Молдавские правоохранительные органы развили небывалую активность. В пятницу, 22 мая, снова прошли обыски в рамках расследования дел о выводе миллиардов из проблемных банков. Были и аресты: среди задержанных — экс-президент Banca de Economii (BEM) Григорий Гачкевич. В то же время из-под домашнего ареста освобождены председатель админсовета BEM бизнесмен Илан Шор и Виорел Быркэ, работавший президентом банка после Гачкевича. Эксперты называют действия силовиков «имитацией бурной деятельности».
Сотрудники Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) и прокуроры в очередной раз провели 22 мая очередные обыски в центральных офисах Banca de Economii и Banca Sociala. Сообщить какие-либо детали и рассказать о причинах новых обысков глава управления уголовного преследования НЦБК Богдан Зумбряну и прокурор Адриана Бецишор отказались. Они лишь уточнили, что в результате следственных действий задержаны на 72 часа пять человек, а еще двое допрошены.
Среди задержанных — бывший президент Banca de Economii Григорий Гачкевич, возглавлявший BEM с мая 2004 года по август 2012-го. Под его руководством доля неблагоприятных кредитов в банке достигла 55% от кредитного портфеля банка (1,5 млрд леев). Задержан также бывший глава юридического отдела BEM Михаил Беженарь и трое бизнесменов, получавших кредиты в Banca de Economii.
Речь идет о Валентине Бодиштяну, компании которого (в том числе Valiexchimp), согласно документам, обнародованным ранее лидером социалистов Игорем Додоном, получили кредиты на сумму 500 млн леев и нанесли ущерб банку в размере 807 млн леев. Бизнесмен Иван Томайлы, чьи компании Romanta plus, Amtrax-AV, Amtarex, Melolgri, Atarex-plus, Verde mondial, Tivali Com (занимаются в основном строительством жилья), по данным Додона, получили в кредит 405 млн леев и нанесли ущерб банку в размере 448 млн леев. Еще один задержанный — директор компании Moşbani (работает в табачной промышленности) Михаил Мощин.
Допрашивали же сотрудники НЦБК бывшего вице-президента BEM Анну Витиу и экс-главу управления экономической безопасности Леонида Белибова.
Все вышеперечисленные проходят подозреваемыми по уголовным делам о мошенничестве при выдаче кредитов в период с 2009-го по 2013 год. «Всего открыто порядка пяти-семи уголовных дел. Они открыты на днях»,— сообщила NM пресс-секретарь НЦБК Анжела Старински.
Дела возбуждены по ст. 239 УК «Нарушение правил кредитования, политик по выдаче ссуд или правил предоставления страхового возмещения/пособия», ст. 190 «Мошенничество» и ст. 238 «Получение кредита, ссуды или страхового возмещения/пособия путем обмана».
Напомним, около двух лет назад в связи с выдачей неблагоприятных кредитов в период с 2009-го по 2013 год Banca de Economii уже было заведено 16 уголовных дел. Все находятся на рассмотрении в судебных инстанциях. Примечательно, что большая часть бывших сотрудников Banca de Economii, задержанных 22 мая, проходят по делам двухлетней давности в качестве подозреваемых. Зумбряну объяснил необходимость открытия новых уголовных дел появлением дополнительных деталей и подробностей.
Громкие обыски и новые задержания проходили на фоне другого события. Бизнесмен Илан Шор, возглавлявший админсовет BEM до введения в нем Нацбанком спецуправления в конце прошлого года, а также Виорел Быркэ, работавший президентом банка до обнаружения в нем проблем, были освобождены: Шор — из-под домашнего ареста, а Быркэ — из-под стражи. Оба взяты под судебный контроль. «У них изъяты паспорта»,— сообщила прокурор Адриана Бецишор, дав тем самым понять, что освобожденные не смогут выехать из страны.
Так совпало, что Быркэ и Шор были освобождены после того, как последний выступил с заявлением, в котором дал понять, что у него есть доказательства причастности высокопоставленных чиновников к махинациям, связанным с BEM. Обнародовать их он обещал позже. «Придет момент, когда правда обнаружится, когда я смогу делать публичные заявления, которые могут сотрясти основу молдавской политики и приведут к ее переустройству»,— пообещал Илан Шор.
Эксперты называют очередные обыски и задержания «спектаклем». «Это всего лишь шоу. Надо демонстрировать, что идет расследование. Основное было сказано вчера Вячеславом Негруцэ. Для чего была проведена схема, кто и как заработал на ней и кто был ее архитектором и режиссером. У меня ощущение, что ситуация отчасти выходит из-под контроля. Система где-то начинает давать сбой. И вот начинаются метания, резкие движения и бестолковые обыски»,— полагает экономист Виктор Чобану.
Заключение под стражу Гачкевича и освобождение Шора он сравнил с «заменой игрока как в хоккее». По мнению Чобану, ситуация вокруг проблемных банков будет еще мусолиться, но рано или поздно, учитывая опыт Румынии, где поднимают дела десятилетней давности, правда всплывет.
«Это спектакль, не имеющий ничего общего с реальным расследованием. У Плахотнюка и Филата ни вкуса, ни фантазии нет. Они пытаются показать общественности, что якобы предпринимаются какие-то действия»,— сказал бывший постпред Молдовы при ООН, политический комментатор Алексей Тулбуре. Обыски он назвал «дешевым и отвратительным спектаклем», а освобождение Шора из-под домашнего ареста связал с опасениями политиков по поводу имеющегося у него компромата.