родину годзю-рю. Удалось ее найти?
Мой ученик Сергей Робиш, который владеет китайским, прочел статью про учителя моего будущего учителя Джен Ван Цуня. Статья была посвящена столетию этого невероятного человека. В статье рассказывалось, например, о том, как он в молодости убил тигра: услышал ночью шум на скотном дворе, захватил с собой только вилы и убил ими дикое животное.
Мой ученик поехал в Китай, встретился с местными жителями и показал им иероглифы названий ката годзю-рю — комплексы упражнений. Они подтвердили, что такие ката им известны. Так, в 2006 году я отправился в Китай, поселился на месяц в местной деревне. Мне повезло, я нашел одну из первоначальных школ стиля Кулак белого журавля (Байхэцюань.— NM) , которая находится в южном Китае, в провинции Фуцзянь, в уезде Юн Чунь.
«Поединки выигрывают тогда, когда выигрывают оба соперника»
Насколько мне известно, каратэ — это японский вид единоборств.
Годзю-рю появился в южном Китае, позже его стали практиковать на острове Окинаве, а позже и в Японии.
Стиль Белого журавля, который я изучал в Китае, разработала женщина, которую звали Фан Цинь Нян. По легенде, она пряла пряжу, когда к ней в комнату залетел журавль. Она кинула в него веретено — он увернулся, она бросила в него палкой — птица крылом отбила удар. Так, к Фан Цинь Нян пришла идея упругой силы, при помощи которой можно отбивать тяжелые удары.
Стиль возник в 17 веке, в смутные времена: кочевые племена маньчжуров захватили Китай и основали свою империю. Местные жители страдали как от захватчиков, так и от многочисленных разбойников.
На юге Китая гористая местность. Даже в 1950-х годах при Чан-Кайши вокруг села, где я поселился, было семь банд разбойников, как и гор, которые ее окружали. Крестьянам нужно было защищаться, поэтому боевые единоборства были жизненно необходимы.
Как в фильме «Семь самураев»: деревня наняла самураев, чтобы те защитили от разбойников, которые отбирали урожай риса.
Да, вы правы. Крестьяне привлекали бродячих мастеров боевых единоборств, стараясь, чтобы они остались в их поселке, а также в свободное время сами практиковали боевые искусства. Удивительно, как она пришла к тем же принципам, которые присутствуют в системе Белого журавля. Ей удалось создать способ выброса силы, который задействует все крупные мышцы тела одновременно. И таким образом появилась возможность нанести очень сильный удар, даже не обладая большой массой.
Случилось так, что со своим будущим мужем — мастером шаолиньских боевых искусств — Фан Цинь Нян встретилась сначала в поединке. Он стал спорить с ее отцом — и дело закончилось боем. Фан Цинь Нян не только выиграла поединок, но и нанесла сопернику сильную травму бедра. После она вместе с отцом вылечила соперника, и он попросился в ученики. Дело кончилось свадьбой.
Так случилось, что супруги убили одного из знатных маньчжуров, поэтому вынуждены были бежать на родину мужа, в городок Юн Чун. Они построили трехметровый помост и вызвали на поединок любого желающего померяться силой. Легенда гласит, что Фан Цинь Нян не проиграла за 100 дней ни одного поединка, хотя желающих было много. В то время самым известным и сильным местным кланом был клан Дженов. Глава клана Дженов вызвал Фан Цинь Нян на поединок. Во время боя мастер получил несовместимые с жизнью раны. Перед смертью он запретил своим ученикам мстить: посчитал, что сам виноват, так как не распознал в Фан Цинь Нян мастера. Он также настоятельно попросил своего сына Джена Ли стать учеником Фан Цинь Нян. Джен Ли — предок моего учителя Джен Цин Йонга, у которого я учусь в Китае.
«Только признавшись самому себе, что ты испугался, можно победить страх»
Вы говорите, что чем сильнее ты становишься физически, тем мягче ты должен быть внутри. Этот принцип действует не только в каратэ, но и в политике, и в бизнесе. Многие бизнесмены считают иначе, они уверены, что бизнес — война. Поэтому среди них популярна книга Сунь-цзы «Искусство войны».
Бизнесмены зачастую неправильно трактуют Сунь-цзы. Бизнес, как и боевые искусства,— это не война, а общение. Поединки выигрывают тогда, когда выигрывают оба соперника. Лучший бой — это бой, который не состоялся. Чем выше уровень воина, тем реже он решает конфликт силой. Мастер — это тот человек, который никогда не дерется. Это человек, который уходит за пять минут до начала драки. Он умеет конфликт свести к общению.
Бизнесмены часто считают конкурентов своими врагами.
Конкуренция — это благо для бизнеса и стимул для развития. Когда-то мы конкурировали со школой Ашихара каратэ. Совместно участвовали в соревнованиях. Победа постоянно переходила из рук в руки. Отталкиваясь друг от друга, мы быстро развивались.
Что делать, если конфликт неизбежен?
Нужно следовать боевой добродетели. Это своего рода правила поведения, позволяющие добиться абсолютного выигрыша. Вы не оставляете разозлившегося соперника за своей спиной.
В чем заключается добродетель?
Нужно одинаково уважительно относиться ко всем: не бояться сильного противника и не презирать слабого. Только в таком случае вы можете сохранить правильные взаимоотношения и правильно отнестись к конкурентам. Не забывайте, что маленькие противники могут объединиться и противостоять сильному. Как говорят китайцы, за каждым человеком есть человек, за каждым небом есть небо.
Не делите людей на богатых и бедных, сильных и слабых, на тех, кто «поднялся», и тех, у кого нет статуса. Рано или поздно мы все попадем в ситуацию, где будут спрашивать за каждый поступок. Там не помогут ни связи, ни деньги (улыбается). Уважайте людей только за их полезные для общества дела, а не за то что они делают для своей собственной выгоды.
Решайте все вопросы по правде. Искренность — основа развития. Если человек хотя бы себе перестает врать, он лучше ориентируется в пространстве. Только признавшись самому себе, что ты испугался, можно победить страх.
«Информации было очень мало, и если что-то проникало, оно тут же набирало невероятную популярность»
Брюс Ли впервые начал заниматься боевыми единоборствами, когда ему было 13 лет. Когда вы занялись каратэ?
Меня записали в профессиональную секцию каратэ в Кишиневе в 14 лет, в 1979 году.
В то время о каратэ в Советском Союзе практически ничего не было известно. Как вы узнали о каратэ: из кино, из рассказов старших или это тлетворное влияние Запада?
Да, о каратэ практически ничего не было известно. Тогда все было по-другому. Молодежь того времени жила совершенно в другой реальности: не было компьютеров, обилия информации. Мы, будучи мальчишками, играли на улицах, и, разумеется, как и в любых играх, между нами возникали конфликты.
Дрались?
Легко дрались — легко мирились. Все было по-честному: за компьютером не прятались. А тут вдруг появилось нечто новое, экзотическое. Чтобы вы понимали, мы жили за «железным занавесом». Информации было очень мало, и если что-то проникало, оно тут же набирало невероятную популярность. Каратэ в Советском Союзе вызвало эффект разорвавшейся бомбы! Вы можете спросить любого 40-летнего мужчину — наверняка он либо занимался, или хотел заниматься этим видом единоборств.
Откуда такая популярность? Разве в Советском Союзе не было других видов единоборств?
Да, какое-то время был бум дзюдо, но он быстро прошел, так как этот вид спорта был официально разрешен, а каратэ — нет.
Запретный плод?
Да.
Так как же вы узнали о каратэ?
Из журнала «Спортивная борьба», где опубликовали небольшую статью. Помню, я вынес журнал во двор и мы долго с мальчишками пытались воспроизвести два приема, которые были там изображены. В 1976 году в Кишиневе открылись первые полуподпольные секции. Насколько мне известно, каратэ занимались сотрудники правоохранительных органов, милиция. Потом в Советском Союзе каратэ разрешили официально.
Ходят слухи, что к Леониду Ильичу Брежневу пришел кто-то из инструкторов рукопашного боя и предложил план: разрешить платные секции, которые должны принести деньги, чтобы частично покрыть расходы на Олимпиаду-80 в Москве. Правда это или нет, но когда каратэ разрешили, был сумасшедший ажиотаж. Тяжело описать.
В 1979 году в Кишиневе открыли четыре официальные секции. Попасть туда было непросто. Мне повезло: мой отец был заслуженным тренером республики по греко-римской борьбе и известным человеком в спорткомитете Молдавской ССР. Благодаря нему меня записали в секцию.
Где ее открыли?
В столичной школе № 40. Занятия проходили после девяти часов вечера. Уже спустя семь месяцев после открытия я стал своего рода помощником тренера. Поначалу нас было десять человек. Потом в газете «Вечерний Кишинев» разместили малюсенькое объявление, что объявляется набор на конкурсной основе. Представьте себе, пришло пять тысяч человек! Люди толкали друг друга так, что выдавили витражное стекло. Милиция не могла справиться. Зато к людям в кимоно кандидаты относились с благоговением: перед нами толпа моментально расступалась. В итоге из пяти тысяч отобрали двести человек. Начались большие тренировки. Мы перенесли занятия в спортзал третьей городской больницы.
Насколько мне известно, в 1980-е каратэ было запрещено?
Да, в газетах начали выходить материалы-сенсации вроде «Каратист побил дедушку» или «Каратисты учинили драку». И чуждое буржуазное боевое искусство, как писали газетчики, в 1983–1984 годах в СССР запретили. Тренировки продолжались, но они проходили нелегально в подвалах и парках. Свою первую секцию я открыл в 1987 году, и официально она называлась секцией айкидо с элементами боевого самбо.
Беседовал Андрей Гилан, специально для NewsMaker