На заседании суда по делу Вячеслава Платона вновь не удалось допросить как свидетеля бывшего замглавы Victoriabank Корнелиу Гимпу. Его должны были принудительно доставить в суд, но Гимпу сослался на проблемы со здоровьем. О том, кого из свидетелей суд решил не допрашивать, почему показания Илана Шора решили проигнорировать, и какой ущерб Платон (не) нанес Banca de Economii — в репортаже NM.
Неуловимый Гимпу
Перед заседанием суда 19 мая полицейский сообщил, что не смог доставить в суд Гимпу. Тот предоставил полицейскому медицинские справки, которые якобы оправдывают его отсутствие. При этом адвокат Гимпу Нина Лозан пришла на заседание. Адвокат пояснила, что знала о том, что Гимпу должны допросить, но не знала, что он не придет.
Судьи поинтересовались, почему накануне Лозан сказала журналистам, что они распорядились силой привести Гимпу на заседание, учитывая, что распоряжение подписала прокурор. Нина Лозан отметила, что поняла это со слов прокурора. В свою очередь прокурор Елена Черуца отметила, что показала адвокату документ, который сама подписала.
Адвокат Платона Ион Крецу предложил, чтобы этого свидетеля больше не вызывали на заседания суда. Он отметил, что Гимпу намеренно затягивает судебный процесс и более полугода «придумывает новые предлоги», чтобы не приходить на заседания.
Прокурор Черуца с этим предложением не согласилась. Она считает, что Гимпу надо допросить. В итоге судьи решили вызвать Гимпу на заседание 21 мая. Но, если он вновь не придет, его исключат из списка свидетелей, решили судьи. После этого адвокат Нина Лозан, вернувшись в зал суда, сообщила, что Гимпу готов дать показания 24 или 26 мая. Судьи ответили, что не могут отменить решение, которое уже приняли.
Телохранитель Шора
Таким образом, единственным свидетелем, который дал показания на заседании 19 мая, был Григорий Фотеску. В 2010-2012 году он работал телохранителем Шора. Фотеску пояснил, что «не работал официально», а приходил на работу, «когда господину Шору было нужно». Свидетель также отметил, что «господин Платон дружил с господином Шором».
Фотеску сообщил, что по просьбе Шора открыл компанию Univet Invest SRL и взял на нее несколько кредитов. По словам Фотеску, компания занималась «разными мелочами», а куда уходят взятые в кредит деньги, он не интересовался. «Шор объяснил, что это [компания и кредиты] нужно для развития его бизнеса — холдинга Шора. […] Я подписывал бумаги. Не знаю, что господин Шор делал с деньгами», — рассказал свидетель.
Остальных свидетелей вызвать не удалось. Свидетели Марина Марохина, работавшая на Платона, и учредитель Zenit Management LP Виктория Стоян находятся в розыске. Также, как отметила прокурор Черуца, в суде невозможно допросить Илана Шора, который находится в розыске, и Бориса Шварцмана, который умер в 2021 году. Прокурор предложила зачитать показания, которые Шварцман и Шор дали в 2017 году.
Адвокат Платона Ион Крецу выступил против того, чтобы зачитывали показания Шора. Крецу отметил, что еще в 2016 году он и его подзащитный настаивали на том, чтобы между Платоном и Шором провели очную ставку, но им в этом отказали. Платон тоже попросил не зачитывать прежние показания Шора.
В итоге судьи признали предложение прокурора зачитать показания Шора «юридически необоснованным» и разрешили зачитать показания Шварцмана.
После того как прокурор зачитала показания Шварцмана, у судей возникли вопросы к представителю BEM Игорю Грэдинару. Они попросили его уточнить, какой конкретно ущерб Платон нанес банку. Грэдинару не смог ответить на этот вопрос. Он несколько раз повторял, что банку нанесли общий ущерб на 13 млрд леев, но банку неизвестно, кто за этим стоит. Грэдинару считает, что прокуратура и суд должны решить, кто должен возвращать деньги. На этом заседание суда завершилось.
***
По уголовному делу, которое сейчас пересматривает суд Буюкан, Вячеслава Платона обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег (ст. 190 и 243 Уголовного кодекса РМ). Согласно первоначальной версии следствия, компании, которые Платон контролировал через своих людей, получали необеспеченные залогом кредиты, которые позже погашали за счет средств Banca de Economii. Речь шла о сумме примерно 800 млн леев.
20 апреля 2017 года Платона приговорили по этому делу к 18 годам лишения свободы. 18 декабря 2017 Апелляционная палата оставила приговор в силе. Высшая судебная палата дважды оставлял его в силе. Последний раз ВСП приняла такое решение в начале мае 2020 года.
А 18 мая 2020 года генпрокурор Александр Стояногло сообщил, что по делу Платона проведут ревизионную проверку. Генпрокурор пояснил, что прокуратура «изучила факты, которые раньше намеренно игнорировали», и пришла к выводу, что обвинение против Платона строилось на «ложных показаниях» Илана Шора. После ревизионной проверки дело Платона передали в суд на пересмотр.
О том, как пересмотр дела Платона помогает в продвижении расследования кражи миллиарда, можно почитать в материале: «Доска Платона. Что нового мы узнали о краже миллиарда за последний год».