Почетный председатель Демпартии Дмитрий Дьяков победил на парламентских выборах в одномандатном округе № 40 (Чимишлия) с перевесом в 172 голоса. При этом, судя по данным протоколов, на двух участках этого округа в день выборов пропали более 2 тыс. бюллетеней. Результаты голосования на этих участках решили исход выборов в округе. В ЦИК считают, что в протоколы просто закрались «технические ошибки». А соперник Дьякова по этому округу социалист Петр Пушкарь уверен, что у него украли не менее 100 голосов.
Судя по данным протокола с результатами подсчета голосов, которые 12 марта опубликовал Центризбирком, на избирательном участке № 20/40 в родном селе Дмитрия Дьякова Башкалия пропали 1925 бюллетеней. На этом участке получили на руки бюллетени 2935 избирателей или 99% из 2956 внесенных в списки, а проголосовали, судя по протоколу, 1010.
Член ЦИК Юрий Чокан уверен, что речь идет о «технической ошибке, которая не влияет на распределение голосов». «Действительных голосов здесь 1010 и в одном, и в другом протоколе (то есть по одномандатному и национальному округам. — NM). Здесь ошибка. Неиспользованных бюллетеней в одномандатном протоколе 30, а в национальном — 1956. Столько должно быть в обоих случаях, так как в голосовании участвовали 1010 избирателей. Значит, это никак не влияет на результат голосования», — разъяснил Чокан.
Он предположил, что в ЦИК заметили ошибку, когда получили протоколы, но, по его словам, не имели права вмешиваться в эти данные. Он также предположил, что, если никто из наблюдателей не обжаловал результаты в этом округе, значит, все конкуренты поняли, что это ошибка. «Не думаю, что кто-то промолчал бы, если бы видел, что может выиграть», — считает Чокан.
Главный соперник Дьякова в округе, председатель Бессарабского района социалист Петр Пушкарь рассказал, что заметил странные данные некоторых протоколов, только когда их опубликовал ЦИК. По его словам, данные в некоторых опубликованных протоколах не совпадают с данными протоколов, которые получили наблюдатели.
Пушкарь также рассказал, что участок в Башкалии ввел данные голосования в базу около 5:00, при этом, по его информации, комиссия разошлась не позже 4:00. «Члены комиссии должны подписать протокол и ввести его в базу данных, но они этого не сделали», — уверен Пушкарь. При этом он пока не знает, будет ли пытаться обжаловать данные протоколов с этого участка, а также с участка № 21/40 в селе Батыр.
Судя по данным опубликованного ЦИК протокола с этого участка, там пропали 107 бюллетеней, а Петр Пушкарь не получил ни одного голоса. Тогда как, по его информации, он получил в селе Батыр именно 107 голосов.
«Ноль голосов в селе Батыр — это абсурд. Я знаю, что у меня там 107 голосов. Наши наблюдатели и представители были на всех участках. При этом даже там, где Партия социалистов взяла минимально, люди больше голосовали за меня», — утверждает Пушкарь.
Пропажу бюллетеней на участке в Батыре Юрий Чокан не смог объяснить оперативно. «Не могу ответить сейчас. Теоретически все может быть. У нас были ситуации, когда граждане отказывались от бюллетеней. Не думаю, что что-то пропало. Надо посмотреть цифры, и тогда появится объяснение. Каждый конкурент на выборах получил протоколы, они бы обжаловали, если бы видели, что что-то нечестно», — считает Чокан.
Комментарий ни одного члена Чимишлийского окружного совета или избирательных комиссий в Башкалии и Батыре получить не удалось. По телефонам этих участков, указанных на сайте ЦИК, никто не отвечал.
Примечательно, что и в Башкалии, и в Батыре избирательные комиссии допустили «ошибки» только в протоколах о результатах голосования по одномандатному округу. В протоколах по национальному округу ни ошибок, ни сомнительных данных нет.
По мнению директора программ Promo-Lex Павла Постикэ, нельзя однозначно сказать, могли бы привести ошибки в протоколах к признанию результатов голосования недействительными. Постикэ отметил, что нет четкой практики по таким случаям, потому что политики редко прибегают к подобным инструментам. Постикэ пообещал в ближайшее время сравнить протоколы Чимишлийского округа на сайте ЦИК с протоколами, которые получили наблюдатели Promo-Lex.
Между тем, как сообщила NM глава ЦИК Алина Руссу, после того как Конституционный суд (КС) признал результаты выборов, конкуренты не могут их обжаловать, в том числе по отдельным округам.
Отметим, КС признал результаты выборов и мандаты депутатов 9 марта, а Центризбирком опубликовал протоколы 12 марта.