Власти обвинили оппозицию в том, что Конституционный суд приостановил действие правительственного «пакета антикризисных мер поддержки граждан и бизнеса». Представители оппозиции напомнили, что оспорили в КС не весь «антикризисный пакет», а только несколько мер, не связанных с эпидемией коронавируса, NM вместе с экспертами разбирался, превысил ли КС полномочия, приостановив действие всего пакета, и кому выгодно это решение.
Что постановил КС
Конституционный суд (КС) 9 апреля сообщил, что принял к рассмотрению жалобу депутата от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Дину Плынгэу. Он попросил КС прояснить законность нескольких пунктов из «пакета антикризисных мер поддержки граждан и бизнеса», который правительство приняло под свою ответственность. КС сообщил, что рассмотрит этот вопрос на заседании 13 апреля. При этом КС приостановил до окончательного решения действие не только тех мер, о которых говорил Плынгэу, а всего «антикризисного пакета». В КС это объяснили желанием «избежать негативных последствий для конституционного порядка».
Как отреагировали власти
Премьер-министр Ион Кику обвинил в произошедшем оппозицию. Он подчеркнул, что из-за решения КС правительство не сможет выплачивать новые пособия по безработице и увеличить гарантированный минимальный доход, на основе которого рассчитывается госпомощь. «Это результат безответственных и популистских действий политиков», — заявил Кику.
Президент Игорь Додон тоже обвинил в произошедшем оппозицию. По мнению президента, КС должен пересмотреть свое решение, а оппозиция — отозвать обращения в КС. Додон назвал действия оппозиции «циничными», отметив, что, кроме прочего, она не хочет, чтобы половина аэропортового сбора (€9) шла в бюджет (это — одна из мер «антикризисного пакета», которую оспорили в КС). «Я звонил господину Цуркану, председателю КС, и спросил, что случилось. Я так понял, что за приостановление действия этого пакета проголосовали четыре из шести членов КС. Господин Цуркан голосовал против. Он считает, что закон должен остаться в силе», — отметил Додон.
Депутат от партии DA Александр Слусарь, отвечая на обвинения властей, отметил, что власти «не могли не знать», что оппозиция обжаловала только три поправки из предложенного пакета, а не весь «антикризисный пакет». Тем не менее ни Кику, ни Додон в своих обвинениях об этом не упомянули. Слусарь подчеркнул, что КС «по собственной инициативе» приостановил действие всего пакета. Он напомнил, что оппозиция оспорила вопросы, которые касаются отмены двойного взимания акцизов с молдавских товаров в магазинах duty-free, отмены запрета выставлять табачную продукцию в магазинах и изменения налогообложения добычи некоторых полезных ископаемых.
Что говорят эксперты
«Есть подозрение, что это все разыграли»
Эксперт в области конституционного права Александр Арсение в беседе с NM отметил, что КС должен был рассмотреть только три пункта, указанные в обращении депутата. «Это решение непонятно с точки зрения конституционного права. Такого еще не было. КС не имеет права выходить за рамки полномочий, предусмотренных Конституцией», — подчеркнул он.
Арсение также отметил, что правительство не обязано было консультироваться с КС, до того как приняло закон под свою ответственность. При этом, по мнению эксперта, правительство поступило неконституционно, приняв под свою ответственность не один законопроект, а «пакет поправок» в законодательство. «В 2014 году правительство таким же образом взяло на себя ответственность за пакет законов, которые позволили украсть миллиард», — отметил Арсение.
В том, что КС, приостановив действие всего «антикризисного пакета», превысил свои полномочия, уверен и юрист Штефан Глигор. Он отметил, что КС должен был приостановить действие тех трех пунктов, которые указала оппозиция в своем запросе. Кроме того, Глигор отметил, что судьи не опубликовали мотивировочную часть решения, из которой было бы ясно, на основании чего они решили приостановить действие всего пакета мер. Раньше, по словам Глигора, если КС приостанавливал действие какого-то закона, то он публиковал и аргументы, на основании которых они принимали такое решение. «Есть подозрение, что это все разыграли», — отметил Глигор. Он считает, что своим решением КС дал власти возможность критиковать оппозицию.
«Зачем было провоцировать дебаты и вовлекать КС?»
В то же время Глигор отметил, что много вопросов вызывает тот факт, что этот «антикризисный пакет» приняло правительство Он напомнил, что, согласно закону, во время чрезвычайного положения комиссия по ЧП может давать любые распоряжения центральным и местным властям. Глигор подчеркнул, что комиссия могла принять меры поддержки населения и бизнеса и без того, чтобы правительство брало на себя ответственность перед парламентом. Единственная разница заключается в том, отметил он, что решения комиссии по ЧП перестают действовать вместе с режимом ЧП. По словам Глигора, правительство было заинтересовано в том, чтобы обеспечить изменение законов на несколько лет.
Того же мнения придерживается и политолог Игорь Боцан. Он отметил, что в период пандемии правительство в первую очередь должно сконцентрироваться на борьбе с коронавирусом, а не пытаться провести законы, которые не связаны с ситуацией. Боцан напомнил, что Додон сам предложил объявить «мораторий на политические дискуссии в обществе», и сам же нарушил это предложение, так как «взятие ответственности правительством — это политический ход». «Большую часть мер, которые приостановили, можно было принять в рамках комиссии по ЧП. Зачем тогда провоцировать дебаты и вовлекать в это КС?», — задался вопросом политолог.
Действия оппозиции, оспорившей меры, не связанные с эпидемией, Боцан считает адекватной реакцией. Он также считает, что КС поступил правомерно, приостановив до окончательного решения действие всего «антикризисного пакета».
Вопросы к содержанию «пакета мер» возникли и у Глигора. Он считает, что правящая коалиция намеренно не пришла на экстренное заседание парламента, чтобы избежать публичного обсуждения спорных деталей этого пакета мер.
Кроме того, Глигора удивило то, что Додон открыто признался, что говорил с главой КС после принятия магистрами решения о приостановке правительственного пакета законов. Эксперт подчеркнул, что глава государства не может просить объяснений у КС, потому что Конституционный суд должен быть независимым органом. По словам Глигора, у него есть «большие подозрения, что КС координирует свои действия с Додоном. То же предположение высказал и Александр Арсение.
При этом Глигор подчеркнул, что КС должен подробно обосновывать свои решения, «особенно в контексте того, какие решения принимал предыдущий состав КС, который подчинялся [экс-лидеру Демпартии Владимиру] Плахотнюку». Эксперт напомнил, что несколько недель назад КС принял решение, согласно которому бывших и нынешних судей КС нельзя привлечь к уголовной ответственности за принятые ими решения: «С моей точки зрения, это бред сивой кобылы. Этим они вывели из-под ответственности состав КС, который подчинялся Плахотнюку, и подтвердили, что могут творить что захотят».
И Глигор и Арсение подчеркнули, что более понятной ситуация станет в понедельник, 13 апреля, когда КС собирается рассмотреть запрос Дину Плынгэу по существу.