Мэр Кишинева Ион Чебан обвинил правительство в нарушении права местных властей на прием на работу сотрудников. Речь идет о введенном правительством до конца 2022 года моратории на найм персонала в госучреждения и органы местной власти. NM разбирался, что за мораторий, почему он не нов для Молдовы, и что с ним не так.
Почему возмутился Чебан
Мэр Ион Чебан обвинил центральные власти в намерении «уничтожить органы местного самоуправления». Речь идет о моратории на прием сотрудников в органы центральной и местной власти. «Это издевательство над мэриями. Кто будет в них работать? Вы наняли [в органы центральной власти] только подходящих вам людей и родственников. А что делать остальным — уйти? В одной только мэрии Кишинева около 2780 вакантных мест, а по стране ситуация еще хуже», — написал Чебан в соцсетях. https://t.me/ionceban/6512
Что за мораторий
Правительство 29 декабря ввело до конца 2022 года мораторий на прием на работу сотрудников госучреждений и органов местной власти. Решение правительства распространяется на все вакантные должности, зарегистрированные до 30 ноября 2021 года. При этом для мэрий и Нацкассы социального страхования решение носит рекомендательный характер: им рекомендуют воздержаться от приема на работу сотрудников на вакантные должности. Но если необходимо принять на работу нового сотрудника, то следует проконсультироваться с минфином, который будет следить за соблюдением моратория. Именно минфин — автор проекта моратория.
По информации минфина, мораторий касается 7,8 тыс. вакантных должностей в органах центральной власти и 6,3 тыс. вакансий в органах местной власти.
В пояснительной записке отмечается, что в 2022 году на зарплату бюджетникам пойдет 20,7 млрд леев. Это на 1,5 млрд леев больше, чем в 2021 году, и цель проекта — не выйти за рамки предусмотренных расходов и не превысить долю этих расходов в ВВП (эта доля в постановлении правительства не указана).
Во время заседания правительства глава минфина Дмитрий Будянский напомнил, что подобный мораторий ввели в 2018 году, [а затем ежегодно продлевали], но в отличие от него нынешний мораторий не распространяется на вакантные должности, которые занимают по конкурсу, а, кроме того, новый мораторий носит рекомендательный характер.
Будянский также отметил, что решением проблемы могли бы стать «комплексные меры»: методы найма сотрудников, увеличение их производительности и передача некоторых функций частным компаниям.
Премьер Наталья Гаврилица, в свою очередь, подчеркнула, что такой мораторий действует уже четыре года.
Что не так с мораторием
Исполнительный директор Конгресса местных властей Молдовы Виорел Фурдуй отметил в беседе с NM, что такой мораторий действует в Молдове уже несколько лет, и ввели его в связи с обязательствами Молдовы в рамках меморандума с МВФ (в меморандуме оговариваются максимальные расходы на зарплату в бюджетном секторе). Проблема, по словам Фурдуя, в том, что подобные моратории противоречат законодательству, в том числе Конституции и закону «О местном публичном управлении».
Еще одна проблема, отметил эксперт, заключается в том, что, с одной стороны, в постановлении правительства говорится о рекомендательном характере моратория, а, с другой стороны, указано, что руководство органов власти «отвечает за его исполнение». И это создает почву для интерпретаций. «Это дает возможность контролирующим органам интерпретировать так, как они вздумают. И впоследствии это можно использовать, как рычаг давления на местные власти. [Нанял сотрудников], а потом докажи, что ты был прав», — пояснил Фурдуй. Решением, по его мнению, могло бы стать публичное разъяснение министерством финансов положений этого постановления.
Комментируя тот факт, что мораторий вводят уже четвертый год подряд, Фурдуй отметил, что и прежде возникали подобные вопросы.