Конституционный суд (КС) 23 июня признал конституционность закона «О режимах чрезвычайного, осадного и военного положения», уточнив, что власти могут действовать только в той области, где действует ЧП. При этом КС признал незаконным положение Административного кодекса, ограничивающее право судов следить за соблюдением пропорциональности мер, принятых властями во время ЧП. «Решение КС — это победа. Оно значит, что, например, если речь о ЧП в области здравоохранения, то только в этой сфере власти и могут принимать меры», — заявил один из обратившихся в КС, депутат от Pro Moldova Сергей Сырбу.
КС частично принял запросы депутатов от Pro Moldova и Кирилла Моцпана от фракции партии «Платформа Достоинство и правда» (DA). Суд признал конституционными статьи № 20, 22, 24 и 25, касающиеся мер, принимаемых в период ЧП, полномочий комиссии по ЧС, службы гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций и министерства внутренних дел. Однако, как отметили в суде, это действительно до тех пор, пока компетентные власти осуществляют только те действия, которые необходимы в рамках режима ЧП, не выходя за рамки своей компетенции, а парламент может эффективно их контролировать.
Также КС признал незаконным статью 225 (3) Административного кодекса, которая ограничивает полномочия судов следить за соблюдением пропорциональности мер, принятых властями, во время ЧП. До того как парламент внесет поправки в кодекс, суды получают право также определять, насколько принятые властями меры соответствуют введенному режиму ЧП.
Решение КС окончательное и не подлежит обжалованию.
Один из авторов запроса, депутат от Pro Moldova Сергей Сырбу прокомментировал NM решение КС. «Решение КС — это победа. Суд указал, что комиссия по ЧС может действовать только в рамках того, с чем связано чрезвычайное положение. Например, если речь о ЧП в области здравоохранения, то только в этой сфере они и могут действовать», — отметил Сырбу.
Также на примере экономических агентов депутат объяснил, что, если раньше они могли оспаривать штрафы только по форме (например, неправильно составленный протокол), то сейчас получили возможность оспаривать и по сути (незаконный протокол).
«У решения КС нет прямого ретроактивного действия, но экономические агенты, которых оштрафовали и которые уже обращались в суд, могут снова обратиться в суд и попросить пересмотреть решение в связи с решением КС», — отметил он.