Максим Андреев, NewsMaker

Вся приднестровская рать: борьба за власть в непризнанной республике вступила в активную фазу


В Приднестровье сегодня официально стартовала избирательная кампания по выборам в местный парламент — Верховный совет. Главные конкуренты — это команда лидера региона Евгения Шевчука и партия «Обновление», за которой стоит холдинг «Шериф». Открытая критика «Шерифа» Шевчуком и намерение властей переселить приднестровский Центризбирком из здания, которое комиссия занимала больше 20 лет, говорят о том, что схватка будет беспрецедентно жесткой. 

Кампания и компания

В Приднестровье 3 сентября официально стартовала избирательная кампания по выборам в Верховный совет и в местные советы, намеченным на 29 ноября. Главная схватка ожидается за контроль над парламентом региона, самая большая фракция в котором — 18 из 43 депутатов — у партии «Обновление», за которой стоит крупнейший в непризнанной республике холдинг «Шериф». Для «Шерифа», в последнее время открыто конфликтующего с исполнительной властью, важно сохранить, а в идеале упрочить свои позиции в законодательной власти. У правящей команды во главе с Евгением Шевчуком задача этого не допустить и взять Верховный совет, часто отвергающий инициативы властей, в свои руки. 

Не случайно на пресс-конференции 31 августа, приуроченной к отмечавшемуся 2 сентября Дню республики, Шевчук много говорил о предстоящих выборах. Он, в частности, пообещал поставить точку в «эпохе либерализма» в Приднестровье. А главным врагом объявлены «олигархические круги», которые, по словам Шевчука, участвуют в приднестровской политике «из кустов».

Приднестровье, сказал Шевчук, переживает непростые времена. В этой связи он призвал граждан отнестись к проблемам региона «с терпением и пониманием» и не дать «подорвать единство нашей страны популистскими заявлениями марионеток небезызвестных олигархических кругов». Позже он недвусмысленно дал понять, что имеет в виду крупнейшую в регионе торгово-промышленную группу «Шериф». 

Названия холдинга Шевчук ни разу не произнес, предпочитая называть его «одной известной фирмой». Зато пообещал добиться перехода на новую налоговую систему, внедрить новое антимонопольное законодательство и обложить налогами офшорные операции. Все эти шаги бьют по интересам «Шерифа» и уже неоднократно блокировались «обновленческим» парламентским большинством. Но, уверяет Шевчук, скоро ситуация изменится.

Говоря о грядущих парламентских выборах в ВС, он призвал не допустить, чтобы парламентом «управляли из кустов, как это порой происходит». «Практика политической коррупции, когда одни финансируют выборы, а другие представляют интересы не избирателей, а конкретных экономических кругов, порочная. И я намерен со всеми органами государственной власти в этой предвыборной кампании содействовать тому, чтобы все материалы и информация об этих связях были доступны средствам массовой информации и гражданам для того, чтобы у людей было больше объективной информации»,— пообещал Шевчук.

В случае, если его сторонники получат большинство в Верховном совете, Шевчук обещает «прекратить „беззубость“ законодательного либерализма» в экономической сфере. Не устраивает приднестровского лидера и «разгул либерализма» политического: «В эпохе либерализма, прикрывающей злоупотребления свободой слова, в эпохе плюрализма оскорблений и клеветы, прикрывающей политическую коррупцию в органах власти, должна быть поставлена точка! Это создаст реальные основы укрепления демократии и государства».

Оппоненты Шевчука из партии «Обновление» настроены не менее решительно. Они винят в поразившем приднестровскую экономику кризисе исполнительную власть и полагают, что недовольство, вызванное 30-процентным урезанием зарплат и пенсий, сыграет им на руку. «Против Шевчука 140 тыс. пенсионеров, тысяч пятьдесят бюджетников и около 17 тыс. предпринимателей»,— говорит глава комитета по экономической политике, бюджету и финансам Верховного совета Приднестровья, депутат от «Обновления» Олег Василатий.

Верховный совет да любовь

На вышеупомянутой пресс-конференции Евгений Шевчук выступил с еще одним громким заявлением. По его словам, глава МИД Приднестровья Нина Штански в ближайшее время уйдет в отставку и «приступит к исполнению других обязанностей — обязанностей супруги президента». Кто сменит будущую «первую леди» в должности главы МИДа и, соответственно, в роли главного переговорщика от Тирасполя в процессе приднестровского урегулирования, Шевчук не уточнил. Что касается Нины Штански, то она, по его словам, «уйдет на другую работу». Какую именно, приднестровский лидер также не сообщил.

В Тирасполе на этот счет уже высказываются самые различные версии. Не исключают, в частности, что, покинув госслужбу, Штански может заняться предвыборной кампанией сторонников Евгения Шевчука. «Госпожа Штански показала себя хорошим политтехнологом и работоспособным администратором в ходе избирательного цикла 2011 года,— сказал в беседе с NM Олег Василатий.— Потому не стоит исключать того факта, что ей предстоит серьезная работа в этой ипостаси в ближайшее время».

Успехи Нины Штански в новой сфере, по словам депутата, могут оказаться более серьезными, чем во главе дипломатического ведомства. Приднестровская внешняя политика, по словам Василатия, в период ее руководства МИДом «потерпела оглушительный провал». «Поэтому на этом направлении нужны изменения, которые пусть и несколько экстравагантно нам продемонстрированы»,— добавил он. Кто может стать преемником Нины Штански, депутат сказать затруднился.

Другой депутат, лидер оппозиционного движения «Народное единство» Анатолий Дирун также считает, что Нина Штански оставляет своему преемнику массу нерешенных проблем. В частности, сказал NM Дирун, «неясно, что сделал МИД для разрешения вопроса 1 января 2016 года». В этот день, напомним, прекращается действие европейских торговых преференций для приднестровских предприятий, после чего доступ приднестровских товаров на рынок ЕС окажется под вопросом. Кто теперь может возглавить МИД и чем может заняться сама Штански, парламентарий также сказать затруднился: «Гадать в нашей ситуации — дело гиблое».

Политолог Андрей Сафонов считает, что уходящая руководительница МИДа может получить новое назначение в исполнительных структурах или стать кандидатом в депутаты. В чем эксперт твердо уверен, так это в том, что амбициозная Нина Штански «не тот человек, который готов уйти со сцены» и ограничиться лишь ролью супруги президента. Тем более что в последние годы в Тирасполе не раз ходили разговоры о президентских амбициях самой Штански.

Первый руководитель приднестровского внешнеполитического ведомства Валерий Лицкай считает, что Нину Шански выводят из-под огня критики. «Пока у нее одни неудачи. По автомобильным номерам — проблемы. Уголовные дела [на приднестровских чиновников] множатся. 1 января 2016 года — это вообще цунами. И как с ним справляться, никто не знает. Самое время уйти в тень. Ответит следующий. Будущего министра просто жалко — он обречен. Ее же вывели за скобки»,— сказал Лицкай в беседе с NM.

Что касается заявлений Евгения Шевчука о конце «либерализма» в Приднестровье и назначении главными врагами «олигархов», то, по мнению его оппонентов, они относятся к сфере пиара накануне ноябрьских выборов. При этом слабым местом в этих рассуждениях является то, что Шевчук сам является выходцем из структур «Шерифа» и партии «Обновление». «Говоря о завершении либерализма, нужно помнить, что сам президент активно в свое время его создавал, работая в Верховном совете»,— говорит Анатолий Дирун. 

Ему вторит Олег Василатий: «На территории СНГ не так много примеров политики, либеральней той, которую в течение последних трех лет осуществляет Евгений Шевчук. Более того, анализируя ту информацию о векторах и готовящихся политических решениях, которая есть как в открытом доступе, так и приходит в виде закрытой информации, можно прогнозировать, что либеральный уклон политики Шевчука будет только нарастать».

Василатий также обратил внимание, что в последнее время в окружении самого Евгения Шевчука все более заметное место занимают представители «дружественных» бизнес-структур: «В этих условиях находящейся у руля государства группе не нужны никакие конкуренты. Причем в качестве конкурента рассматриваются все неподконтрольные страты общества, а „олигархические круги“ в данном случае весьма удобны с точки зрения политтехнологий».

ЦИК, да и только

В эпицентре борьбы «Шерифа» и команды Шевчука оказалась Центральная избирательная комиссия. 27 июля глава правительства Приднестровья Татьяна Туранская подписала распоряжение о передаче в двухнедельный срок здания ЦИК на ул. Шевченко, где комиссия размещалась с 1994 года, минюсту, с тем чтобы его заняли судебные исполнители. 28 августа Туранская подписала еще одно распоряжение, лишив им ЦИК права оперативного управления недвижимостью по ул. Шевченко. 

Глава ЦИК Елена Городецкая опротестовала оба распоряжения в суде, который пока не принял решения на этот счет. Городецкая считает действия Туранской незаконными. «Мы занимали это здание с 1994 года, а в 2007 году было распоряжение президента (тогда им был Игорь Смирнов.— NM), которым здание передали ЦИК. Нам говорят, что надо исполнять распоряжение правительства, но у меня на руках действующее по сей день решение президента»,— пояснила NM Городецкая. По ее словам, она направила два обращения на имя Евгения Шевчука с просьбой отменить распоряжения Туранской. Ответа от Шевчука, сообщила она, пока не получено. «Не знаю, какая тут преследуется цель, но очевидно, что это не идет на пользу процессу организации выборов»,— заключила она.

Депутат Василатий уверен, что переезд инициирован властями неслучайно. По словам парламентария, Евгений Шевчук пытался добиться утверждения главой комиссии своего человека: в феврале представителями президента в ЦИК на этот пост был выдвинут экс-глава КГБ Владислав Финагин. Но большинством голосов — двенадцать против девяти — председателем Центризбиркома была утверждена Городецкая. «Понимая тщетность всех попыток взять под контроль ЦИК, делается попытка нарушить его работу посредством переезда. Известно, что один „переезд равносилен трем пожарам“»,— говорит Василатий.

В целом, уверен депутат, ситуация вокруг ЦИК «обусловлена панической боязнью выборов». «Чтобы их сорвать, делается все возможное. Так были сорваны выборы местных советов в марте — юридически это было оформлено объединением выборов»,— полагает Олег Василатий.

Другой депутат от «Обновления», настоявший на анонимности, сказал NM, что в ЦИК сейчас хрупкий перевес «Шерифа»: из 21 члена комиссии (семерых назначил Верховный совет, семерых — президент, а еще семеро делегированы местными советами) холдингу лояльны одиннадцать. «Шевчук не скрывает, что ему важно контролировать Центризбирком. Ведь когда комиссией руководит управляемый человек, можно снять с выборов любого кандидата»,— сказал парламентарий. 

Валерий Лицкай также говорит о давлении на ЦИК: «У команды президента задача иметь в Верховном совете блокирующий пакет голосов. Для этого нужен ЦИК, над которым нет 100-процентного контроля. Все это сделано под начало избирательной кампании и создает атмосферу напряженности».

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Максим Андреев / NewsMaker

«Я действительно ничего не помню». Суд заслушал новых свидетелей по делу Плахотнюка

Суд столичного сектора Буюканы на заседании 6 ноября заслушал еще шесть свидетелей по делу о банковском мошенничестве, по которому обвиняемым проходит бывший председатель Демократической партии (ДПМ) Владимир Плахотнюк. Среди них люди, в обязанности которых входило оформлять на себя компании и подписывать документы.

Суд заслушал двух пожилых мужчин, которые работали на Плахотнюка. Один из них — бывший администратор отеля Nobil. Прокурор задал ему несколько десятков вопросов, но свидетель, сославшись на последствия давнего инсульта и проблемы с памятью, не смог ответить ничего конкретного. Он даже не мог вспомнить, что при обыске у него дома обнаружили документы, связанные с Плахотнюком.

Другой мужчина рассказал, что в разное время работал в нескольких компаниях Плахотнюка — Petrol Moldova, SRL Jemini и Victoriabank, и о том, что однажды его поставили руководить подготовкой к съемкам проекта «Фабрика звезд». Этот мужчина тоже не мог вспомнить некоторые события, поэтому прокурору пришлось зачитать показания, которые он давал на этапе следствия. В них говорилось о номинальном назначении свидетеля администратором некой фирмы, которую позже нужно было переоформить у нотариуса. Все это делалось по просьбе Плахотнюка.

Этот же мужчина рассказал, что на этапе следствия ему показали банковские документы с его подписью, но он их не подписывал и видел впервые.

В суде также заслушали Дорина Павелеску, директора компании Casa Media, которая тоже связана с подсудимым. Почти на все вопросы прокурора он отвечал, что ничего не может вспомнить. «Я действительно ничего не помню, прошло уже много времени. Меня допрашивали пять лет назад», — сказал он.

После заседания прокурор Виталие Кодряну сказал журналистам, что события, о которых шла речь на заседании, произошли более десяти лет назад, поэтому многие детали могли забыться. «Обсуждали сегодня и некие контракты. Многие свидетели говорят, что не знают, кто был их бенефициаром. В основном свидетели заявляют, что подписывали эти контракты, ходили к нотариусам, ходили в регистрирующие органы для внесения изменений в состав этих компаний, но, учитывая, что они не знали их сути и их приводили другие люди (которые, как мы устанавливаем и считаем, были лицами, аффилированными с Плахотнюком), они выступали лишь как подписанты, будучи номинально назначенными администраторами этих компаний», — объяснил он.

Владимира Плахотнюка, находящегося в бегах с 2019 года, задержали в Греции в конце июля 2025 года, а 25 сентября экстрадировали в Молдову. В Кишиневе его поместили под предварительный арест в столичную тюрьму №13.

Плахотнюк проходит обвиняемым по нескольким уголовным делам, самое громкое из которых — о краже миллиарда. По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, которые контролировал Шор, получил $39 млн и €3,5 млн из украденных денег. Это дело

О краже миллиарда евро из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — стало известно в конце ноября 2014 года. После этого Нацбанк ввел в этих банках спецуправление, а затем власти приняли решение их ликвидировать (банки до сих пор в процессе ликвидации). Тогда же Нацбанк выдал этим банкам под гарантии правительства кредиты на ту же сумму, что была украдена (примерно 14 млрд леев или по тогдашнему курсу €1 млрд). Как объяснили власти, кредиты нужны были, чтобы не допустить паники на банковском рынке. В счет этого долга правительство выпустило и передало Нацбанку гособлигации на 13,3 млрд леев под 5% годовых, которые обязалось погасить в течение 25 лет. Эти деньги власти перевели в разряд госдолга. Вместе с процентами за 25 лет эта сумма составит 24,5 млрд леев.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: