Концессией Кишиневского аэропорта интересуется не только премьер Кирилл Габурич, но и президент Николае Тимофти. Последний направил правительству письмо, в котором предписал проверить исполнение инвестором концессионного договора. Проверка уже идет, и от ее итогов зависит, расторгнут ли власти договор с компанией Avia Invest. Один из членов правительства сказал NM, что судьба аэропорта решена — договор будет расторгнут.
Премьер Кирилл Габурич на сегодняшнем заседании правительства снова заявил о необходимости проверки того, как Международный кишиневский аэропорт был передан 1 ноября 2013 года в концессию на 49 лет компании Avia Invest решением правительства Молдовы. Габурич сказал, что «была представлена недостоверная информация», на основании которой актив достался частному инвестору. «Прошу Генпрокуратуру принять меры по этому делу. Прошу минюст и минэкономики пересмотреть концессионный договор. Из того, что я знаю и понимаю, концессия происходила в нелояльных условиях. МВД и НЦБК должны инициировать расследование»,— заявил глава правительства.
Как стало известно NM, концессией Кишиневского аэропорта интересуется не только премьер, но и президент Николае Тимофти. Несколько недель назад он направил правительству письмо, в котором поставил вопрос «о недопустимости непредвиденных сюрпризов, связанных с аэропортом». О письме NM сообщил источник в правительстве. В нем отмечается, что «правительство должно проверить исполнение договора концессии». От результатов проверки, говорит собеседник NM, будет зависеть, есть ли основания для аннулирования концессионного договора.
Существование письма NM подтвердил глава аппарата президента Ион Пэдурару. О его содержании он говорить отказался: письмо имеет гриф, ограничивающий доступ к содержащейся в нем информации.
Другой собеседник NM, знающий о письме, сказал, что президент в нем выразил опасения, учитывая «связь Илана Шора с этим активом». Бизнесмен, напомним, является главой админсовета аэропорта. «С учетом серьезных обвинений в адрес Шора по банкам возник вопрос, невозможно ли такое в аэропорту»,— сказал собеседник.
По данным NM, вопрос о расторжении концессионного договора был поднят еще 22 апреля на закрытом заседании правительства, на котором министры заслушали отчет Kroll о ситуации в проблемных банках. «Вопрос о концессии аэропорта поднимался в контексте скандала в трех банках и связи Илана Шора с банками и аэропортом. Но кроме разговоров никаких решений принято не было»,— сказал собеседник NM, знающий тематику закрытого заседания кабмина.
Один из министров, участвовавших в том заседании, сказал в беседе с NM, что судьба аэропорта решена. На вопрос NM, какова вероятность аннулирования концессионного договора, он ответил следующее: «Это не вероятность. Так оно и будет».
В ходе парламентских слушаний 7 мая, на которых депутаты заслушали доклады премьера, руководителей Нацбанка, СИБ и других чиновников, глава Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Виорел Кетрару заявил, что часть денег, выведенных из трех банков, находится в стране и вложена в качестве инвестиций в аэропорт. «Я хочу, чтобы НЦБК, министерство экономики провели анализ и определили, соответствует ли действительности этот факт»,— отметил в ходе слушаний премьер Кирилл Габурич.
По данным NM, для проверки была создана комиссия под эгидой НЦБК. В нее также вошли представители минфина, минэкономики, Органа гражданской авиации, МВД. В кабинете премьера NM сказали, что пока никаких результатов проверки нет. «Были направлены запросы во все специализированные органы. Ждем ответов»,— сказали в правительстве.
Глава Торгово-промышленной палаты Валериу Лазэр, возглавлявший минэкономики, когда аэропорт был передан в концессию, сказал NM, что у правительства есть право досрочно расторгнуть контракт с инвестором. «Тут нужно или согласие [концессионера], или в суд идти. Любое расторжение контракта влечет за собой выплату компенсации. Только правительство может решить, стоит ли платить такую цену за расторжение»,— сказал Лазэр, предположив, что решение о расторжении концессии будет «политическим». По словам Лазэра, «раз в год государство имеет право проверять, как выполняются все параметры контракта».
Валериу Лазэр считает предположения Кетрару о том, что выведенные из проблемных банков деньги могли быть инвестированы в аэропорт, небезосновательными. «Дай бог, чтоб это было так. Я вижу, что там [в аэропорту] ведутся работы. Они инвестировали максимум десятки миллионов [евро], но не больше. Допускаю, что часть денег [их проблемной тройки] могла пойти сюда. Но это лучший вариант, так как они пошли в родную инфраструктуру. И мы будем ею пользоваться. Но не больше €20 млн»,— полагает глава Торгово-промышленной палаты.
По мнению Лазэра, в позиции Avia Invest есть слабое место — смена собственника-инвестора, которая произошла в сентябре прошлого года. «В договоре указан 1001 вариант расторжения контракта, если концессионер не выполняет условия. Но он выполняет в основном все условия договора: обеспечение полной работоспособности аэропорта, ежегодное увеличение пассажиропотока, выполнение инвестиционной программы — последнее выполняется даже с опережением. Единственное, что там может вызвать подозрение,— это смена собственника-инвестора. Структура концессионера важна с точки зрения того, достаточно ли у собственника денег, чтобы вкладывать в развитие аэропорта. Пока же развитие идет, хотя это может быть слабым местом»,— сказал Валериу Лазэр NM.
Гендиректор аэропорта Петру Жардан уверен, что оснований для аннулирования концессионного договора нет. «Обязательства выполняются. Объем инвестиций на первоначальном этапе намного превысит оговоренные в концессионном договоре. Согласно ему, мы должны на первом этапе вложить €45 млн. Мы сдали в эксплуатацию автопарковку. Планируем в течение двух-трех месяцев завершить работы по расширению зоны прилета, вылета, обработки багажа. Также планируем полностью поменять дизайн, „лицо“ аэровокзала. В ближайшее время начнутся работы по реконструкции рабочих площадок, в том числе взлетно-посадочной полосы»,— сказал NM Петру Жардан. Требования президента и премьера он назвал «нормальным явлением», учитывая, что государство имеет право и хочет следить за ходом работ.
Напомним, в Апелляционной палате (АП) Кишинева рассматривается иск членов Партии либерал-реформаторов, обжаловавших решение правительства Молдовы о передаче Кишиневского аэропорта в концессию компании Avia Invest. Заседание АП намечено на 3 июня. Первая инстанция — суд столичного сектора Ботаника — ранее отклонила иск либерал-реформаторов.