Как демократы превратили квартал в центре Кишинева в укрепрайон
Демократическая партия (ДПМ) недавно переехала в новый, роскошный офис в центре Кишинева, который некогда строила для себя Партия коммунистов. К новоселью в ДПМ готовились основательно: перекрыли шлагбаумами и боллардами подъезды к офису по периметру всего квартала, выселили нежелательных соседей и обустроили парковку на участке Генпрокуратуры. NM разбирался, как Демпартии удалось справиться со всеми «трудностями» переезда.
Штаб-квартира, ведущая в офшоры
В конце ноября 2017 года на здании по адресу Армянская, 44/3, известному как Дом коммуниста (там ранее располагался центральный офис ПКРМ), появилась вывеска Демпартии. А спустя полтора месяца демократы официально объявили о смене места дислокации своей штаб-квартиры.
До переезда главным офисом Демпартии (ДПМ) служило более скромное здание неподалеку — по улице Тигина, принадлежащее почетному председателю ДПМ Дмитрию Дьякову.
По информации RISE Moldova, в декабре 2016 года Дом коммуниста купила компания с иностранным капиталом Constar Invest. Цена сделки неизвестна. Учредитель Constar Invest — белизская компания Jarrow Business, представитель которой в Молдове Сергей Носков — доверенное лицо лидера Демпартии Владимира Плахотнюка. По данным RISE, Носков — ключевой представитель действующих в Молдове компаний Плахотнюка, зарегистрированных в офшорах. Об этом, по информации RISE, свидетельствуют документы различных сделок, в которых участвовали компании лидера ДПМ.
Следует также отметить, что новая штаб-квартира Демпартии находится в двух шагах от дома, в котором живет Плахотнюк.
Финансовый отчет ДПМ за 2017 год подтверждает, что здание нового офиса на Армянской партия арендует, как и остальные помещения, в которых расположены территориальные организации демократов.
Пресс-секретарь ДПМ Виталий Гамурарь на еженедельном партийном брифинге 3 марта отказался отвечать на вопрос журналистов о том, во сколько обходится аренда нового центрального офиса партии. «Все финансовые данные, в соответствии с законом, отражены в отчете. Можете взять информацию оттуда. Других комментариев, извините, я не даю», — сказал Гамурарь.
В финансовом отчете ДПМ указано, что в 2017 году за аренду 15 офисов партия заплатила в общей сложности 594 тыс. леев. Никаких подробностей по каждому зданию в отчете нет.
Переехав в новый офис, демократы ограничили доступ туда журналистов и ужесточили пропускной контроль. На мероприятия, проходящие в новом офисе ДПМ, прессу пропускают только на основании специальных аккредитаций, а не журналистских удостоверений, как раньше. У каждой редакции есть право аккредитовать четыре человека: двух журналистов и двух фотографов или операторов.
Ужесточение пропускного контроля — не единственная мера безопасности, к которой на новом месте прибегли демократы. На всех подъездах к зданию установили болларды и шлагбаумы. Как выяснил NM, это сделано с разрешения столичных властей на основе проекта « благоустройства общественных подъездных путей между улицами Болгарская и Армянская за счет муниципальных участков земли».
Как следует из документов, полученных NM в столичной мэрии, 28 сентября 2017 года, за несколько месяцев до переезда демократов, мэрия выдала градостроительный сертификат на разработку этого проекта, подписанный вице-мэром Нистором Грозаву и главным архитектором города Серджиу Борозаном.
Заказчиком работ по документам выступает компания Art Business Club, которой владеет Владимир Балдович — бывший министр строительства в правительстве Зинаиды Гречаной. Кстати, эта компания, по данным Госреестра юридических лиц, зарегистрирована на Штефана чел Маре, 73/1, то есть по соседству с новым офисом демократов.
Проект «благоустройства общественных подъездных путей», кроме сооружения нескольких панно с символикой ДПМ, предусматривал установку заграждений (боллардов и шлагбаумов) на въездах по всему периметру квартала, в котором находится новый офис ДПМ. Управление транспорта столичной мэрии утвердило проект и выдало разрешение на выполнение работ.
Нежелательный сосед
Несмотря на наличие всех разрешений, проект «благоустройства» де-факто реализовать было сложно. Дело в том, что в одном дворе с новым офисом демократов, въезд в который они намеревались ограничить, находился суд столичного сектора Центр. Он занимал третий этаж здания претуры сектора Центр и часть помещений в административном здании по адресу проспект Штефана чел Маре, 73 (расположено рядом с новым офисом ДПМ). В рабочие дни у здания суда всегда было многолюдно, туда почти каждый день привозили арестованных, а тот самый подъездной путь, который собирались перекрыть демократы, служил парковкой, на которой в будни не было свободных мест.
Впрочем, вопрос с судом решился весьма быстро. Спустя две недели после получения в мэрии всех разрешений на проект «благоустройства», 11 октября 2017 года правительство по предложению тогдашнего министра юстиции, зампредседателя ДПМ Владимира Чеботаря, приняло решение передать здание министерства сельского хозяйства по адресу проспект Штефана чел Маре, 162 в ведение минюста. По замыслу властей, в это многоэтажное здание должен был переехать суд Кишинева, включая суды всех столичных секторов, вошедшие в его состав после реформы.
При этом, отметим, в соответствие с принятым парламентом в марте 2017 года планом строительства новых и обновления существующих зданий судебных инстанций, для суда Кишинева планировали построить новое здание.
В проекте Владимира Чеботаря в этой связи отмечалось, что не удалось найти подходящий для строительства участок, поэтому предлагается всех кишиневских судей переселить в здание минсельхоза, заодно сэкономив бюджетные средства. Предполагалось, что здание на Штефана чел Маре, 162 перепланируют с учетом нужд судебных инстанций.
Уже спустя месяц после решения правительства передать здание минюсту в него без всякой перепланировки и реконструкции переселили судей и персонал столичного сектора Центр, освободив здание по соседству с новым офисом ДПМ, а заодно и въезд во двор со стороны улицы Болгарской.
В новом здании суд занял семь этажей вместо четырех запланированных. Спустя два месяца после переезда, в январе 2018 года, новый министр юстиции Александр Тэнасе признал, что здание минсельхоза не подходит для суда Кишинева и рассказал, что в правительстве уже обсуждают, куда переселить судей сектора Центр. Кроме них, кстати, в здание на Штефана чел Маре не переехал больше ни один суд столичных секторов. Для суда Буюкан и вовсе строят новый офис.
Желательный сосед
Здание на Штефана чел Маре, 73, где располагался суд сектора Центр, отметим, никогда не находилось в ведении минюста. Ранее там размещались Регистрационная палата, отделение банка, окружной коммерческий суд, кабинеты нотариусов, адвокатов, судебных исполнителей, юридические консультации, бюро переводов и кафе. Зданием распоряжалось управление администрирования зданий правительства. Так было до 15 ноября 2017 года, когда правительство, по предложению того же Владимира Чеботаря, передало здание на баланс Генеральной прокуратуры. В это здание планируется переселить Генпрокуратуру и Высший совет прокуроров.
В левом крыле уже располагаются Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам и Прокуратура Кишинева. Основная часть строения пока пустует. Как рассказали NM в Генпрокуратуре, речь о переезде пока не идет. В отделе логистики Генпрокуратуры уточнили, что пока не могут переехать в новый офис, так как это здание площадью около 3,4 тыс. кв. м. требует дорогостоящего ремонта, который еще не начался.
Запредельное «благоустройство»
В отличие от ремонта в здании, куда планируется переселить прокуроров, «благоустройство территории» вокруг нового офиса демократов давно завершено. Заказчик этих работ компания Art Business Club выбрала подрядчиком фирму Camelon-Cons, в которой, кстати, работает юрисконсультом муниципальный советник от Либеральной партии и бывший директор муниципального предприятия «Комбинат ритуальных услуг» Вадим Кожушняну.
Согласно утвержденному в мэрии проекту «благоустройства», были перекрыты все въезды во двор, где располагается офис демократов: установлены шлагбаумы, болларды (в некоторых местах их конструкция позволяет их убирать). А на подъездах к офису с двух сторон появились внушительных размеров панно с символикой Демпартии.
Между тем, как выяснил NM, проектные и выполненные по факту работы выходят далеко за пределы земельных участков, указанных в градостроительном сертификате.
Мэрия выдала этот сертификат на «благоустройство» участков муниципальной земли под номерами 0100205488, 0100205244 и 0100205490. Они все находятся позади офиса ДПМ. В сертификате не идет речь о том, что «благоустройство» распространится на другие участки, огороженные демократами.
На схеме указаны участки под номерами 0100205488, 0100205244 и 0100205490
Кроме того, участок перед офисом ДПМ, на котором демократы, по сути, обустроили закрытую парковку, и вовсе не принадлежит муниципию и находится в собственности государства. С ноября 2018 года этим участком, прилегающим к зданию на Штефана чел Маре, 73, как и самим зданием, владеет Генпрокуратура.
Участок, который передали Генпрокуратуре
В Генпрокуратуре NM на это сказали, что не претендуют на земельный участок позади здания. По словам пресс-секретаря Генпрокуратуры Марии Виеру, учреждение не может использовать этот участок, так как он, по сути, служит подъездным путем. Уже сейчас землю позади здания выделяют в отдельный участок, который в ближайшее время опять передадут правительству, уточнила Виеру.
Правда, пока госучреждения определяются, кому будет принадлежать эта земля, на ней уже появилось ограждение и внушительных размеров панно с символикой Демпартии.
Кроме всех описанных «оборонительных» мер, на Армянской — от перекрестка с улицей Вероники Микле до перекрестка с проспектом Штефана чел Маре — установили знак, запрещающий парковку и остановку. У перекрестка постоянно дежурит машина Национальной патрульной инспекции (НПИ) и моментально реагирует на любую остановку. NM пытался выяснить в пресс-службе НПИ, с какой целью там дежурят патрульные, но, пообещав перезвонить, там больше не брали трубку.
NM также пытался выяснить в пресс-службе ДПМ, с чем связаны такие меры безопасности вокруг нового офиса партии и на каком основании закрыли доступ к подъездным путям общественного пользования. На адрес пресс-службы был отправлен письменный запрос. В ответ в ДПМ сообщили, что на вопросы NM отвечать не будут, и не намерены комментировать ни переезд в новый офис, ни благоустройство территории.
Текст: Евгений Чебан Фото: Максим Андреев, NewsMaker