В Кишиневе 5 февраля прошли публичные слушания о проекте застройки участка на месте завода «Мезон». На участке, под которым находится каменная шахта, хотят построить жилкомплекс с высотными зданиями. Проект назвали «Le Mezon». Эксперт в сфере градостроительства Роман Гунявый, принимавший участие в слушаниях, проанализировал планы застройщика и позицию мэрии. NM публикует адаптированный вариант текста с разрешения автора.
Le mezon. Именно такое «креативное» название нам решили подарить на публичных слушаниях по заводу МЕЗОН. Изучив ваше творчество, я вам, господа, другое название придумал: наглый и бессовестный «Le corruption». Вот как называется проект, которые предлагает Департамент архитектуры города.
Напомню, что вместо разработки Генерального плана, срок которого истек в 2023 году, наш Департамент архитектуры предлагает кишиневцам свыше 40 PUZ-ов — т.е мелких зональных планов, которые они исполняют «по заказу» бизнеса.
Хуже всего то, что в рамках своих тем и схем по PUZоразвитию Кишинева они не только уничтожают саму профессию архитектора, но и целый государственный проектный институт снивелировали до уровня «архитекторов по вызову». Которые, в зависимости от пожеланий бизнеса, рисуют все что ни попадя. В очередной раз объясняя, почему нам от их «творчества по вызову» будет хорошо, ну или, как минимум, не очень плохо, ведь они все рассчитали, и вообще — «город должен развиваться!»
Итак, по порядку. В представленном проекте нам предлагают заменить градостроительные коды завода Мезон и «под шумок» еще парочки других участков, за которых «как следует попросили».
В этот раз ребята из примэрии стали «умнее» и вообще не показали предварительный план застройки. Хотя на предыдущих PUZах его обычно представляли. Вместо этого нам всем показали мультфильм с картинками — как может выглядеть такой комплекс, если им будет заниматься довольно талантливый архитектор Зингалюк.
Его проект, как мы поняли чуть позже, никакого отношения к PUZу не имеет — это просто некий «обман зрения», т.е.:
- Господин Зингалюк размещает на участке 6-8-этажные здания и отдельно стоящие доминанты. А в PUZе нам предлагают строить по 18-21 этажей.
- У него зеленая зона размещена внутри квартала, а у Сhisinauproiect зеленая зона вообще не выделена. И так во всем…
В конце концов Виталий из Chisinauproiect признался, что это просто анимация и подарок от «шеф-повара».
Но не так все просто. Эта анимация использовалась на слушаниях весьма оригинально — когда нужно было что-то ответить любопытным жителям Рышкановки, то им вместо PUZа сразу показывали картинки из красивого мультфильма. И почему-то господин Зингалюк отвечал от имени инвестора.
Говорил, что все будет хорошо: видите, как мы красиво нарисовали — и парки, и спорт площадки. Но в PUZе про эту красоту ничего не указано. Новый метод «очковтирательства» получился удачным. Респект «шеф-повару».
Теперь о технических параметрах:
Проект PUZа предусматривает размещение квартир на примерно 9 тыс. человек (хотя, думаю, будет значительно больше), коммерческие площади, парковки и зону под детский сад.
Про транспортную ситуацию нам сказали, что провели какие-то там исследования, и что проблем не будет. Сделают разметку и светофоры.
С детскими садами и школами тоже все будет хорошо. У них там расчеты основаны на статистике по городу. И в общем они новым PUZом «ложатся» на существующую инфраструктуру. А она на Рышкановке развитая, поэтому все будет ок.
Большинство участников слушаний активно хлопали и организовано «радовались проекту». Массовка привлечена по стандартной схеме.
Я задал несколько вопросов:
1. В 2007 году приняли Генеральный план Кишинева. Он был не очень качественным, но в любом случае это некий баланс интересов города.
Недавно сама примэрия с помпой представляла социально-экономическую стратегию города, в которой именно завод «Мезон» представлен как пример для последующего редевелопмента. В рамках редевелопмента должен быть сохранен градостроительный баланс путем выноса производства, и заодно решены проблемы Рышкановки.
Например, основной проблемой указана маятниковая миграция из «спальных районов» к точкам притяжения — то есть к объектам и функциям, которых не хватает в тех или иных районах — прежде всего это место работы.
По данным проектировщиков, в PUZ они замещают существующие 180 тыс. кв м площадей, на которых могут трудиться жители Рышкановки, — новым жильем на 9 тыс. жителей. Т.е. еще более ухудшая ситуацию с градостроительным дисбалансом в этом районе.
Поэтому вопрос: почему примэрия не читает свою же недавно разработанную стратегию и продолжает усугублять проблемы Рышкановки?
2. В этой же стратегии указано, что на Рышкановке в районе ул. Буковина предлагается создать IT-кластер, который будет работать с Политехнический институтом. Вопрос: почему этот IT-центр не создать на переформатированном заводе Мезон?
3. Как можно говорить о решении транспортных проблем какими-то там светофорами, если сейчас без 10 тыс. новых жителей — иногда по 15 минут невозможно выехать на улицу Флорилор или Студенческую? Представленные данные — откровенное вранье.
4. Как можно рассчитывать число детей в среднем по Кишиневу, если средний показатель учитывает пенсионеров и бездетных? Большинство покупателей в новостройках — это семьи, которые или уже имеют детей, или хотят их завести. Именно поэтому везде, где строятся новые дома, очень большая проблема со школами и детсадами.
Кроме того, имеющиеся в проекте расчеты на детский сад, который застройщик предлагает возвести на территории бывшего завода, не могут учитываться без информации о том, кому будет принадлежать этот детский сад. Если бизнесу, у которого стоимость посещения для ребенка может достигать и 500 евро в месяц, то это — не про социальную инфраструктуру, это про бизнес! Ни о каком строительстве детского сада с обязательством передачи его городу речи в представленном PUZе не идет.
5. В рамках PUZ проектировщики должны были выявить существующие градостроительные проблемы. Все, что они указали, так это то, что завод «Мезон» не работает. Но, если сейчас позвонить и спросить, сдают ли они в аренду помещения, вам ответят, что свободных помещений практически нет. Т.е. они полностью задействованы в бизнесе! Ни о каких других проблемах на Рышкановке проектировщики не сообщили — то есть они их не исследовали.
6. Завод «Мезон» купил «сингапурский офшор» за 8 млн долларов. В свое время такие объекты продавали только через «своих». Благодаря смене градостроительного кода некие «сингапурцы» заработают на 12 га порядка 60 млн евро. Так вот, у меня вопрос: сейчас существуют как международные, так и молдавские санкционные списки. Входят ли наши «сингапурцы» в эти списки? Ведь им в результате нашего решения достанутся порядка 60 млн евро — можем ли мы узнать, кому именно достанутся эти деньги?
7. Для получения будущих доходов в 60 млн евро доходов «сингапурцы» при голосование за PUZ, возможно, «порадуют» чиновников Примэрии, мунсоветников, а в случае каких-то «недоразумений» — прокуроров и судей. В общем, всех будущих почитателей проекта «Le corruption».
У меня простой вопрос: что от всего этого получат жители Рышкановки? Кроме транспортных и социальных проблем, а также жизни в стройке на ближайшие 10 лет?
Почему, например, компания-застройщик при изменении градостроительного кода завода на Ботанике решила «добровольно-принудительно» благоустроить парк по улице Сармиседжетуса. Я критиковал качество проводимых работ, но Ботаника в итоге все же получила благоустроенный парк.
А здесь ничего. Нехорошо получается. Все себе да себе. Делиться надо…
Как итог — мне жаль видеть, во что превращают наш город. Он становится неудобным, некомфортным, со все новыми и новыми градостроительными проблемами, которые закладываются на десятилетия вперед.
Конечно же, можно было разработать проект редевелопмента для завода «Мезон», тем более, что это предусмотрено и стратегией развития города. В том числе, там могло появиться и жилье (в ограниченном количестве). Но для этого, прежде всего, необходимо попытаться решить проблемы Рышкановки, а не создать новые — еще более ухудшив градостроительную ситуацию.
Очевидно, что руководство департамента архитектуры города просто не способно реализовывать современные градостроительные проекты и отвечать на вызовы с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Поэтому, надежда только на обновленную после недавних выборов Примэрию, которая наконец-то заменит «токсичных» специалистов из департамента архитектуры и поймет, что такое PUZоразвитие — это градостроительный тупик.
А девелоперам я рекомендую хоть раз сделать правильно — провести, исследования, опросив жителей, выявить проблематику и потенциал развития района, сформировать задание на проект, провести архитектурные конкурсы, сформировать генеральный план, разделить проект на участки и передать их для проектирования разным архитекторам, утвердив дизайн код. Ну, и многое другое.
Это не сложно, стоит попробовать, и вы получите то, чего не ждали — поддержку жителей района. Так как своим проектом вы не только зарабатываете, но решаете и их проблемы.
А после этого вы сразу забудете как страшный сон про «шеф-повара», который учит такие PUZы готовить. Шучу, про это невозможно забыть.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!