В Греции задержан Максим Кузьмичев — сын главы МВД непризнанной республики Геннадия Кузьмичева. Кузьмичев-младший арестован по запросу молдавских силовиков, расследующих дело об уголовном преследовании в Приднестровье молдавских бизнесменов Виталия Бешляги и Сергея Бевзюка, занимающихся производством минеральной воды «Варница-Уникум». Скандал может осложнить и без того непростые отношения между двумя берегами Днестра. Глава приднестровского МИДа Нина Штански уже обратилась к вице-премьеру Молдовы Виктору Осипову с просьбой посодействовать освобождению Кузьмичева. В противном случае, отметила она, Тирасполь будет расценивать инцидент «как неприкрытый акт давления и агрессии в отношении жителя Приднестровья».
Глава отдела управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией приднестровского МВД Максим Кузьмичев, приходящийся сыном главе МВД Геннадию Кузьмичеву, был задержан в аэропорту Афин 20 июля. «Он задержан по запросу Молдовы. Он подозревается в шантаже. Сейчас мы ждем информацию от греческой стороны. Задержали, скорее всего, по прилету. В Афины он прилетел не из Молдовы, а, скорее всего, с территории Украины»,— рассказал NM глава МВД Молдовы Олег Балан.
Балан добавил, что у Максима Кузьмичева есть молдавское гражданство, поэтому Молдова будет требовать его экстрадиции. От других комментариев глава МВД отказался.
В Генеральном инспекторате полиции, на который ссылается телеканал Publika TV, Максим Кузьмичев обвиняется в шантаже и в создании криминальной группировки.
Геннадий Кузьмичев, которого NM попросил прокомментировать задержание сына, сослался на занятость и попросил перезвонить позже. Больше он на звонки не отвечал.
Источник NM в молдавских правоохранительных органах, настоявший на анонимности, сообщил, что Кузьмичев-младший арестован в связи с делом об уголовном преследовании в Приднестровье молдавских бизнесменов Сергея Бевзюка и Виталия Бешляги, занимающихся производством минеральной воды под брендом «Варница-Уникум» (бренд принадлежит приднестровской компании «Аэроплан» и молдавской фирме BEŞLEAGA-E.R.V.A.).
В 2013 году Бешляга и Бевзюк попали в поле зрения приднестровских контролирующих органов, которые запретили продажу минералки «Варница-Уникум» в Приднестровье. Возникшие проблемы, по версии приднестровского Следственного комитета, предприниматели попытались урегулировать с главой Службы госнадзора Приднестровья Ольгой Зварыч, передав ей 13 ноября 2013 года крупную взятку. Два дня спустя, 15 ноября, бизнесменов арестовали. В октябре прошлого года тираспольский горсуд приговорил Бешлягу и Бевзюка к шести годам лишения свободы и штрафу в размере $2,4 млн с каждого.
Позже верховный суд непризнанной республики отменил тюремное заключение и снизил штраф до $901 c каждого. Но на выходе из тюрьмы предпринимателей снова задержали — уже по делу о ведении незаконной предпринимательской деятельности.
Адвокат Виталий Маймуст, представлявший интересы Бешляги, рассказывал, что во время конвоирования бизнесменов из тюрьмы в Григориопольском районе в Тирасполь Максим Кузьмичев бил его подзащитного по голове бутылкой с водой.
В ноябре 2014 года тираспольский горсуд изменил Бешляге и Бевзюку меру пресечению на подписку о невыезде, после чего предприниматели уехали из приднестровского региона.
Родственники предпринимателей заявляли, что реальная причина преследования бизнесменов — конфликт c главой МВД Геннадием Кузьмичевым, до 2013 года возглавлявшим приднестровскую таможню. По их словам, проблемы начались после инцидента, который произошел 26 апреля 2013 года в селе Варница, расположенном в Зоне безопасности приднестровского конфликта. Приднестровские таможенники тогда попытались установить дополнительный пост между Варницей и бендерским микрорайоном Северный. Руководил операцией Геннадий Кузьмичев. Виталий Бешляга был среди тех, кто пытался помешать таможенникам установить вагончики. Геннадий Кузьмичев эти обвинения в беседе с NM всегда отвергал.
Делом предпринимателей занималась правозащитная организация Promo-Lex. По словам адвоката Promo-Lex Вадима Виеру, в связи с преследованием бизнесменов в Европейский суд по правам человека подан иск против Молдовы и России. Потерпевшие оценивают понесенный ими материальный ущерб в €300 тыс. «Правоохранительные органы делают свою работу. Если тебя приглашает прокурор, а ты не являешься, то тебя объявляют в розыск. У него (у Максима Кузьмичева.— NM) молдавское гражданство, ему отправляли повестки [в прокуратуру], а он не приходил»,— сказал NM Виеру.
По словам собеседника NM, близкого к бизнесменам, по делу, заведенному молдавской прокуратурой, вместе с Максимом Кузьмичевым проходят и другие приднестровские силовики, среди которых подполковник МВД Сергей Манталуца, которого ранее по запросу Кишинева задерживали в России. Собеседник рассказал, что Бешлягу и Бевзюка зимой вызывали в прокуратуру для дачи показаний в рамках этого дела.
Скандал с задержанием Кузьмичева-младшего может иметь последствия для переговорного процесса между Тирасполем и Кишиневом. На задержание приднестровского силовика оперативно отреагировала глава МИД Приднестровья Нина Штански. Как стало известно NM, в день ареста Кузьмичева она направила вице-премьеру Молдовы Виктору Осипову письмо (копию получили все участники формата «5+2») с просьбой оповестить греческую сторону о необходимости снятия ареста.
«По имеющейся в распоряжении возглавляемого мною ведомства информации, гражданин Кузьмичев был арестован греческими компетентными службами по предписанию Республики Молдова в связи с тем, что он является фигурантом политически мотивированного уголовного дела № 2015050006, возбужденного молдавскими властями 3 февраля 2015 года. В связи с этим прошу вас принять незамедлительные меры по оповещению греческой стороны о необходимости снятия ареста»,— написала Штански.
В противном случае, отметила она, приднестровская сторона, «представители которой неоднократно слышали ваши заявления о том, что Республика Молдова не предпринимает никаких действий, ограничивающих права и свободы жителей Приднестровья, необоснованно уголовно преследуемых в Молдове, будет расценивать произошедший инцидент как неприкрытый акт давления и агрессии в отношении жителя Приднестровья и попытку намеренного обострения ситуации в переговорном процессе, атмосфера и тональность которого сегодня весьма связана с динамикой диалога в сфере прекращения уголовных дел».
Именно проблема уголовного преследования приднестровских чиновников молдавскими следственными органами, отметим, стала поводом для фактической приостановки переговорного процесса в формате «5+2» летом прошлого года. С тех пор стороны не раз договаривались взяться за разрешение этих вопросов, однако дальше обсуждения на уровне профильных рабочих групп дело не пошло. Возникшие сложности в Кишиневе объяснили тем, что молдавские власти не вправе вмешиваться в работу правоохранительных органов и тем более давать им какие-либо политические указания.
В ответ на действия молдавской стороны в Тирасполе в последние годы также завели ряд уголовных дел на молдавских чиновников и полицейских, несущих службу в Бендерах. В ходе диалога по проблеме уголовного преследования приднестровская сторона не раз грозила дать ход этим делам. В своем недавнем скандальном письме дипломатическим миссиям Нина Штански, помимо прочего, пригрозила ответить на «давление» со стороны Кишинева «уголовным преследованием молдавских должностных лиц за антиконституционную деятельность на территории Приднестровья».