В Молдове впервые почти за 30 лет существенно обновят закон «Об исторических памятниках». На заседании парламента 23 декабря депутаты утвердили в первом чтении поправки, которые запрещают часть строительства в охранных зонах памятников, впервые определяют ответственность местных властей за архитектурное наследие и обозначают, что можно считать «ущербом памятнику». NM рассказывает главное о новом законопроекте и о том, какие вопросы к нему возникли у депутатов.
Почему это важно?
Нынешний закон «Об исторических памятниках» действует с 1993 года. С тех пор его практически не изменяли. Авторы поправок, группа депутатов от партии «Действие и солидарность» (PAS), указывают на то, что 30 лет практики показали, что закон не работает, и в нем множество лакун.
Представляя проект, на заседании парламента, депутат Василе Грэдинару рассказал, что за все это время не завели ни одного уголовного дела о разрушении памятников. Он напомнил, что еще в 2013 году специальная парламентская комиссия выяснила, что разрушены и уничтожены сотни памятников архитектуры, но наказания за это так никто и не понес. Нынешний закон тоже почти ничего не говорит о том, какие госорганы и как несут ответственность за памятники.
«У нас привыкли, что, если у тебя в руках мастерок — ты уже большой специалист и можешь залезть в памятник», — говорил Грэдинару.
Отметим, ранее специалисты по наследию неоднократно указывали в комментариях NM на то, что закон устарел. В частности, они уточняли, что закон почти ни к чему не обязывает местные власти, а некоторые его статьи можно интерпретировать не в пользу защиты памятника.
Что изменится?
Законопроект предполагает множество существенных поправок и дополнений в закон «Об исторических памятниках»:
- Вводится запрет на отчуждение (продажу) памятников, которые сейчас находятся в публичной собственности.
- Запрещается снос, порча и уродование памятников. Под сносом при этом понимается уничтожение памятника или его части. Ранее, отметим, под видом «реконструкции» неоднократно выдавали разрешения на фактический снос памятников, а законом был предусмотрен снос, если памятник находится в аварийном состоянии.
- Любые работы на памятнике должны одобрить мэрия и Национальный совет исторических памятников при министерстве культуры.
- Впервые определяются обязанности местных властей в области охраны памятников. В частности, закон обязывает мэрии и другие местные органы власти учитывать памятники при разработке генеральных и зональных планов, иметь в штате специалистов по архитектурному наследию и охране памятников, разрабатывать собственные политики в этой области, вести учет памятников.
- Устанавливается четкий радиус защитной зоны памятника — 100 м в городах, 200 м — в селах, и 500 м — за пределами населенных пунктов. Ранее в законе было указано, что защитная зона определяется только индивидуально. При этом и новые поправки предполагают, что точную границу защитных зон будут устанавливать на основании исследований.
- Вводится запрет на строительство новых зданий в защитных зонах памятников. Это возможно, только если новая постройка будет нужна для современного функционирования памятника. В противном случае, разрешение на строительство не выдадут.
- Для любой интервенции в защитной зоне памятника (например, для ремонта уже стоящего рядом дома, находящегося в частной собственности), нужно получить разрешение в мэрии и в Национальном совете исторических памятников. Специалисты разрешат проводить работы, только если они не навредят памятнику.
- Владельцы обязываются принимать меры для охраны и защиты памятника и при этом не важен их юридический статус (физическое или юридическое лицо, и т.д.)
- Запрещается включать в Национальный совет исторических памятников при министерстве культуры тех, кто был причастен к деятельности, которая привела «к повреждению или сносу памятников». Такие же лица не могут претендовать и на пост директора Агентства инспектирования памятников.
- Бездействие, приведшее к сносу или деградации памятника, также впервые считается причинением вреда памятнику. Согласно проекту, виновные в нанесении вреда памятнику должны возместить ущерб, размер которого определяет министерство культуры. Сам факт правонарушения устанавливаются Агентством по инспектированию памятников.
- Вводится четкий порядок внесения новых обнаруженных памятников в реестры: оно инициируется министерством культуры (в том числе по предложению граждан и профильных организаций), одобряется сначала правительством, а потом — парламентом.
Чем были недовольны депутаты?
Большинство депутатов были согласны с тем, что это важный законопроект, который нужно поддержать. Разногласия возникли в связи с тем, что представлявший проект Грэдинару говорил о предполагаемых нарушениях, допущенных администрацией мэра Кишинева Иона Чебана. Например, о выдаче разрешения на строительство парковки у Национальной библиотеки.
«Мы решили на фракции поддержать этот законопроект, но не надо превращать заседание парламента в заседание мунсовета. Город администрируется эффективно, изменения за 2 года очевидны. […] Город выглядит, как город», — убеждал социалист Влад Батрынча, и призывал «ценить усилия Иона Чебана».
Социалист Василий Боля был недоволен тем, что владельцам участков, входящих в охранную зону памятника, не разрешат просто построить себе там дом. Несколько его коллег по партии неоднократно призывали отказаться от упреков в сторону Чебана.
Депутат от ПКРМ Константин Старыш рассказал, что сам был в составе парламентской комиссии, которая в 2013 году анализировала состояние памятников.
«Мы не можем говорить, что бардак начался сегодня. Хаос и разруха были при любой местной власти. И чем дольше они были у власти, тем больше было разрухи. За такие законы нужно голосовать консенсусом», — призывал Старыш. Спикер парламента Игорь Гросу с иронией призывал «не нападать на мэра».
«Мы все должны проголосовать за этот проект, он нас объединяет», — убеждал депутатов Грэдинару.
В итоге за поправки в первом чтении проголосовали все присутствовавшие 55 депутатов от PAS, коммунист Константин Старыш, социалист Корнелий Фуркулицэ и депутат-коммунист Валерий Мудук. Остальные от голосования воздержались.
Что дальше?
Депутат от PAS Виталие Жакот предложил авторам законопроекта подумать наперед и изменить и другие связанные с памятниками законы. По его мнению, сейчас «штрафов и санкций [за нанесение вреда памятникам] почти нет». Грэдинару поддержал это предложение и сказал, что в будущем планируется увеличить наказания за нанесение ущерба памятникам. По его словам, наказывать должны не только тех, кто непосредственно проводит работы, но и тех, кто выдавал незаконные авторизации. «Но все по очереди», — пообещал депутат.
Депутат от Партии коммунистов Олег Рейдман поинтересовался, откуда у местных властей будут бюджеты на то, чтобы следить и ухаживать за памятниками архитектуры. Грэдинару в ответ пообещал, что финансовый вопрос обсудят во втором чтении.
Коммунист также поинтересовался, как быть с тем, что иногда само здание — у одного собственника, а земля под ним принадлежит другому. Грэдинару ответил, что передачу имущества будет регулировать решение правительства, которое примут после изменения закона.
322.2021.ru by newsmakermd on Scribd