«Что утешает — Додон плохо кончит»
Как коронавирус изменяет Молдову и нашу жизнь.
40 историй читателей NM
Молдова уже больше месяца живет в режиме карантина из-за коронавируса. Чем дальше, тем больше становится понятно, что ощутимых экономических и социальных последствий пандемии не избежать. NM решил спросить у читателей, как пандемия уже изменила их жизнь, и какой они видят Молдову после карантина? Читатели — начинающие бизнесмены, психологи, сотрудники аэропорта и многие другие — рассказали, как коронавирус заставил их пересмотреть все свои планы, и почему пандемия может ничему не научить страну.

Для удобства чтения истории незначительно отредактированы. Редакция благодарит всех, кто поделился своими историями и мыслями.

Как карантин и пандемия уже изменили нашу жизнь?

1
Я работаю в аэропорту, и пандемия, конечно же, повлияла на нас очень сильно. Мы часто жаловались, что устали от длинных смен, большого пассажиропотока и от работы в целом. Но, сидя третий день на карантине, я уже скучала по работе, людям и бурному режиму. У меня был запланирован отпуск на конец марта, ко мне должен был приехать молодой человек, и были большие планы... Но вирус решил все за нас. Мы оба отменили отпуск, авиакомпания аннулировала рейс, никто никуда не полетел. Стараюсь искать во всем позитив. Конечно, теперь есть время заняться домом и собой, больше читать и, наконец, сделать генеральную уборку дома. Посмотрим, насколько хватит оптимизма и денег.

(Юлия)

2
Эпидемия еще как все изменила. Сгорают билеты в Турцию и Грецию. Вещи все остались в Москве, ходить не в чем. Ремонт остановился. Свадьба мамы отложена на неопределенный срок. Ну и еще много всего по мелочи. Даже кошку стерилизовать не можем.
Билеты, кстати, брали по невозвратному тарифу. А свадьба должна была быть за границей. Там тоже отменили все мероприятия и неизвестно, когда разрешат.

(Надежда Творжински)

3
За последние месяцы мы вложили все наши деньги в семейный бизнес (столовая-бистро). Плюс, одолжили и взяли кредит. 1 марта я уволилась для этого с работы. Две недели с мужем, 24 часа без отдыха работали, чтобы 13 марта открыть, наконец, наше красивое и уютное заведение. Но проработали, увы, один день. Аренда идет, работы нет. Уже бессонница началась.

(Ирина Бачу)

4
Дома сидим, с ума сходим, а денег не прибавляется, потому что частные предприниматели. Я работаю в массажном салоне по патенту. Арендуем помещение на двух мастеров. Сейчас мы просто сидим дома. И еще за патент платим. Единственный убыток по факту — это патент (950 леев в месяц) и аренда (2000 лев + коммунальные платежи еще в пределах 1500 леев). Ну и, естественно, мы теряем ежедневный заработок. Это в пределах от 300 до 600 леев в день. Знакомых, которые работают плюс-минус по той же системе, много, все в замешательстве. Как дальше быть, никто не знает, а когда это кончится, тоже непонятно. Государство о таких налогоплательщиках не думает никоим образом.

(Анонимный читатель)

5
Автостанции закрыли и оставили нас как бы в свободном плавании. Мол, если хочешь — можно выезжать на рейс. А толку? Нет людей, и никто не ездит. Жена в садике работает, ее тоже отправили в отпуск. Ну и как дальше — непонятно. Паники нет, но какая-то недосказанность есть.

(Николай Выхрист)

6
Меня настоятельно попросили написать заявление об уходе с работы. Из-за финансовых убытков и из-за того, что офис закрыли на неопределенный период. Работаю в сфере консалтинга.

(Анонимный читатель)

7
Ситуация с коронавирусом повлияла на меня еще до момента, когда он пришел в Молдову. Сначала отменилась моя поездка в Грузию. Потом отменилась апрельская стажировка в Праге. Казалось, что скоро жизнь изменится, и она действительно изменилась. Сейчас я практически никуда не выхожу и очень рад, что у меня есть возможность работать из дома.

(Виталий Шмаков, внештатный корреспондент NM)

8
Карантин на мою жизнь не сильно повлиял. Я — мама в декрете, и теперь мы с сынулей ходим в огород вместо детских площадок. Еще без причин на улицу не выхожу, разве что за продуктами.

(Майя Герца)

9
Моя мама не работает. Магазин, где она работала, закрыли. Я с двумя детьми дома. Дочка девять лет, а сыну год. Компенсацию на ребенка получаю — 1164 лея. Как прожить? До карантина мама помогала.

(Светлана Думиника)

10
Под угрозой последний звонок и выпускной моего сына, которых я (и еще 60 родителей) ждала 12 лет. Наверное, так и останется в мечтах...

(Анжела Кокорева)

11
Пандемия не сильно что-то изменила: в деревне переносить пандемию намного легче. Ощущается только ограниченность в передвижении. На въезде стоят блокпосты и не разрешают выезжать. Но по деревне можно передвигаться.

(Татьяна Кожокарь)

12
Из-за карантина я оказалась оторванной от двух самых близких мне людей, потому что они живут в другой части Молдовы. И я не знаю, когда в следующий раз их увижу.

(Татьяна Султанова, корреспондент NM)

13
Очень тяжело будет финансово. Правительству не мешало бы подумать о снижении цен на коммуналку, особенно за отопление. Как и налогов на недвижимость, например.

(Виктория Сили)

14
Работаю удаленно. И работы стало на порядок больше.

(Константин Глушков)

15
Муж лишился сразу двух работ. Мы снимаем квартиру, и у нас большие долги. Наш маленький ребенок болеет, и 500 леев, выделяемые на него, уже заканчиваются, учитывая, что мы покупаем сухое молоко за 95 леев. Не знаю, что будет дальше, но ситуация уже очень сложная. Мне нужно поехать в район, чтобы подтвердить инвалидность, но все закрыто.

(Валентина Олейник)


16
Из-за карантина я вынуждена сидеть дома. Я зарабатываю на индивидуальных уроках. А сейчас не делаю ничего. Большой плюс в том, что мы с семьей больше времени проводим вместе.

(Татьяна Горчак)


17
Мне пандемия дала возможность посмотреть на многие вещи с разных ракурсов. Дала возможность многое переосмыслить. Не бывает безвыходных ситуаций.

Ведь в изоляции есть не только минусы, но и плюсы! Изоляция — это не домашний арест, а прекрасная возможность для обновления и сплочения родственных связей благодаря интернету, мобильному и домашнему телефону.

Это прекрасная возможность наладить отношения с нашими детьми. Наконец, вашему вниманию и общению могут порадоваться родители. Можно больше общаться с друзьям и любимыми. Изоляция стирает отчужденность и сближает сердца. Изоляция — это время размышлений и переоценки ваших взглядов на многие вещи.

(Наталья Паскевич)
Какой будет Молдова после пандемии?

18
Насчет возможной солидарности общества. Это лучший расклад, который прогнозирует [израильский историк] Юваль Харари. Но, судя по ненависти, сквозящей в комментариях к любой публикации о вирусе, это вряд ли произойдет. Скорее, будет разделение на два лагеря: переболевших и нет.

(nikusha_live)

19
Насчет ресторанов не уверена. Но то, что будут полными кафе — это точно! И все террасы будут забиты отдыхающими людьми.

(Наталья Баласиненко)

20
Я не аналитик и не маркетолог. Я психолог, который давно работает с самыми сложными темами.

Я не хочу никого пугать, но мир никогда не будет прежним. До этого года он никогда такого не знал. Даже великие эпидемии чумы и испанки не расскажут, что будет. У них не было интернета. Самое страшное в происходящем не сама зараза, а феерическая скорость распространения паники за счет интернета и взаимосвязанности мира.

Так вот, мой краткий прогноз таков. Мы получим волну посттравматических расстройств, суицидов и озарений. Кризисы были, есть и будут. Каждый человек проходит минимум несколько кризисов в жизни и это точки роста. Они нужны, чтобы переоценить ситуацию, попрощаться с прошлым и начать движение в будущее. Рано или поздно люди адаптируются к происходящему. Так устроен мозг, спасибо эволюции.

Изменится система потребления во всем мире. На первые места выйдут общение и ощущение общности людей. В Молдове еще сильнее усилится кумэтризм (в стрессе люди объединяются, это нужно для выживания).

Репутационная составляющая выйдет на верхние позиции. Не все будет решаться деньгами. Люди станут меньше тратить на пустые покупки из-за финансового положения, но зато в тренде будут простые дешевые радости.

Я подозреваю, что сегмент семейных недорогих кафе вырастет, не из-за отложенного спроса, а по причине «атмосферности». А вот пафосные заведения позакрываются окончательно. Очень расцветут парки и места для коллективного отдыха. Лето и жизнь в заточении создаст дефицит ощущения свободы.

Из негатива — это сумасшедший рост напряжения и агрессии, воровства и, возможно, бандитизма. Людям нужно будет куда-то канализировать накопившееся напряжение. А к осени мы получим новый мир.

(Виктор Данч)

21
Все мигранты уедут обратно. Как жили, так и будем жить.

(Елена Бойченко)

22
Будет еще хуже, чем было! И жрать нечего будет. Зато мемориал будет новый и почти у всех медстраховки.

(Андрей Роман)

23
Тоже мне бином Ньютона! Даю 100%-прогноз:

1. Страна окажется с пустой казной. Экономический кризис будет жестоким.
2. Оппозиция будет собачиться и проиграет выборы.
3. Те, что грабили страну, продолжат грабить дальше.
4. Про миллиард забудут или уже забыли.
5. Суда и прокуратуры как не было, так и не будет. Будут работать по принципу стола заказов.
6. Усилиями псевдополитиков-опортунистов общество раздробится еще больше.

Как-то так. Единственное, что утешает — Додон плохо кончит.

(Ион Виртосу)

24
Мне кажется, что большая часть молдавских гастарбайтеров в Европу не вернется, потому что местные там сейчас берутся за любую работу. Когда речь идет о молдаванах в России — это высококвалифицированные специалисты: водители, строители, сварщики, инженеры. Они не особо спешат домой, потому что по большей части осели там, неплохо устроились. И их оттуда никто и ничто не гонит.

А гастарбайтеры в Италии, Испании — это по большей части сфера обслуживания, уход за стариками, больными. То есть неквалифицированный труд. Как правило, люди без опыта и образования. И этим людям в Молдове работы не найти. Их быстро приберет к рукам какая-нибудь политическая сила, возглавит и будут устраивать митинги, протесты. В общем, я вижу продолжение потрясений.

(Ivanka Sorenssen)

25
Как в Молдове, так и везде, малый бизнес пострадает из-за множества безработных. Они не смогут себе позволить гламурный кофе в центре города. «Чуждые обществу» мигранты восполнят ряды любителей гречки с тушенкой. Но где-то через два-три года все станет по-старому. Германии уже сейчас нужны тысячи сельскохозяйственных работников.

(Артур Ченуша)

26
Все, кто приехал, резко вспомнят, что они по природе своей, оказывается, не молдаване, а итальянцы, румыны, немцы, россияне и т.д. И полетят обратно с рассказами о том, как в Молдове все плохо, а вот там все хорошо.

(Глеб Зайцев)

27
Будет обвал сферы обслуживания и развлечений. Падение зарплат, так как будет много безработных. Повышение цен. Отсутствие внешнего финансирования и переводов денег от мигрантов. Все будет хреново.

(Славик Вячеслав)

28
Как всегда: будем вспоминать, как хорошо, оказывается, мы жили ДО.

(Виорика Бачу)

29
Будет обвал экономики из-за бесконечного воровства правящей верхушки. Начнутся лихие 90-е. Ведь медицина и казна обворованы. Нет денег не то что на оборудование, а даже на маски для врачей. А без всего этого как и на что лечить людей, как уберечь врачей?

(Tania Natali)

30
Многие начнут с нуля. Сильный выживет, слабый потонет. Эта встряска была необходима, чтобы выявить всю никчемность верхушки страны. Если и это не пробудит спящих, значит, мы — потерянная нация.

(Светлана Резник)

31
Богатые станут богаче, бедные станут беднее. К сожалению, это так. Нет единства в людях. Но бедность здесь может сплотить большинство, но хватит ли смелости?

(Denis Zen)

32
Если все люди будут на одном уровне, без того, кто выше или ниже, богаче или беднее, станут дружными и будут помогать друг другу, забудут про ненависть, тогда это будет одно целое. И только тогда правительству тяжело будет управлять людьми.

(Вячеслав Вячеслав)

33
Люди многие не уедут, возможно. Но многие все равно будут уезжать на сезонные работы, чтобы хоть что-то заработать и прокормить свои семьи. Люди, родившиеся в Молдове, неважно, какой они национальности, — народ работящий. Поэтому на работу будут брать что в России, что в ЕС.

(Мария Еремия)

34
Ничего хорошего Молдову не ждет, пока у нас такая власть. Скоро выборы и опять куча обещаний. А люди как жили, так и будут жить в той бедности, в которой жили. Только не было бы еще хуже.

(Вакарчук Людмила)

35
Все будет, как и раньше. Молдавский кумэтризм. Низкий профессионализм во всех сферах. Начиная с президента, и кончая дворником, который плохо убирает. Хамство останется, начиная с водителей, которые паркуются на тротуарах и во дворах под окнами, и кончая курящей и пьющей публикой по паркам и дворам. Вранье останется — от политиков и до полицейских. И даже маленькие детки будут учиться мастерству лодырничества и вранья. Ура! Какими были, такими и останемся.

(Владимир Ульянов)

36
А что ждет? Те, кто приехал, через пару месяцев опять уедут. И заживем, как и прежде... «хорошо».

(Ирина Лебедь)

37
Скажут, что все деньги потратили на людей и лечение. Те деньги, которые они себе в карманы сейчас кладут.

(Ilisa G-i A-i)

38
Где нет культуры в народе, не будет ничего хорошего. Преобладать будут мародерство, убийства, национализм. Злобная натура проявится вовсю на фоне обнищания и безработицы.

(Майя Левкутина)

39
У правительства все будет хорошо. А у нас как-нибудь.

(Аурика Черная)

40
Опять все выйдут с шашлыками! Ши хай давай стакан вина! Вот такая будет Молдова.

(Наталья Цуркану)

Истории собирала: Ольга Гнаткова
Оформление: Ольга Гнаткова, Кристина Демиан
Фотографии: Ольга Гнаткова
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: