Как в Молдове невиновных сажают в тюрьму. Три истории людей, добившихся отмены приговора
5 мин.

Как в Молдове невиновных сажают в тюрьму. Три истории людей, добившихся отмены приговора

В молдавские суды в прошлом году подали более 4 тыс. исков, связанных с нарушениями, которые допустили полиция и прокуратура при расследовании дел. Около трети этих исков (1253) суды приняли к рассмотрению, остальные — отклонили. NM рассказывает три истории осужденных, которым удалось доказать, что их осудили незаконно.

Смерть насильника: убийство или самооборона

Ольга (имя изменено по этическим соображениям) родилась в маленьком селе. У девочки было нарушение интеллектуального развития. Кроме этого, она не слышит и не умеет говорить. Это помешало ей получить образование. Став взрослой, она даже жестами не могла общаться с окружающими. Однажды ее избил и изнасиловал сосед. После того как это повторилось несколько раз, она обратилась за помощью к участковому, но тот ничего не сделал, чтобы ее защитить.

В августе 2015 года сосед пришел к ней в состоянии алкогольного опьянения. Он стал срывать с нее одежду и попытался ее изнасиловать. Неожиданно Ольга схватила с плиты сковородку и дважды ударила его по голове. От полученных травм мужчина скончался. Ольга сразу же обратилась за помощью к соседям. Через два дня Ольгу арестовали. Два месяца ее продержали под арестом, а затем перевели под домашний арест.

В 2016 году Ольгу признали виновной в «преднамеренном убийстве, совершенном с особой жестокостью», и приговорили к 13 годам лишения свободы. Наказание она отбывала в женской тюрьме Руска. В 2017 году адвокат Центра по правам женщин Арина Цуркан оказывала юридическую помощь жертвам насилия, отбывающим срок в этой тюрьме. Она взялась защищать Ольгу.

Адвокат решила доказать судьям, что Ольга действовала в целях самообороны. Кроме того, адвокат указала на тот факт, что во время следствия и суда Ольге не предоставили сурдопереводчика. У переводчика, который был на допросе, не было лицензии. Поэтому права задержанной Ольги ей объясняла ее сестра, у которой не было юридического образования. Апелляционную жалобу адвоката поддержал прокурор. .
27 ноября 2017 года Высшая судебная палата отменила приговор Апелляционной палаты (АП) Бельц и вернула дело на пересмотр. В свою очередь АП Бельц 25 апреля 2018 года вернула дело на пересмотр в суд первой инстанции и освободила Ольгу. 15 июня 2020 года суд Унген ее оправдал.

Дело о взятке: 467 тыс. леев за полтора года тюрьмы

Игорь Савин работал ревизором Службы финансового контроля и ревизии при министерстве финансов. В 2011 году Савина направили проверить государственное предприятие. Во время проверки он выявил многочисленные нарушения. Директор предприятия предложил взятку, но ревизор отказался. После этого директор обратился в Центр борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией и заявил, что Игорь Савин вымогает деньги. Сотрудники Центра провели обыск и предъявили Савину обвинения в коррупции.

В 2016 году, после четырех лет разбирательств, Савина приговорили к восьми годам лишения свободы. Апелляционная палата сократила срок заключения до шести лет. А в августе 2017 года Высшая судебная палата полностью оправдала Савина. Замгенпрокурора Мирча Рошиору пытался оспорить это решение, однако судьи ВСП признали его ходатайство недопустимым.

После этого Савин решил добиться через суд выплаты морального и материального ущерба за то, что он 485 дней незаконно находился в заключении. За это время состоянии его здоровья ухудшилось. А семья — жена и четверо детей — осталась без источника дохода, так как жена находилась в декретном отпуске. В июне 2020 года ВСП обязала минюст выплатить Савину 467 тыс. леев компенсации морального и материального ущерба. Судьи отменили решение АП, согласно которому ему присудили компенсацию 100 тыс. леев.

Отметим, в 2018 году NM рассказал историю Игоря Савина в материале: 60 взяток в минуту. Четыре истории о людях, которые не хотят мириться с коррупцией в Молдове

Дело об ущербе: минюсту придется заплатить

Бывшего генерального директора агентства Moldsilva Георгия Вдового в июле 2015 года приговорили к шести годам тюрьмы, признав виновным в нанесении ущерба государству. По версии обвинения, в ноябре 2010 года Вдовый издал приказ об обеспечении сотрудников Moldsilva жильем и выделил на эти цели участок лесополосы «Аэропорт» площадью 7,8 га. Правоохранители решили, что Вдовый этим  нанес ущерб госбюджету.

В октябре 2016 года АП признала его виновным, но отменила приговор первой инстанции, отметив, что по этому делу истек срок привлечения к уголовной ответственности. Затем ВСП отменила все решения по этому делу и вернула его на пересмотр. Еще через год АП Кишинева оправдала Вдового. Судьи отметили, что в действиях Вдового не было состава преступления, а на этапе следствия были допущены процессуальные ошибки.

После этого Георгий Вдовый подал в суд на минюст и Генпрокуратуру и потребовал, чтобы они возместили ему 63,3 тыс. материального ущерба и 100 тыс. леев — морального. В мае 2019 года суд первой инстанции присудил ему 63,3 тыс. леев компенсации материального ущерба и 30 тыс. леев — морального. Прокуратуре и минюсту не удалось оспорить это решение ни в Апелляционной палате, ни в ВСП, которая в мае 2020 года оставила в силе решение первой инстанции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: