Дедушка, ты не обуза. Надежда Копту о «70-80-летних идиотах», которых не стоит пускать на выборы
5 мин.

Дедушка, ты не обуза. Надежда Копту о «70-80-летних идиотах», которых не стоит пускать на выборы

Учитель физкультуры из Окницы извинился за то, что назвал идиотами 70-80-летних людей, которые на выборах обычно голосуют за левых. Ситуация напоминает историю с пропавшими серебряными ложечками, которые нашлись, но осадок остался. У меня от этой истории точно остался осадок.

Вообще, по моим ощущениям, вся эта «теория» о том, что пожилых людей нельзя пускать на выборы, тянется где-то с 2009 года. Тогда молодежи всерьез предлагали прятать паспорта своих бабушек и дедушек, чтобы помешать им голосовать. Фразу:«Мы живем плохо из-за этих пенсионеров, которые голосуют за коммунистов, и, пока они не умрут, положение дел не изменится» — я десятки раз слышала в колледже от преподавателей истории, биологии и физики. Нам это говорили прямо на уроках. Заметьте, нас убеждали, что в том, что мы плохо живем, виноваты не проворовавшиеся политики, не беспринципные судьи и прокуроры, и даже не наше равнодушие к соблюдению чужих прав, а самые обыкновенные пенсионеры.

Меня всегда задевало такое отношение. Когда эпидемиолог Фуртунэ называет обузой умирающих от кронавируса пожилых людей , его все готовы линчевать, но стоит  примерно ту же мысль высказать в политическом контексте, и те же люди, собиравшиеся устроить суд Линча, с ней соглашаются.

Хочу понять, чем провинились пожилые люди, которые живут на мизерную пенсию и надеются хоть на какие-то изменения? Люди, которые всю жизнь трудились, и которых год от года беспощадно обкрадывает государство, которое на самом деле должно обеспечить им достойный уровень жизни. То, что кандидат, которого они поддерживают, не сдержит обещания, это другой вопрос. Но почему мы считаем, что у нас есть право выбрать своего кандидата, а у пожилых людей нет? Кто дал нам право запрещать этим людям голосовать, а уж тем более называть их идиотами или желать смерти?

Что будет с этой страной, если мы продолжим в таком духе? Я уже сейчас слышу от своих ровесников недовольные возгласы: «Ах, эти пенсионеры стоят в очереди в банке, почему бы им не платить онлайн?», «Надоели эти пенсионеры, которые постоянно ездят в троллейбусах!», «Ой, этим пенсионерам нечего делать, вот они и сидят с утра до ночи в поликлиниках». Такое ощущение, что пенсионеров хотят исключить из всех сфер общественной жизни. И без того уязвимых людей спрятать в опустевших квартирах, чтобы они молодым жить не мешали.

Как объяснить этим возмущенным молодым, что человеку в 70-80 лет сложно оплатить коммуналку онлайн? Многим и ходить-то сложно, оттого они и пользуются троллейбусами, чтобы проехать пусть даже одну остановку, и в поликлиники они ходят оттого, что их что-то беспокоит. А, может, они болеют, оттого что им не хватает любви и заботы своих внуков? Оттого, что кто-то внушил этому внуку или внучке, что его бабушка с дедушкой — это обуза. Что это идиоты, у которых нет права голосовать и портить молодежи жизнь?

Откуда в нас столько жестокости? Почему люди, которые ругают пенсионеров, не задумываются о своих собственных бабушках и дедушках? Что бы почувствовали их бабушки и дедушки, скажи им кто-то посторонний, что они превратились в обузу? А что почувствуют сами эти учителя, когда через 30-40 лет к ним подойдут их 18-летние внуки и скажут: «Дед, толку, что ты прожил целую жизнь? Ты ничего не понимаешь. Я спрятал твой паспорт, а сам пойду голосовать». Почему кто-то воспринимает как аксиому, что у человека, который за 18 лет жизни не видел ничего, кроме школьной парты, больше прав голосовать, чем у человека, который прожил целую жизнь?

Когда я слышала такие призывы, всегда думала о своих бабушке и дедушке. Оба пережили войну и голод 1947 года. Оба, не жалея себя, работали на заводе по шесть дней в неделю, растили детей, ходили в вечернюю школу. И этот завод вырос и расширился благодаря таким людям, как они. В 90-ые они неожиданно остались без средств к существованию. Государство просто не платило пенсии, сбережения обесценились. Но они не сдавались, поднимали уже не детей, не завод, а внуков. Я всегда знала, что у бабушки с дедушкой была очень тяжелая жизнь, но они справились со всеми трудностями. Ни у кого на этом свете нет права диктовать, за кого голосовать, людям, которые столько всего пережили.
Они могут поддерживать кого угодно: правых, левых, рыжих, полосатых. Некоторые из них голосуют, кстати, совсем за других кандидатов. И голосуют даже не потому, что верят кандидату, а потому, что хотят получить скидочную карточку в продуктовый магазин. И этих людей тоже можно понять.

Дело не в кандидатах, которым они отдают свой голос. Дело в том, что мы должны оставаться людьми в любой ситуации. Если у нас есть право выбирать кандидата, который нам по душе, у других это право тоже есть. И не важно, сколько им лет, — 18, 36 или 78.

Кого бы мы ни выбрали, ни один президент не сделает нас добрее и человечнее. Пока мы будем друг друга ненавидеть из-за языка, национальности, политических предпочтений или возраста, мы останемся в той яме, из которой всей страной не можем выбраться не один десяток лет, хотя за это время у власти побывали и правые, и левые, и рыжие, и полосатые.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: