В Цынцаренах около трех суток горел мусорный полигон. Жители окрестных сел вновь устроили протест, требуя законсервировать свалку и закрыть, наконец, «тридцатилетнюю проблему». О том, почему на протесте не было жителей Цынцарен, что пообещал протестующим мэр Кишинева Ион Чебан, и почему они говорят, что им не нужны деньги, — в репортаже NM.
Пожар
Пожар на мусорном полигоне в Цынцаренах разгорелся в ночь на понедельник, 27 июля. Потушить его удалось к обеду 30 июля. Подъезжая в это время к Цынцаренам, корреспондент NM увидел уезжающие со свалки пожарную машину и две автоцистерны, в которых возят воду. Почему возник пожар, пока неясно. В Нацинспекторате ЧС причину назвать не смогли. Но местные жители говорят, что это самовозгорание. Некоторые, впрочем, считают, что поджог.
Село Цынцарены Новоаненского района находится в 40 минутах езды от Кишинева. Возле села расположен мусорный полигон, куда уже много лет свозят бытовые отходы из столицы (700 тонн кубометров в день). Вокруг этого полигона не раз разгорались скандалы — местные жители выходили на протесты, требуя закрыть свалку, которая отравляет землю и воздух.
С 28 июля жители окрестных сел Чебановка, Новотроицкое, Джамана и Мирное вновь протестуют, дежуря и днем, и ночью у въезда на полигон и не пуская туда машины с мусором.. Эти села находятся в двух километрах от свалки. Больше трех суток, пока горела свалка, ветер дул в сторону этих сел, принося туда дым и продукты горения. Цынцаренам, на территории которых формально расположена свалка, в этот раз повезло — село находится чуть дальше от полигона и с другой стороны.
Протест
Днем 30 июля протестующих, несмотря на жару, было около трех десятков. Они сидели в тени дерева, отмахиваясь ветками от «мусорных мух», которые больно кусали. Тут же стояли две 19-литровых бутыли воды. В какой-то момент людям начали раздавать мороженое «Joc» в рожке. На вопрос, откуда мороженое, и кто его купил, один из протестующих, который позже представился Валерием, недовольно ответил, что люди сами купили мороженое «за наличные».
По словам протестующих, они пришли к свалке, чтобы не пустить туда машины с мусором, поговорить с властями и убедить их законсервировать свалку.
Мэр села Чебановка Валина Кушнир рассказала NM, что жители сел начали протестовать во вторник, более чем через сутки после начала возгорания: «В воскресенье ночью произошло самовозгорание, как нам сказали. Горела свалка. В четыре утра в понедельник поднялся большой дым. И в Чебановке, и в Джамане все было в дыму, все село. Тогда же мы приехали сюда и убедились, что действительно горит свалка. В то время на территории свалки не было никаких пожарных, никто ничего не делал. Пожарных вызвали мы, они от нас узнали о возгорании».
Другая жительница села Чебановка, которая была на протесте, сказала, что, по ее мнению, причина пожара не самовозгорание мусора, а поджог. «Белый дым стоял стеной. В доме дым, на улице дым, в учреждениях дым. Эта свалка создает проблемы уже почти тридцать лет. Власти обещают решить проблемы, но не выполняют их. Обещали установить очистную станцию, построить дороги, но ничего не сделали. А мы всем этим дышим, у нас каждый четвертый болеет онкозаболеваниями», — рассказала жительница Чебановки.
По словам протестующих, почти все представители властей, которые приезжали на свалку во время пожара, игнорировали протестующих. Как рассказали сельчане, когда на свалку приехали мэр Кишинева Ион Чебан и глава МВД Павел Войку, они пообещали, что пожар скоро потушат, но не дали никаких обещаний решить проблему со свалкой. Чебан лишь попросил, чтобы в МВД начали внутреннее расследование действий подразделений МВД во время тушения пожара.
В ликвидации пожара, по словам замглавы Инспектората ЧС Александра Опри, который находился в это время на свалке, участвовали 85 человек и 39 спецмашин. «Последний очаг потушили примерно в 15:20. Сейчас отходы выравнивают, чтобы покрыть их слоем земли и не дать воспламениться вновь», — рассказал Опря NM.
Свалка
Житель Чебановки Артур Хынку провел корреспондента NM к свалке. К тому моменту огонь погасили, неприятного запаха свалки и дыма не было. «Все эти горы мусора, которые вы видите, горели. Их должны были разровнять бульдозерами и покрыть метровым слоем земли, чтобы мусор не загорался, но этого не сделали. Сейчас погрузчики набирают песок в низине, привезут его на свалку и засыпят мусор», — объяснил Хынку.
На вопрос, будут ли жители Чебановки требовать, чтобы свалку закрыли, он ответил, что люди постоянно об этом просят: «Мы не хотим денег, потому что здоровье нельзя купить. Но мы хотим, чтобы эту свалку покрыли слоем глины и законсервировали», — рассказал мужчина.
По его словам, из-за близости свалки в колодцах окрестных сел вода темно-зеленого цвета. «Я купил бассейн для своих детей, наполнил его водой, а она почти черная. Если набрать немного воды, это не заметно, но, если набрать много, например, ведро, это хорошо видно», — рассказал другой житель села. Но, по словам жителей, им приходится пить такую воду, потому что на бутилированную деньги есть не у всех.
Жительница села Джамана Лиза Кроитору подтвердила, что невозможно пить воду из колодца. Женщина покупает бутилированную воду для питья и готовки, на это уходит больше двух литров в день. «Нам не нужны деньги, нам нужно здоровье, у нас тут дети, внуки. Если бы этот мусор перерабатывали — другой вопрос. Свалка воняет, даже когда не горит, просто сейчас ветер дует в другую сторону, и мы не чувствуем» — рассказала женщина.
По ее словам, несколько лет назад мэр села Джамана заказывал лабораторный анализ колодезной воды в селе. В ней нашли много вредных микроэлементов. По словам женщины, мэра однажды даже оштрафовали за то, что в колодцах села такая плохая вода.
Стой, кто едет
Пока NM общался с протестующими жителями сел, к свалке подъехал грузовик с мусором. Протестующие возмутились, встали перед капотом машины, не давая ей проехать. В это же время со свалки выезжал автомобиль службы ЧС. Эту машину протестующие пропустили, не давая проехать грузовику.
Спустя какое-то время грузовик отъехал метров на 15, чтобы не преграждать путь пожарным машинам, которые въезжали и выезжали со свалки. Спустя еще какое-то время грузовик с мусором развернулся и уехал. Молодой человек, сотрудник местного ЖКХ, который охранял въезд на свалку, сказал, что это грузовик с частного предприятия и не имеет отношения к новоаненским предприятиям ЖКХ.
Других машин, которые пытались въехать на свалку, по словам жителей, за эти три дня не было. Протестующие рассказали, что дежурят даже ночью.
***
Свалку твердых бытовых отходов в Цынцаренах открыли в 1989 году. Ее ресурс — около 40 млн кубометров. В 2010 году жители Цынцарен потребовали законсервировать свалку. Они жаловались, что из-за ее близости ухудшилось качество воздуха и подземных вод, а люди окрестных сел стали чаще болеть онкологическими заболеваниями.
В 2010 году свалку законсервировали, и до 2017 мусор из Кишинева свозили на свалку в коммуну Бубуечь. Это происходило до тех пор, пока в июле 2017 года жители Бубуечь не начали протестовать и не перегородили грузовикам с мусором въезд на свалку. Тогда правительство Молдовы во главе с Павлом Филипом договорилось с властями Цынцарен «разморозить» местную свалку на 2,5 года. Взамен власти обещали построить очистную станцию, ликвидировать стихийные свалки, отремонтировать дороги и уличное освещение и ежегодно выделять мэрии Цынцарен 6 млн леев. Часть этих обещаний так и осталась невыполненными: спустя три года очистную станцию не построили.
Действие договоренности истекло в 2019 году, к этому времени власти должны были найти решение проблемы и оборудовать место для другой свалки, а Цынцаренскую законсервировать, однако, этого не произошло. В январе 2020 года мэрия Кишинева продлила контракт на вывоз мусора из столицы на Цынцаренский полигон еще на один год, до 31 декабря 2020. Куда будут вывозить мусор из Кишинева в 2021 году, пока не ясно.