NewsMaker

Эдмон Марукян — NM: «Нужно иметь желание наказывать коррумпированных чиновников, отправлять их в тюрьму»


Единственный независимый депутат армянского парламента (Национальной ассамблеи) ЭДМОН МАРУКЯН принимал активное участие в протестах в Ереване, вызванных ростом тарифов на электричество. В интервью корреспонденту NM МАРИНЕ ШУПАК он рассказал о том, чего удалось добиться протестующим, а также о борьбе с коррупцией и необходимости системных изменений на постсоветском пространстве.

«Они просто неравнодушные молодые люди, которым надоело терпеть»

Вы слышали что-то о молдавском «Городке свободы»?

Признаться, нет.

Это протест против повышения цен на электроэнергию. В Молдове цены повысятся на 37%.

Тогда, конечно, слышал! У нас это движение называют #ElectricKishinev. Люди все еще протестуют?

Городок был снесен по предписанию суда и просьбе муниципальных властей. Протест проводился у дома одного из лидеров правящего альянса зампреда Демпартии Влада Плахотнюка.

Гм… То есть протест был перед частным домом… Я бы посоветовал протестующим обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), это может стать интересным делом, хорошим прецедентом. Пусть суд расскажет о соотношении права на частную жизнь и права на свободу слова.

А что сейчас с протестным движением #ElectricYerevan и какую роль в нем играли вы?

Протестующие ждут окончания проведения аудита в компании «Электрические сети Армении». Я на протесте в первую очередь был простым гражданином. Вместе с несколькими коллегами и звездами, деятелями культуры я стоял в так называемой живой стене, которая отделяла полицию от протестующих. Мы хотели предотвратить насилие. За день до того как живая стена была организована, много протестующих были избиты, отвезены в полицейские участки. Я ездил из участка в участок и требовал, чтобы ребят отпустили. К слову, активисты #ElectricYerevan вообще не принимали в свои круги политиков. Они не хотели пользоваться нашими политическими каналами, чтобы продвигать свою повестку дня. Их каналом была улица. Протестующие открыто заявляли, что никому не доверяют.

Протестующие — кто они?

Они просто неравнодушные молодые люди, которым надоело терпеть. Все эти годы в Армении велась пропаганда для того, чтобы у молодежи не возникало желания входить в политику. Говорилось, что политика — это настолько грязное дело, что лучше не прикасаться к ней, иначе станешь таким же грязным. Говорилось, что лучше оставаться активистом в числе гражданского общества. Но ведь политические партии — это тоже гражданское общество. Однако до тех пор, пока активисты не приходят в политику, у плохих парней во власти остается шанс продолжать беспредел, а оппозиции — продолжать свою тихую работу. Знаете, быть оппозиционером в Армении — это как работа. Повторюсь: если хочешь хорошей политики, то нужно самому идти в политику. Иначе всеобщий гегелизм только возрастет.

По-вашему, оправданно называть #ElectricYerevan — #ElectricMaidan? Возможен ли Майдан в Армении?

В большой политике все возможно. Но это не был #ElectricMaidan, это российская пропаганда так представляла протест. То, что движение было проплачено США и ЕС — это полная чушь. Протест — результат повышения цен на электричество, результат того, что в течение последних 24 лет мы находимся в болоте. Люди наконец стали задаваться вопросом: что же на самом деле происходит в Армении? Почему все наши компании монополизированы? Почему армянская газовая инфраструктура принадлежит российскому «Газпрому»? Электроэнергетическая сеть тоже российская. #ElectricYerevan был борьбой против результата, а не борьбой против причин. Думаю, похожие системные проблемы наблюдаются во всех постсоветских странах. Политическая инициатива, которую я создаю с коллегами и активистами, будет бороться с причинами.

«В Армении, как и Молдове, очень сильно влияние олигархов на политический процесс»

Расскажите об инициативе. Это будет политическая партия?

Сначала мы создадим инициативу, а потом уже партию. Это очень сложно сделать. Мы работаем уже четыре месяца. В этом месяце мы представим всю нашу команду. Пока что скажу — это честные и активные молодые люди, с хорошим образованием и желанием представить Армении альтернативные пути развития.

Как будет финансироваться ваша инициатива?

В Армении, как и Молдове, очень сильно влияние олигархов на политический процесс. Мы в первую очередь думаем об идее, а не о деньгах. Если мы будем предлагать людям деньги, то, как только они закончатся, люди от нас уйдут. На первом месте у нас идеи. На втором — команда. На третьем — деньги и ресурсы. Мы хотим организовать публичный фандрайзинг, используя креативные онлайн-технологии, чтобы собрать деньги у электората, которому будем потом подотчетны. Создать электорат вместо избирателей — одна из наших целей. Такие фандрайзинговые технологии уже используются на Украине и в Киргизии. Мы используем примеры постсоветских стран, а не западных, которые, быть может, тут не будут работать.

А если люди откажутся поддерживать вас финансами?

Деньги для нас не будут проблемой. Это искусственная проблема, которая создается для того, чтобы вывести других из политического процесса. Мол, у тебя нет денег, не суйся в политику. Но для чего нам нужны деньги? Мы ведь не собираемся покупать наших людей. Нам нужны деньги только для того, чтобы доносить наши идеи, действия и речи до населения. Такие деньги несложно получить честным путем. Для нас очевидно, что у нас будут ограниченные финансовые ресурсы. А когда ты ограничен, ты более креативен. Я понимаю, что мы не станем правящей партией после выборов (в 2016 году в Армении пройдут парламентские выборы.— NM). Но вместе с тем я понимаю, что мы станем парламентской силой, которая будет отстаивать идеи евроинтеграции. Наша цель — евроинтеграция и двустороннее стратегическое партнерство с Россией.

То есть, вы хотите предоставить альтернативу и внешнему вектору развития страны?

Конечно. Мы верим в европейское будущее Армении. Мы не видим будущего страны без тесного европейского сотрудничества. В первую очередь мы говорим о договоре об ассоциации, о договоре о свободной экономической торговле. Затем последует специальный план действий между ЕС и Арменией, кандидатский план действий и членство в ЕС. Конечно, этот процесс может занять 20-30 лет. Но сегодня нам нужно сделать первый шаг.

Как это будет возможно, учитывая, что Армения уже стала членом Евразийского союза?

Мы станем партией, которая не будет бояться говорить о том, что нужно денонсировать соглашение с Евразийским союзом. Мы сохраним отношения с Россией на уровне стратегического партнерства, по принципу равенства. Мы будем сохранять нашу суверенность во всех отношениях. К слову, соглашение об ассоциации с ЕС уже было оговорено армянскими властями и руководством ЕС, осталось его только подписать. Это случится, когда обстоятельства позволят, говорят дипломаты обеих сторон. И тут речь идет не о сговоре против интересов России. Речь идет об интересах Армении.

«Я был единственным кандидатом, который улыбался на предвыборном плакате»

Прошел почти год с момента вступления Армении в Евразийский союз. Каким этот год был для Армении?

Это был худший с экономической точки зрения год для Армении. Будет нечестно сказать, что это только из-за того, что мы присоединились к Евразийскому союзу, нет. Это из-за экономической ситуации в России. Наша экономика зависит от денежных переводов мигрантов, работающих в РФ. Соответственно, когда переводы сокращаются, наша экономика страдает. Конечно, есть и отрицательные последствия, связанные с членством в Евразийском союзе. Что касается Молдовы, то я могу сказать, что вам нужно работать и ждать.

Армения воспринимается как очень патриархальная страна. В вашей инициативной группе есть женщины?

Конечно, в наших рядах есть очень энергичная активистка. Мы — новое поколение — не понимаем, зачем нужно дискриминировать кого-то. Гендерные вопросы станут частью нашей политической повестки дня.

Сколько людей в Армении поддерживает евроинтеграцию?

Мы не верим социологическим опросам. В Армении все опросы проводятся по политзаказу, к тому же в Армении широко использовалась российская пропаганда. Я помню, что в Молдове, Грузии и на Украине было то же самое. Говорили, что евроинтеграция противоречит нашим семейным и религиозным традициям, что ЕС — это только пропаганда сексуальных меньшинств и больше ничего. Говорили, что если мы подпишем соглашение с ЕС, то сразу же у нас будут разрешены гей-браки. Согласно нашей информации, около 30% избирателей поддерживают евроинтеграцию. Но эта цифра не обоснована научно.

Думаете, их число изменилось после того, как Армения стала членом Евразийского союза?

Я думаю, что число сторонников европейской идеи возросло за год. После того как мы через три с половиной года переговоров с ЕС внезапно вступили в Евразийский союз, многие поняли, что на самом деле происходит. До этого многие думали, что станут вновь частью СССР, получат рабочие места. Ничего не случилось. Бизнес в очень невыгодном положении, много стартапов закрылось.

Коррупция остается одной из самых острых проблем как для Армении, так и для Молдовы. Вы как с ней предлагаете бороться?

У меня очень жесткие предложения по этому поводу. Во-первых, чтобы бороться с коррупцией, нужно иметь желание наказывать коррумпированных чиновников, отправлять их в тюрьму. У наших чиновников нет такой воли. В правительстве был создан недавно антикоррупционный комитет, который возглавляет премьер и куда входят представители нескольких министерств. Это постыдная мера. Я сказал премьеру, что люди, которые борются с коррупцией, не должны быть из исполнительных органов власти. Они должны быть из парламента, неправительственного сектора, оппозиции. Мы хотим показать своим примером, что в нашей команде те, кто себя ничем не скомпрометировал. У нас всех была возможность брать взятки, но мы этого не делали.

В Молдове оппозиционные партии и движения редко действуют сообща. Как с этим в Армении?

Такие «союзы» очень краткосрочны. К тому же повестка дня, которую оппозиционеры лоббируют, собираясь вместе, искусственна. Есть много проблем в Армении, о которых они не говорят. Сейчас, например, они выступают против конституционных реформ в стране, но это тоже искусственная постановка проблемы. С первого дня моей работы в парламенте армянская оппозиция меня ненавидит. Они начали говорить, что кто-то влиятельный помог мне стать депутатом. Нам нужно новое поколение политической мысли, которое приведет к новым реформам в Армении. Мы должны менять всех. У нас все сконцентрированы на личностях, считают, что если уйдет один чиновник, то все изменится. Но это все сказки про доброго короля, который придет и спасет каждого. Мы хотим просвещать людей, объяснить, что нужно менять систему изнутри.

Вы были в мониторинговой группе, которая следила за ходом молдавских парламентских выборов в ноябре 2014 года. Почему молдавско-армянские отношения находятся в застое?

Я был удивлен, узнав, что в Молдове нет армянского посольства, равно как в Армении нет посольства Молдовы. Не знаю, почему наши дипломатические отношения настолько плохи, мы же бывшие советские республики, у нас много общего. Мы можем иметь хорошие отношения, говорить на одном языке. Я не могу сказать, почему все так. Я никогда не был в правительстве. Возможно, одной из причин является отношение Молдовы к нагорно-карабахскому вопросу, голосование Молдовы в пользу азербайджанских резолюций в Совете Европы. У вас есть приднестровский конфликт, но он тотально отличается от нагорно-карабахского. Мы никогда эти конфликты не сравниваем и не говорим, что Приднестровье должно стать независимым. Армянская диаспора Молдовы, к слову, тоже очень пассивна.

Как вам удалось пройти в парламент, не будучи членом партии?

В Молдове пропорциональная избирательная система, а в Армении — смешанная. У нас 131 место в парламенте, из которых 41 место принадлежит депутатам, избранным по мажоритарной системе. Я был избран от третьего, самого большого города Армении — Ванадзора. Город находится на севере страны, ближе к Грузии. Мое избрание стало возможным благодаря ванадзорским традициям и гражданскому самосознанию. Нам удалось не упустить ни одного голоса. До этого мы провели качественную предвыборную кампанию в американском стиле. Приведу один простой пример: я был единственным кандидатом, который улыбался на предвыборном плакате (Смеется).

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

moldova1.md

Выборы в Болдурештах: ВСП объяснила, почему удовлетворила жалобу Чокинэ, обвиняемого в смерти подростка

Высшая судебная палата (ВСП) объяснила, почему частично удовлетворила жалобу Никанора Чокинэ, обвиняемого в смерти подростка, и отменила решение Апелляционной палаты (АП) о проведении повторных выборов мэра Болдурешт Ниспоренского района.

Что касается отмены решения АП о проведении новых выборов в Болдурештах, ВСП отметила, что по закону лишь ЦИК имеет право признавать выборы недействительными. А судебные инстанции могут проверять только законность документов, выданных избирательными органами.

В то же время ВСП объяснила, что отклонила требование соперника Чокинэ по второму туру Серджиу Буликана аннулировать результаты второго тура выборов, прошедших 1 июня, посчитав его необоснованным.

«Таким образом, ВСП подтвердила частично обоснованный характер апелляции, поданной Никанором Чокинэ, указав, что суд обладает юрисдикцией в отношении законности решений ЦИК, но не обладает полномочиями признавать выборы недействительными. Поскольку это полномочие принадлежит исключительно избирательному органу», — говорится в заявлении Высшей судебной палаты.

В свою очередь, представитель ЦИК Родика Сырбу сказала NM, что члены комиссии в ближайшее время проведут заседание, чтобы принять решение относительно выборов в Болдурештах.

Напомним, что на днях ВСП частично удовлетворила кассационную жалобу Никанора Чокинэ и отменила решение Апелляционной палаты Севера, обязывавшее ЦИК организовать повторное голосование на пост мэра коммуны Болдурешты Ниспоренского района.

Судьи ВСП также отклонили требование соперника Чокинэ Серджиу Буликану аннулировать результаты голосования и провести новые выборы. По этому пункту суд принял новое решение, оставив в силе итоги второго тура. По мнению инстанции, аннулирование выборов «не является обоснованной или соразмерной мерой».

Решение Высшей судебной палаты окончательное и обжалованию не подлежит.

Следует отметить, что в конце июня в телеэфире глава Генинспектората полиции Виорел Чернэуцану рассказал, что правоохранители завели дело о фальсификации выборов мэра в селе Болдурешты, где победу одержал Никанор Чокинэ.


Никанор Чокинэ фигурирует в уголовном деле. Он находится под судебным контролем. По данным следствия, в ночь на 20 февраля 2024 года Чокинэ сбил насмерть 14-летнего подростка. В полиции сообщили, что мэр Болдурешт был за рулем служебного автомобиля. После этого он скрылся с места происшествия, отключил мобильный телефон и не появлялся ни дома, ни на работе. Пока правоохранители его разыскивали, подозреваемый пытался скрыть следы преступления — сменил номера на автомобиле и инсценировал новое ДТП. Он также привлек знакомого, чтобы тот помог ему поменять номера, ввести в заблуждение правоохранительные органы и избежать наказания. Известно, что сообщнику мэра грозит штраф до 42,5 тыс. леев или три года тюрьмы.

Ранее прокуратура рассказала, что из более 30 судебных заседаний по делу Никанора Чокинэ, почти половину заседаний отменили по требованию защитников Чокинэ. Адвокатов обвиняемого и его сообщника, а также самого Чокинэ неоднократно штрафовали на 2500 леев за неявку на заседании суда.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: