Европейская комиссия предлагает запретить в странах Евросоюза одноразовую посуду, ватные палочки и трубочки для напитков. Европейцы также собираются ради спасения мирового океана от загрязнения существенно сократить объем пластиковой упаковки. NM решил выяснить, есть ли подобные планы у молдавских властей, и по карману ли нам радикальные меры защиты окружающей среды.
Как у них
Европейская комиссия (ЕК) 28 мая опубликовала предложения по сокращению использования пластика в странах ЕС. В частности, запрет коснется одноразовой посуды, трубочек-соломинок для напитков, ватных палочек и пластиковых креплений для воздушных шаров. Их предлагают заменить более экологичными материалами. Использование одноразовых пластиковых пакетов и упаковок, которые предлагают супермаркеты, ЕК тоже планирует ощутимо сократить. За каждый килограмм пластика, непригодного для переработки, европейцы предлагают взимать с властей стран ЕС по 80 евроцентов.
В Еврокомиссии надеются таким образом спасти мировой океан, 80% мусора в котором составляет именно пластик, и снизить выбросы углекислого газа в атмосферу.
Как у нас
В Молдове подобные радикальные меры внедрять пока не планируют. Как рассказала NM глава отдела по предупреждению загрязнения и менеджмента отходов министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды Светлана Болокан, ЕС пошел «на строжайшие меры», потому что это связано с загрязнением вод в Европе. В Молдове к таким шагам пока не готовы.
Болокан напомнила, что сейчас в Молдове под запрет попадают только пластиковые пакеты: согласно поправкам к закону «О внутренней торговле», принятому в 2017 году, их постепенно будут изымать из оборота — с 2019 по 2021 год, начиная с самых плотных и заканчивая самыми тонкими. «Эти нормы законы приняты так, чтобы бизнес мог поэтапно внедрять новые технологии, наладить закупку более экологичных материалов», — отметила Болокан. А ответственные граждане, по ее мнению, и без этих запретов могут пользоваться тканевыми сумками и бумажными пакетами.
Кроме того, в конце 2017 года формально вступил в силу новый закон «Об отходах», который вводит европейские правила сбора, сортировки и переработки отходов. Ключевой в нем стала формула ЕС «загрязнитель платит»: она предполагает, что расходы на хранение и утилизацию отходов несут генерирующие их предприятия. Закон предусматривает, что со следующего года компании должны будут перерабатывать минимум 18% упаковки, а к 2025 году эта доля должна увеличиться до 60%.
При этом пока закон не действует: регламент его применения на практике все еще на стадии обсуждения. «Регламент разработан, его обсудили с другими министерствами. Сейчас его дорабатывают и обсуждают с бизнесом. До конца мая мы отправим его в правительство», — заверила Болокан.
Что не так
Как рассказал NM замглавы муниципального предприятия по сбору мусора Autosalubritate Александр Бажура, самая большая доля пластика в Молдове — бутылки. При этом, по его мнению, невозможно полностью отказаться от их использования. Справиться с проблемой он предлагает другим способом. «Более пяти лет назад парламент разработал законопроект, обязывающий производителей напитков покупать у населения использованные бутылки и вновь пускать их в оборот. Но закон так и не приняли», — посетовал Бажура.
В пример он привел прибалтийские страны, где в магазинах стоят аппараты, принимающие пластиковые бутылки. Сдавая их, люди получают по 15-20 евроцентов, поэтому просто так тару почти никто не выбрасывает.
А вот без пластиковой посуды, по его мнению, даже Молдова вполне могла бы обойтись. «В той же Прибалтике пластиковой посудой уже вообще не пользуются, заменив ее бумажной из прессованного картона. Все это не так сложно сделать, главное — захотеть», — уверен замглавы Autosalubritate.
По его словам, сегодня почти весь пластик поддается переработке. В случае необходимости его просто перерабатывают дважды, добавляя химикаты, и изготавливают из него технические детали. «Но нельзя идти только по пути переработки. Это поймут, как “можно гадить дальше”», — уверен Бажура. Именно поэтому он предлагает любыми путями заставлять производителей принимать отходы обратно, вплоть до запрета на торговлю в случае отказа.
Директор частного предприятия по переработке мусора ABS Recycling Сергей Балика, в свою очередь, считает, что Молдове пока не по карману жесткие меры, на которые готов ЕС. «Проблема переработки у нас есть, но при этом в стране не хватает стекла. Кроме того, население слишком бедное и не готово платить большие деньги за посуду или тару, которую можно вернуть производителю», — уверен Балика. К тому же, по его словам, оборудование для автоматического приема пластиковых бутылок слишком дорогое и в молдавских условиях его невыгодно закупать, как и оборудование по переработке.
ABS Recycling, отметим, в 2017 году перерабатывал на своем заводе в Пересечино 60 тонн пластика в день при производственной мощности в 10 раз больше. При этом мусор поступает туда со всей республики, в том числе из Кишинева. Для закупки сортировочных линий в прошлом году компании взяла кредит. Его сумму владельцы не раскрывают.
Менеджер по биотехнологиям экспериментального центра «Прометей» Александр Братуцел, в свою очередь, уверен, что запрет, аналогичный европейскому, «можно подписывать хоть сегодня», но на это «нет политической воли». Существующие законы, по его словам, не решают в корне проблемы мусора, а ведь его правильная переработка могла бы стать «источником дохода и экономии». Проблема не решается, потому что власти руководствуются «узкокорыстными» интересами, уверен эксперт.
Справка NM
По данным Нацбюро статистики (НБС), за год — с 2014 по 2015 год — объем отходов в Молдове вырос более чем в два раза: с 1,8 млн тонн до 3,98 млн тонн. При этом объем переработанных отходов даже снизился: с 622 тыс. тонн до 609 тыс. тонн.
По данным UN Comrade Database, в 2017 году Молдова экспортировала более тысячи тонн пластиковых отходов на сумму $342 тыс.