Во сколько (нам) обходится нейтралитет? Оборонный бюджет Республики Молдова по сравнению с другими нейтральными государствами

Республика Молдова провозгласила свой постоянный нейтралитет в 1994 году и закрепила этот статус в Конституции. Но что означает нейтралитет и как этот статус влияет на оборонную политику Республики Молдова в условиях, когда ее бюджет на оборону один из самых маленьких в Европе? Вместе с министром обороны в период 2009-2014 годов Виталием Маринуца объясняем последствия нейтралитета с военной точки зрения, источники финансирования оборонного сектора, влияние сокращения военных расходов на обороноспособность страны, а также преимущества и недостатки статуса нейтралитета.

— Что означает статус нейтралитета Республики Молдова?

Виталие Маринуца: «С конституционной точки зрения нейтралитет Республики Молдова означает, что мы не имеем права участвовать в качестве полноправных членов в военных альянсах, не имеем права участвовать в вооруженных конфликтах и ​​не имеем права соглашаться на постоянное размещение иностранных войск. Однако на практике статус нейтралитета оспаривается. На территории Республики Молдова практически постоянно дислоцируются иностранные войска (прим. ред. – Российской Федерации) и единственной стороной, настаивающей на нейтралитете, является Российская Федерация и пророссийские политики».

Как соотносятся расходы на оборону Республики Молдова и других нейтральных государств. Какой процент ВВП ассигнует Молдова на оборону по сравнению с другими нейтральными странами?

Согласно Закону о государственном бюджете на 2025 год, Министерству обороны выделено около 1,9 миллиарда леев, что составляет 0,65% ВВП (прим. ред. – внутренний валовой  продукт). Эти средства используются в основном на содержание военного персонала, модернизацию оборудования и участие в международных программах безопасности, таких как сотрудничество с НАТО в рамках Партнерства во имя мира. До 2023 года и широкомасштабного вторжения Российской Федерации в Украину, оборонный бюджет Республики Молдова был очень скромным, варьировался в пределах 0,5 — 0,9 миллиарда леев. В 2023 году бюджет на оборону составлял 1,7 миллиарда леев и увеличился до 1,96 миллиарда леев в 2024 году. Стратегия национальной обороны предусматривает постепенное увеличение оборонного бюджета с целью достижения 1% ВВП к 2030 году. Несмотря на это, бюджет по-прежнему остается скромным.

Чтобы лучше понять ситуацию, сравним оборонный бюджет Республики Молдова с четырьмя другими нейтральными государствами (Австрией, Швейцарией, Ирландией и Сербией) в 2023 году.

В 2023 году оборонный бюджет Республики Молдова составил около 93 миллиона долларов или 0,55% ВВП, в то время как Швейцария выделила на оборонный сектор около 0,7% ВВП, что составляет примерно 6,2 миллиарда долларов, в условиях, когда ВВП Швейцарии в 2023 году составлял более 884,94 миллиарда долларов. Военные расходы Австрии в том же году составляли 0,84% ВВП или около 4,4 миллиарда долларов. А военные расходы Ирландии в 2023 году были около 1,2 миллиарда долларов или 0,22% ВВП. Сербия выделила в 2023 году примерно 2,85% ВВП на оборонные расходы, то есть, около 2,1 миллиарда долларов.

— Как низкий уровень оборонного бюджета влияет на способность Республики Молдова защитить свою территорию?

Виталие Маринуца: «Влияние самое прямое. На протяжении всей истории Республики Молдова как независимого государства не было ни одного правительства, будь то правого или левого толка, будь то проевропейского или пророссийского, за исключением нынешнего правительства, которое было бы вынуждено обстоятельствами уделять больше внимания национальной обороне – ни одно из них не уделило даже минимального внимания сфере безопасности и защиты. Бюджет, выделенный этой сфере — один из самых маленьких бюджетов в мире, и если сравнивать его с уровнем угроз, постоянно существующих в эти годы в сфере безопасности и обороны, то этот бюджет просто мизерный. С годами у нас пришли в негодность вооружение и техника, оставшиеся со времен Советского союза. Только благодаря человеческому потенциалу наших военнослужащих и партнерствам, в частности с НАТО в рамках Партнерства во имя мира, мы смогли развивать сектор. В 2011-2012 годах был проведен стратегический анализ сектора обороны, в котором указывается, что если мы в следующие 3-4 года сохраним расходы на оборону на уровне менее 1% ВВП, то боеспособность Национальной армии будет равна нулю. К сожалению, после этого анализа мы сохранили этот бюджет в течение еще одного десятилетия. Было предложено увеличить бюджет до 1% ВВП к 2030 году. Это очень хорошая инициатива, однако сумма довольно ничтожная для повышения боеспособности вооруженных сил».

Откуда берутся средства на сферу обороны? 

Виталие Маринуца: «В настоящее время средства на сферу обороны поступают из нескольких источников. Исходя из того, что мы находимся в зоне близкой к российско-украинской войне, из государственного бюджета выделено около двух миллиардов леев. У нас налажены партнерства с США, стратегическое партнерство с ЕС и двусторонние партнерства с другими странами, откуда поступают еще почти 2 миллиарда леев. Эти деньги выделяются на обучение, на участие в военных учениях, а также на техническую помощь. Например, на прошлой неделе Национальная армия получила партию бронетехники. Практически, их стоимость включена в помощь, предоставляемую стратегическими партнерами Республики Молдова в сфере безопасности и обороны. Никто нас не вооружает таким образом. Мы пытаемся укрепить обороноспособность, поскольку в течение 30 лет ничего не инвестировали в эту сферу. Министерство обороны не опубликовало все данные о предоставляемой помощи, однако, по моим расчетам, оборонный бюджет составляет в общей сложности около 4 миллиардов леев – половина из государственного бюджета, половина из поддержки, оказываемой нашими стратегическими партнерами».

— Каковы плюсы и минусы нейтрального государства с военной точки зрения?

Виталие Маринуца: «У нейтрального государства с военной точки зрения много недостатков. Такое государство должно самостоятельно развивать свою обороноспособность, те есть, рассчитывать только на себя. Следовательно, нейтралитет обходится намного дороже, чем членство в каком-то альянсе. Например, за последнее десятилетие Республика Молдова очень хорошо развила свои саперные возможности. Наши саперы работают на территории Молдовы, обезвреживая взрывоопасные предметы, работают в Косово, были в Иране, Ираке и других международных миссиях. Будучи членом какого-то альянса или блока, мы могли бы предоставлять этот свой потенциал другим странам, у которых возможно имеется больше артиллерии, танков, авиации, и они могли бы оказывать нам помощь, в том числе посредством оборудования. Но будучи нейтральной страной, ты не можешь рассчитывать на возможности других стран, ты должен развиваться самостоятельно. Сейчас много разговоров о возможностях противовоздушной обороны, о системе, стоимостью в несколько миллиардов долларов, которая помогла бы нам развить способность обнаружения, перехвата и уничтожения. Однако мы никогда не сможем развить этот потенциал в одиночку. Будучи членом альянса, НАТО, например, эти возможности или защиту могли бы обеспечить нам страны–члены альянса. Исходя из зоны, в который мы находимся, я не вижу преимуществ нейтралитета. Страны европейского региона, которые сотни лет сохраняли нейтралитет, решили отказаться от него. Мы видим, как Российская Федерация пытается уничтожить нейтралитет Украины. Нейтральные страны, такие как Австрия, Швейцария и Ирландия, окружены странами НАТО, которые, в принципе, обеспечивают им необходимый комфорт. Они довольно много инвестируют в оборону. Нам хотелось бы быть маленькой Швейцарией, в том числе с военной точки зрения, но, к сожалению, в этой части мира, то есть, в Восточной Европе, невозможно быть нейтральной страной, и история доказывает это, в том числе своими нынешними примерами».

Виктория Бородин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

2
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

2
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: