Исторический центр Кишинева «заморозили»
Что дальше?
Исторический центр Кишинева остается постоянным предметом споров и источником скандалов. Как бороться со стихийной точечной застройкой? Как предотвратить разрушение памятников? Можно ли сохранить архитектурное наследие, и при этом позволить городу развиваться? NM разбирался, спасет ли ситуацию введенный недавно мораторий на строительство в центре столицы, и чего еще не хватает Кишиневу для того, чтобы сохранить свою историю, и кто должен участвовать в решении вопроса о том, как будет развиваться центр.
Исторический центр — это что?
В Кишиневе «исторический центр» — не просто фигура речи. Юридически он имеет четкие границы, и занимает порядка 700 га города. Как целостный комплекс, исторический центр столицы внесен под № 308 в Национальный реестр памятников, охраняемых государством. Центр Кишинева сейчас по закону — сам по себе памятник.

В реестре говорится, что историческое ядро города находится в периметре улиц Алексей Матеевич-Михай Витязул-Иван Заикин-Албишиоара-Кеюлуй-Измаильская-Штефан чел Маре-Чуфля. Относятся к нему улицы вместе со всем строительным фондом и скверами. В документе утверждается, что на этом участке находятся постройки, датированные со второй половины XV века до начала XX века.
Статус памятника ко многому обязывает власти и застройщиков: исторический центр попадает под действие закона «Об исторических памятниках», и должен защищаться государством. Поэтому на любые строительные работы здесь нужны дополнительные разрешения. В частности, от Национального совета по историческим памятникам при министерстве культуры. Совет должен проверять проекты на соответствие принципам сохранения наследия.

Но в жизни исторического центра по-прежнему остается много «белых пятен». Принятый в 2007 году и с тех пор так и не обновленный генеральный план Кишинева не содержит информации о том, как должен развиваться исторический центр. Четкие охранные зоны и правила застройки там не прописаны. Эти вопросы решаются ситуативно, и часто — не в пользу исторической застройки.
Как дошло до моратория на стройки?
Городские активисты не раз предлагали ввести мораторий на строительство в историческом центре Кишинева. Например, еще летом прошлого года платформа Save Chișinău, международный совет по сохранению памятников ICOMOS и другие организации предлагали ввести запрет на год.

Активисты настаивали на том, чтобы провести фундаментальное историко-архитектурное исследование исторического центра и собрать на него полную документацию.

Сегодня исторический центр уже далеко не так однороден, как предполагают действующие документы и статус памятника.
«Развитие Кишинева по моноцентричной модели, когда все функции городского и национального масштаба (административные, коммерческие, банковские и т.д.) по-прежнему сосредоточены в историческом центре, неизбежно ведет к постепенному уничтожению исторического центра, создавая тяжелые проблемы города: перегруженность трафика, невозможность соответствовать нуждам населения, недостаток зеленых зон и т.д.».
Из текста петиции от 25 июня 2020 года
Активисты и специалисты напоминали, что пока на местном уровне у властей Кишинева нет ни одного документа или стратегии, описывающей, как именно городские власти будут защищать наследие. За год моратория они предлагали заполнить эти пробелы в местных документах, и провести исследование центра.

Они уточняли, что мораторий на строительство и снос в центре можно вводить максимум на год, а лучше на более короткий период, если удастся быстрее провести исследование центра. Их предложение также предполагало разрешение на реставрацию и ремонт.

До документов и исследования дело так и не дошло. А вот мораторий на стройки ввели более года спустя. 7 сентября 2021 года мэр Кишинева Ион Чебан объявил, что до 1 апреля 2022 года строить и реконструировать здания в историческом центре Кишинева будет нельзя.
Ион Чебан
мэр Кишинева
«Это означает, что никому не будут выдавать авторизации на строительство любых зданий в этой зоне. Почему? Потому что мы разрабатываем план градостроительства, а также потому, что у нас есть недобросовестные люди, которые делают в центре, что хотят».
Чебан пообещал, что в ближайшее время мэрия предложит парламенту поправки к закону «О разрешении выполнения строительных работ». А до возобновления строительства в центре мэрия должна разработать градостроительный зональный план (PUZ) для центра.

О решении объявить мораторий на строительство в центре Ион Чебан рассказал, находясь на объекте на улице Сергея Лазо, 46.


Там ранее располагался одноэтажный дом начала XX века, памятник местного значения. Сейчас на его месте — строительная площадка, на которой готовится возведение жилого дома.

Мэрия посчитала снос памятника нелегальным, и приостановила работы «до выяснения обстоятельств». Компания-застройщик к этому моменту уже продавала квартиры в еще не построенном доме.

(ДОБАВЛЕНО 17.09) Как уточнили NM в мэрии Кишинева, юридически мораторий к 17 сентября еще не вступил в силу. «Решение о введении моратория должен одобрить муниципальный совет», — сказал пресс-секретарь мэрии Василе Кирилеску. Однако он уточнил, что управление архитектуры уже не выдает разрешения на строительство в центре, потому что рассмотрение проектов в любом случае занимает время, а управление сейчас разрабатывает PUZ. Он подтвердил, что до 1 апреля 2022 года разрешения на строительство в центре выдаваться не будут.
Мораторий - не панацея?
Инициативу мэра оценивают по-разному. У многих столичных архитекторов, которые активно работают в том числе в центре города, идея Чебана вызвала недовольство. Они считают инициативу политической и безответственной.
Ирина Козлова
архитектор
«Я в шоке, потому что у меня сейчас проект именно в центре. Уже начали проектировать, и вдруг такое. А там четыре этажа, классика, то, что нужно городу. И при этом рядом со мной строят комплекс, тоже в центре. Он будет на три этажа выше, чем указано в градостроительном сертификате объекта. Почему не бороться с таким строительством? [...] Зачем всех под одну гребенку?».
Козлова считает, что на разработку качественного PUZ для центра, который учитывал бы его неоднородный состав, нужно много времени. И то, что мораторий ввели именно сейчас, — очередной «лозунг». «Но город должны строить архитекторы, а не партии», — настаивает Козлова.

Она считает, что город должен поддерживать хороших архитекторов и инвесторов, чтобы у всех были понятные и предсказуемые правила работы. Сейчас, как подчеркнула Козлова, мораторий коснулся всех без разбора. Вместе с застройщиками, которые нарушают уже существующие правила, например, оказалась замороженной и промышленная зона, которая нуждается в пересмотре. При этом, как заметила архитектор, в городе еще не было прецедентов, чтобы сносили или штрафовали в пользу города тех, кто строит больше этажей, чем им разрешено по документам.

Архитектор, бывший член Нацсовета по историческим памятникам Андрей Ватаманюк тоже считает, что тотальный мораторий не только не поможет, но и создаст дополнительные проблемы в центре Кишинева. В том числе, для объектов наследия.
Андрей Ватаманюк
архитектор, бывший член Совета по историческим памятникам
«С мораторием или без, но авторизации на строительство все равно будут выдаваться тем, кто уже получил градостроительный сертификат на проектирование. Если мэрия откажет, это просто оспорят через суд.

Приостановка абсолютно всех работ мне кажется неправильной. В центре множество зданий с охранным статусом и без, которые нуждаются в реконструкции, укреплении, реставрации, работах с городскими сетями. То, что не влияет на зону масштабно и функционально, не должно приостанавливаться. По-моему, простой запрет на выдачу документов создаст проблемы там, где они они не нужны».
По словам архитектора, Кишиневу нужно отказаться от принятого Местного градостроительного регламента (RLU) для центра города, и внести в него изменения. Ватаманюк уверен, что сначала надо все-таки добиться разработки градостроительного зонального плана (PUZ) для исторического центра, уже на его основании утвердить регламент, а потом начать работать по новым правилам.

Активистка, глава общественной ассоциации Save Chișinău Анетта Дабижа считает, что решение о введении моратория запоздало. Только за последние полгода, по словам активистки, в городе утвердили много проектов строительства, разрушающих и дальше исторический центр.
Анетта Дабижа
активистка, глава общественной ассоциации Save Chișinău
«Это хорошее решение, но запоздавшее. Если бы нас, гражданское общество, послушали два года назад, можно было бы избежать проектов, которые ухудшили и без того тяжелую ситуацию в городе. [...]

Что мы имеем теперь? Именно то, чего пытались избежать — хаос в центре города. [...] Теперь будет трудно соблюсти этот мораторий, потому что многие работы уже начаты. А в строительстве когда что-то начинается, это уже никому не остановить».
Кто теперь будет решать?
За последнее время перемены в области сохранения наследия произошли не только в мэрии Кишинева. На заседании 8 сентября правительство изменило регламент Национального совета по историческим памятникам. Именно он дает заключения, без которых невозможно проводить работы в центре Кишинева.

Теперь большинство членов совета будут избирать по конкурсу на три года. В совет будут входить 13 экспертов в области защиты архитектурно-исторического достояния страны, представители правительственных и неправительственных организаций этой области и до трех представителей министерства культуры.

Отметим, в приоритетах правительства Натальи Гаврилицы говорилось, что планируется также сменить текущий состав совета. Нынешний состав, назначенный в январе 2021 года правительством Иона Кику, и его решения не раз становились причинами скандалов.

Так, этот совет возглавляет глава Союза архитекторов Молдовы, экс-директор госпредприятия Urbanproiect Юрие Повар.


Самым громким его проектом стал план строительства высотного бизнес-центра на месте кафе Guguţă в центральном парке Кишинева. Повар был шеф-архитектором, и выполнял заказ молдавской компании Regata Imobiliare. Regata Imobiliare, напомним, купила здание кафе Guguţă у компании Finpar Invest экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка.

Вместе с Поваром в совете оказался ранее входивший в него глава Агентства инспектирования и реставрации памятников Ион Штефэницэ. Ранее он активно выступал за строительство бизнес-центра на месте кафе Guguţă и был в числе тех, кто в 2018 году голосовал за этот проект.

Отметим, в последнее время Штефэницэ выступал против введения моратория на строительство в центре Кишинева, и называл «политизацией» изменение регламента совета.
Ион Штефэницэ
нынешний заместитель председателя совета, гендиректор Агентства инспектирования и реставрации памятников
«Первое „доброе дело“ они сделали тайком, в таком же стиле. Когда политики проводят конкурс, то в члены профильного учреждения выбирают тех, кто становится „политическим пластилином“. Медленно и уверенно убиваем себя».
Штефэницэ также поддерживает проект строительства многоэтажного дома на улице Лазо, 46, который стал для мэра Кишинева отправной точкой для введения моратория. Там снесли памятник архитектуры местного значения.
Что успел разрешить совет

Уже в январе 2021 года едва назначенный состав совета во главе с Юрием Поваром одобрил строительство комплекса из двух высотных жилых домов и 21-этажного бизнес-центра между зданием Цирка и церковью Константина и Елены XVIII века, которая является национальным памятником архитектуры.

Проект вызвал возмущение кишиневцев и специалистов в области наследия. По их мнению, он может разрушить исторический пейзаж, повредить старую церковь и перекрыть собой вид на Цирк. В феврале состоялся протест за отмену этого разрешения. Намеревался бороться с этим проектом и мэр Кишинева Ион Чебан. Пока разрешение минкульта остается в силе.

Что будет с решениями этого совета, принятыми за последний год, пока не ясно. Мэр Кишинева Ион Чебан уже заявил, что направил в министерство просьбу пересмотреть часть из них. В частности, ранее мэр был против строительства многоэтажного жилого комплекса между церковью Константина и Елены и зданием Кишиневского цирка.
Анетта Дабижа
активистка, глава общественной ассоциации Save Chișinău
«Сейчас трудно предположить, что будет с решениями этого состава совета. Эти решения можно отозвать, но будет в точности ситуация, как с кафе Guguţă. Это произойдет, если не внесут изменения и в другие законы. То, за что проголосовали, уже трудно отменить».
Фото: Андрей Мардарь
В случае кафе Guguţă, напомним, компания Regata Imobiliare после отзыва положительного заключения совета на проект, подала в суд на минкульт и выиграла. Разрешение на строительство в центральном парке снова в силе.

NM направил запрос в министерство культуры о том, будет ли ведомство добиваться отмены каких-то решений совета и готово ли ради этого менять законодательство. На момент публикации этого материала ответ не пришел.
Что еще нужно историческому Кишиневу?
Большинство экспертов и активистов склоняются к тому, что в первую очередь Кишиневу вместе с правительством нужно определить «правила игры»: обновить генеральный план города и разработать зональный градостроительный план (PUZ) для центра. В мэрии утверждают, что работа над этим уже идет.

Но в то же время большинство экспертов, с которыми удалось поговорить NM, жалуются на то, что в Молдове недостаточно специалистов для грамотной оценки состояния города, без чего невозможно составить качественный план развития разных зон.
Фото: Андрей Мардарь
Бывший вице-мэр Кишинева по архитектуре Виктор Киронда предлагает для аудита пригласить в столицу иностранных экспертов.
Виктор Киронда
урбанист, бывший вице-мэр Кишинева по архитектуре
«Самое большое препятствие в решении проблемы деградации исторического центра — это радикализация позиций. Те, кто говорят „нет уже исторического центра“ и „все халупы нужно снести, чтобы мы могли развивать город“, как и те, кто настаивает на „консервировании ситуации“ и „приостановлении всех строек“, одинаково вредят сохранению и развитию исторического центра.

Решение этой проблемы намного сложнее фразы „разработка PUZ“. Да, центру города нужен план и правила развития. Но нужно признать, что в Молдове нет ни институций, ни специалистов, которые могли бы разработать такие документы для нынешнего центра Кишинева».
По словам Киронды, в центре Кишинева сосредоточено слишком много разных факторов: проблемы архитектуры и урбанистики, транспорта, бизнеса, недвижимости, экологии, технической инфраструктуры, коммуникаций, разных типов собственности. Бывший вице-мэр уверен, что новый генплан и PUZ для центра невозможно разработать без иностранной помощи, а также консультаций с местными жителями, бизнесом и владельцами недвижимости в центре.

Он настаивает на том, что уже сейчас правительство и муниципалитет должны искать иностранных экспертов для этой работы, и идти на диалог со всеми заинтересованными сторонами.

Сегодня в Кишиневе нет четкого понимания, что из себя представляет исторический центр города, возможно ли везде применять одинаковые правила, и какими они должны быть.

В периметре исторической зоны Кишинева расположены промышленные здания — фабрики Viitorul и Bucuria, мебельная фабрика, Aroma, Полиграфический комбинат, центральный автовокзал, центральный рынок. В августе 2020 года мэрия Кишинева объявила о модернизации инфраструктуры центрального рынка. Ранее мэр Кишинева Ион Чебан заявлял, что вокзал из центра Кишинева нужно убрать. Но общего стратегического плана этой зоны нет.
Остаются в опасности кварталы, в которых сохранились ансамбли исторической застройки. Многие исторические здания, как подчеркивают все эксперты, ветшают. Некоторые намеренно превращаются в руины, чтобы они утратили свою ценность, и их можно было реконструировать.

15 сентября 2021 года мэрия сообщила о совместном заседании с министром культуры Серджиу Проданом. По словам Чебана, они договорились создать рабочую группу, чтобы проинспектировать около 900 памятников национального значения, чтобы продвинуться с разработкой PUZ.
Есть в Кишиневе и участки, где исторические здания уже стоят вплотную с многоэтажной застройкой. Как будут развиваться эти зоны, пока тоже не ясно.

До сих пор в Кишиневе не проводились масштабные и детальные консультации со всеми сторонами — жителями, бизнесом, собственниками. Без этого, уверен Киронда, невозможно создать реалистичный градостроительный зональный план центра города.

Урбанист настаивает на том, что прежде чем браться за разработку PUZ, Кишиневу нужен аудит и четкое понимание, что именно происходит с городской средой.
Виктор Киронда
урбанист, бывший вице-мэр Кишинева по архитектуре
Зайдите в любой внутренний двор на улицах в центре. И вы увидите, что в 10-15 метрах от самых загруженных городских трасс, у нас сельские пейзажи, участки в плачевном состоянии, навесы, сараи, подвалы, гаражи. Или, наоборот, эти дворы уже заняты многоэтажками, которые там появились вопреки любым мораториям.

По-моему, без участия внешних экспертов, без сбора и многостороннего анализа данных, без анализа опыта городов с похожими проблемами и тем более без консультаций с жителями, бизнесом и собственниками недвижимости в центральной зоне невозможно создать реалистичный градостроительный зональный план (PUZ).
Материал написан в партнерстве с проектом 24 FRONTLINE

Текст, оформление: Ольга Гнаткова
Фото: Андрей Мардарь, Ольга Гнаткова, facebook.com
Видео: 24 FRONTLINE
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: