В правящей Демпартии инициативу гражданского общества провести законодательный референдум об отмене смешанной избирательной системы назвали «фальшивой» и «юридическим нонсенсом».
После традиционного вторничного брифинга, на котором пресс-секретарь Демпартии Виталий Гамурарь рассказал, почему невозможен референдум, (основной аргумент — «потому что»), вся армия холдинговских троллей: от безымянных до самых высокопоставленных, в ранге политических и юридических комментаторов — принялась клеймить инициативу на всех бескрайних медийных полях.
Составители «темника», видимо, очень спешили и нервничали, поэтому их тезисы напоминали классическую фразу: «Тут было все: арбузные груди, нос обухом, расписные щеки и мощный затылок». То есть и «осуждение растраты государственных денег», и отсылка к «хорошим практикам» Венецианской комиссии, и дежурное «кто же стоит за инициаторами референдума», и, конечно, «торпедирование европейского пути». Ну как тут обойтись без руки Москвы?
Такая реакция целой Демпартии, контролирующей все и вся в нашей стране, была несколько неожиданной. Ведь если инициатива «фальшивая» и это «юридический нонсенс», то логичнее было бы ее проигнорировать. Тем более, учитывая контроль провластным холдингом 80% медийных ресурсов.
И то, что холдинг отреагировал на инициативу залповым огнем, — безошибочный маркер попадания точно в цель. Почему? По одной простой причине: законодательный референдум, в отличие от консультативного или конституционного, парламент заблокировать не может. В этом случае у него всего две опции: назначить дату проведения референдума, или самому принять закон об отмене смешанной системы.
Приняв такой закон, контролируемое Демпартией парламентское большинство, во-первых, сэкономит те самые 60 млн леев на проведение референдума. Которые, к слову, на порядок меньше 600 млн, заплаченных в 2017 году за кражу миллиарда трехлетней давности (еще по миллиарду будем платить в следующие 24 года).
Во-вторых, власть сразу же разблокировала бы €100 млн макрофинансовой помощи от ЕС, которая была заморожена в первую очередь из-за принятия смешанной избирательной системы вопреки рекомендациям Венецианской комиссии, ОБСЕ и всех международных партнеров. Чем не замечательное решение для демократов? Убить одним выстрелом стольких зайцев! Потом только и делай, что публикуй статьи в европейских и американских газетах с умным видом отца молдавской демократии, да успевай осваивать донорские деньги.
Фраза из заголовка — это адаптация математического термина к нашей политической жизни, которая может означать следующее: независимо от электоральной системы, фигура координатора останется главной. Независимо от ее реальной величины. Какое-то время. Какая ему разница, по какой системе пройдут выборы и каков будет их результат? Уже очевидно, что ни социалисты, ни правая оппозиция не смогут получить квалифицированного большинства.
В таких условиях, результат, который получит Демпартия на выборах, не имеет никакого принципиального значения. В любой неопределенной ситуации координатор будет центральной фигурой, создающей парламентское большинство (проевропейское, конечно же). И вопрос выбора той или иной электоральной системы сводится к простой задаче выбора между покупкой оптом или в розницу. Второй вариант, очевидно, дороже, если учитывать не только внутренние затраты, но и внешние издержки.
Автор — политический обозреватель, публицист