Большой-большой декрет. Почему большинство молодых женщин в Молдове не работают
9 мин.

Большой-большой декрет. Почему большинство молодых женщин в Молдове не работают

Ей 38 лет, у нее трое детей, стаж — 16 лет, семь из которых она провела в отпуске по уходу за детьми. На примере истории Татьяны рассказываем, почему десятки тысяч молодых женщин в Молдове вынуждены годами сидеть в декрете, и как власти и эксперты предлагают решать эту проблему.

История Татьяны

«Мне 38 лет, у меня трое детей, и я работающая мама», — так начала свою историю Татьяна. Мы встретились в обеденный перерыв в кафе недалеко от ее работы. До улицы Варница на Чеканах, где ждала меня Татьяна, можно добраться только с пересадками, а потом еще около километра идти пешком.

Большой-большой декрет. Почему большинство молодых женщин в Молдове не работают

Татьяна, фото: личный архив

Татьяна родом из Дрокии, после школы поступила в Госуниверситет на факультет химии и химической технологии. Еще на пятом курсе ее приняли на работу в один из столичных лицеев преподавателем химии:

«Со мной заключили контракт на год, но, когда узнали, что я жду ребенка, просто не стали его продлевать. И я осталась без работы. Мне трижды приходилось после декрета вновь интегрироваться в рабочую среду. Каждый раз было сложно, но первый раз — особенно тяжело».

В декрете с первенцем Татьяна находилась почти четыре с половиной года, а когда ребенок пошел в детский сад, стала искать работу: «Я хотела вернуться в школу, но тогда это было возможно только по блату. Вакансий для учителей в Кишиневе не было, это сейчас в стране кризис педагогов. Я поняла, что устроиться в школу нереально, и начала искать другие варианты».

Татьяна узнала, что в Еврейском центре открыли набор на курсы офис-менеджеров для молодых мам. У них была нестандартная программа: и изучение Налогового кодекса, и как открыть свое дело, и компьютерная грамотность, и хороший модуль румынского языка. Курсы были четырехмесячные — с мая по август, а уже в сентябре она устроилась офис-менеджером в столичную компанию, которая занималась организацией и проведением выставок.

Через некоторое время Татьяна поняла, что переросла свой функционал в этой компании, и стала снова искать работу, рассылать CV. Ее пригласили на собеседование на должность офис-менеджера в компанию, где она работает сейчас. «Помню, была зима, гололед, я вышла на одну остановку раньше, шла по дороге без тротуара вдоль трассы. Но муж мне сказал: если уж добралась — хотя бы зайди». После собеседования ей позвонили и пригласили на работу, но она отказалась. Сказала, что офис-менеджером в такое место не пойдет, слишком сложно добираться: «Меня спросили, на какую должность я бы хотела. Сказала, что мне интересен маркетинг. И мне доверили маркетинг одного из подразделений. В этой компании я уже восемь лет, за вычетом декретов».

Правда, за эти восемь лет она успела еще поработать на радио, когда была в декрете с третьим ребенком. Говорит, что работа была очень интересная, хороший коллектив, но добираться было уж очень далеко и сложно, учитывая, что они перебрались за город. Поэтому она вернулась на предыдущую работу.

На вопрос о карьере сразу отвечает: «Моя карьера — это работа, декрет, работа, опять декрет и опять работа. Со средним ребенком я была в декрете год и один месяц, с младшим — почти полтора года. Младших детей мы сразу устроили в частный детский сад, средний сейчас уже ходит в школу, а самого младшего мы перевели в государственный сад, как только появилась такая возможность».

Большой-большой декрет. Почему большинство молодых женщин в Молдове не работают

Татьяна с детьми, фото: личный архив

По словам Татьяны, доступные ясли — мечта любой мамы: «Но с ними, сколько себя помню, всегда были проблемы: то ребенок слишком мал, то нет мест, то прописка нужна. Приходилось перебиваться в частных садиках и работать «в ноль», отдавая все деньги на топливо для машины и оплату садика, только бы не сходить с ума дома. Я год занималась маркетингом в одном частном садике и видела в личных сообщениях клиенток, что они готовы даже экономить, только бы пораньше отдать ребенка в ясли и скорее вернуться на работу, даже на полдня».

«Суровая реальность требует от женщины очень многого: финансовой самодостаточности, в первую очередь. Важно иметь собственный доход, независимо от мужа. Ведь в этом мире все так непостоянно. Роль домохозяйки, увы, очень невыгодная», — подытожила свою историю Татьяна.

Статистика

По данным Нацбюро статистики, в Молдове только 40% женщин от 25 до 49 лет, у которых есть хотя бы один ребенок дошкольного возраста, заняты в экономике. И такая ситуация сложилась не сегодня: в 2013 году уровень занятости женщин с детьми составлял 39,2%, в 2018 — около 39%. У мужчин того же возраста, у которых есть дети, этот показатель гораздо выше — 55,5%.

Большой-большой декрет. Почему большинство молодых женщин в Молдове не работают

В Кишиневе, где возможностей для учебы и работы больше, примерно одна треть женщин 15-29 лет не работают, не учатся и не посещают никакие курсы. На юге страны этот показатель — около 39%. Почти 70% молдавских женщин, у которых есть дети до трех лет, не трудоустроены и не ищут работу. В 2020 году около 124 тыс. молдавских женщин от 25 до 44 лет были неактивны на рынке труда, так как занимались уходом за детьми.

Большой-большой декрет. Почему большинство молодых женщин в Молдове не работают

«Это можно объяснить и стереотипами о гендерных ролях в обществе, и отсутствием возможностей в сфере ухода за детьми, которые помогли бы более активному включению матерей в рынок труда», — считают эксперты центра «Партнерство в целях развития», представившие в 2022 году совместно с UN Women исследование «Как способствовать созданию рабочих мест, благоприятных для родителей?»

В 2020 году в Молдове только 11% детей до трех лет посещали ясли или детский сад-ясли (более свежих данных нет). По данным статистики, за последние пять лет число яслей в стране уменьшилось с 840 до 810.

Ясли на предприятиях и «мамы на один день»

Власти тоже считают, что незанятость женщин на рынке труда в основном связана с недостатком мест в детских садах и яслях. Поэтому в марте по инициативе PAS парламент внес поправки в Трудовой кодекс и Кодекс об образовании, которые позволяют работодателям оказывать услуги по уходу за детьми до трех лет. Связанные с этим расходы работодатель должен покрывать за свой счет.

Власти считают, что поправки позволят частично решить вопрос нехватки детских садов и групп в садах для детей ясельного возраста. И ссылаются на практику других стран. Например, в Турции работодатель обязан выделить отдельное помещение для кормления грудных детей, а компании, в которых работают не менее 150 женщин, должны обустроить детсад для детей сотрудников или оплатить такие услуги в других местах. Подобные обязательства есть и у работодателей Иордании, Бразилии, Чили и других стран.

Большой-большой декрет. Почему большинство молодых женщин в Молдове не работают

Детский сад, открытый в промышленной зоне Нилюфер, Турция
фото: hurriyet.com.tr

Но реализовать на практике принятые поправки можно будет только после того, как минтруда разработает подзаконные нормативные акты. Чем сейчас министерство и занимается.

Но реализовать на практике принятые поправки можно будет только после того, как минтруда разработает подзаконные нормативные акты. Чем сейчас министерство и занимается.

Кроме этого, как рассказал в июне министр труда Марчел Спатарь, нынешняя нормативная база не позволяет открывать частные ясли. Поэтому министерство намерено разработать более гибкие нормы для частных мини-яслей семейного типа, не забывая при этом о стандартах безопасности, сказал министр. В Германии, например, такие ясли называются «мама на день». «Мамы на день», которые будут открывать мини-ясли в Молдове, должны будут иметь профессиональную подготовку, а их работа станет официальной экономической деятельностью, которая будет официально оплачиваться, сказал Спатарь.

Большой-большой декрет. Почему большинство молодых женщин в Молдове не работают

Дом «мамы на день», Зельб, Германия фото: seattleinspired.wordpress.com

Он также рассказал, что принятая в июне Национальная программа защиты детей на 2022-2026 годы включает программу грантов на общую сумму 213,6 тыс. леев на развитие мини-яслей.

Как будет работать эта программа, и на какой стадии находится разработка нормативной базы, о которой рассказал Спатарь, пока не ясно. Получить комментарий министерства труда не удалось: к моменту публикации материала министерство не ответило на запрос NM.

Решать должна женщина

Эксперт центра «Партнерство в целях развития» Алина Андронаке считает, что разрыв в занятости мужчин и женщин на рынке труда можно преодолеть, если государство реформирует отпуск по уходу за ребенком, введет гибкий рабочий график для родителей и обеспечит инфраструктурой по уходу за детьми.

«Родители сами должны решать, кто и на какое время возьмет отпуск по уходу за ребенком, чтобы эти обязанности не сваливались только на одного родителя. Что касается инфраструктуры, то государство должно обеспечивать родителям свободу выбора: отдавать ли ребенка в государственные ясли, ясли семейного типа, частные ясли или нанять няню. Чем больше вариантов, тем лучше. Когда будут обеспечены эти условия, женщинам больше не придется выбирать между семьей и карьерой», — отметила эксперт.

Алина Андронаке рассказала NM, что центр «Партнерство в целях развития» разрабатывает законопроект об альтернативных услугах по уходу за детьми, который будет регламентировать работу нянь, работу яслей семейного типа и санитарные нормы для яслей на предприятиях. «Но государство должно развить сеть общественных яслей, потому что мы не хотим, чтобы альтернативные услуги заменили государственные учреждения по уходу за детьми», — подчеркнула эксперт.

Представители центра «Партнерство в целях развития» рекомендуют властям основать Национальный фонд яслей (по аналогии с уже существующим Фондом социальных инвестиций) и привлечь €15 млн, чтобы к 2026 году 30% детей в возрасте до трех лет посещали ясли.

Пока же, как отметила Алина Андронаке, отсутствие возможности отдать детей в ясли сказывается на доходе женщин: «Женщина берет на себя домашние обязанности, уходит в отпуск по уходу за ребенком, вынуждена работать за меньшую зарплату, ее не продвигают по службе. Но уже сейчас работодатели понимают, что им нужны квалифицированные кадры, а в большинстве случаев — это женщины. Работодатели готовы сохранить рабочую силу, и в их интересах вернуть женщин на рынок труда, в том числе благодаря открытию яслей на предприятиях и участию в государственно-частном партнерстве по уходу за детьми».

Кроме законодательных и институциональных препятствий, по словам эксперта, женщины, которые хотят раньше выйти из отпуска по уходу за ребенком, сталкиваются с разными стереотипами: например, «чем дольше мама сидит с ребенком, тем ему лучше».

«На самом деле исследования показывают, что ребенок, который раньше пошел в детский сад, более социализирован и устойчив к болезням. В любом случае не общество должно решать, когда женщине выходить на работу. Это в первую очередь должна решать сама женщина», — подытожила Алина Андронаке.


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: