«Меня об этом не спрашивали». Что рассказали в суде свидетели по делу Платона
10 мин.

«Меня об этом не спрашивали». Что рассказали в суде свидетели по делу Платона

Прокуроры и адвокаты считают, что некоторые свидетели по делу Вячеслава Платона намеренно затягивают повторное рассмотрение дела в суде. Одну из свидетельниц принудительно привели на заседание 30 декабря. Слушания по делу Платона продлились около пяти часов. О том, как свидетели скрываются от дачи показаний, что они рассказали в суде, и какое отношение имеет экс-руководство Victoriabank к сомнительным кредитам — в репортаже NM.

Неуловимые свидетели

В суде Буюкан 30 декабря прошло очередное заседание суда о пересмотре первого уголовного дела Вячеслава Платона. В начале заседания председатель судейской коллегии Ольга Беженарь сообщила, что в суд поступили несколько ходатайств от свидетелей с просьбой отложить их допрос. Среди них —заявление бывшего замглавы Victoriabank Корнелиу Гимпу. Прокурор Дмитрий Раиляну посчитал ходатайство Гимпу обоснованным, но не исключил, что он пытается затянуть судебный процесс.

Платон, со своей стороны, отметил, что Гимпу намеренно пытается затянуть процесс. По словам Платона, все свидетели, которые просят перенести слушания, «входят в одну группу с Иланом Шором и Владимиром Плахотнюком».

Прокурор Раиляну рассказал, что работавшая в структурах Шора Нани Абашидзе несколько раз игнорировала повестки. На заседание 30 декабря ее привели принудительно. Несмотря на это, адвокат Нани Абашидзе не пришел на заседание и подал в суд ходатайство о переносе слушаний. По словам прокурора, адвокат знал о происходящем и должен был прийти. В свою очередь Абашидзе отметила, что не получала повесток, и отказалась давать показания без адвоката. Судьи решили, что заслушают ее в другой раз.

Прокурор также рассказал, что не смог добиться принудительного привода депутата от партии «Шор» Дениса Уланова, потому что его защищает депутатский иммунитет. Кроме того, прокурор Раиляну сообщил, что экс-глава Victoriabank Наталия Политова-Кангаш тоже попросила отложить ее допрос. Прокурор отметил, что необходимо заслушать всех свидетелей, чтобы судьи убедились, «насколько тенденциозным было расследование [по делу Платона] в 2016 году».

«Не были подружками с Политовой»

После этого суд перешел к допросу свидетелей. Первой заслушали экс-главу одного из филиалов Victoriabank Алену Мустю. Она рассказала, как в 2011 году ее филиал выдал кредит $10,8 млн компании Bogdan & co. Мустя сказала, что не помнит обстоятельств, но не сомневается, что все процедуры были законными.

Прокурор, в свою очередь, отметил, что в 2016 году Мустя очень подробно описала выдачу кредита. Прокурор зачитал показания, в которых Мустя рассказала, что глава юридического управления банка Корнелий Попович дал ей на подпись поручительство по кредиту, подписанное Платоном. Также в тех показаниях Мустя утверждала, что Попович уверил ее, что договор составили в присутствии главы банка Натальи Политовой-Кангаш.

Алена Мустя на это ответила, что, возможно, в 2016 году дала более подробные показания, потому что во время следствия ей предоставили банковские документы, которые она подписывала. В свою очередь адвокат Крецу отметил, что в протоколе это не указано.

Отвечая на вопросы Платона, Мустя сообщила, что она —некровная родственница Политовой-Кангаш. Мустя подчеркнула, что они с начальницей «не были подружками». Также она не смогла сказать, выдавал ли филиал банка, который она возглавляла, такие же крупные кредиты кому-то еще.

«Так как я руководил банком, знаю, что этот кредит был самым крупным в вашем портфеле. Вас не удивило, что его оформили за два дня? Чей заказ вы выполняли?»  — спросил Платон.

Мустя ответила, что не выполняла ничьи заказы. Тогда Платон спросил ее, не смутило ли ее при выдаче кредита, что у компании «не было никакой деятельности», а вместо залога была дебиторская задолженность. «Такие кредиты не выдавали без поручения Политовой», — сказал Платон. Но Мустя продолжала настаивать на том, что действовала по закону, но не помнит всех обстоятельств выдачи этого кредита: «Я никому не подчиняюсь, у меня такой характер. Руководство может ночью попросить у меня миллион леев, и я не буду выполнять это указание».

Затем Платон и его адвокаты пытались выяснить у экс-главы филиала Victoriabank, видела ли она поручение, подписанное Платоном. Они отметили, что в материалах дела есть документы о переоформлении в 2012 году этого кредита, из которых видно, что у кредита нет поручителей. Мустя отказалась отвечать на этот вопрос, отметив, что ее ответ «могут неправильно интерпретировать». Однако судья напомнила ей, что она обязана отвечать. Мустя вновь сказала, что не подписывала бумаги по поручению начальства. «Подписывали. Я давал указания Политовой, а она вам», — сказал Платон.

«Как занести в протокол ваш диалог?» — поинтересовалась судья Татьяна Бивол.

«Меня похитили с работы»

Следующим давал показания руководитель теленештской компании Stealz Тудор Врабие. Он давал показания по делу Платона в 2016 году. На заседании 30 декабря этого года он отметил, что «видел Платона только по телевизору», но предполагает, что давал показания по делу, потому что через его компанию взяли кредит для компании Платона, но он точно не знает, о чем речь. Также Врабие сказал, что не помнит всех деталей произошедшего.

Затем прокурор стал зачитывать показания, которые Врабие дал в 2016 году. Согласно им, Врабие по просьбе другого свидетеля — Николая Куртогло основал компанию Neghina Com. Учредителем была Лилия Негина, которая вскоре сказала Врабие, что хочет отойти от дел. Согласно показаниям Врабие 2016 года, он переоформил компанию на грузчика Анатолия Пашкаяна. После этого Врабие не знал, что происходило с компанией.

На заседании 30 декабря прокурор Раиляну попросил Врабие рассказать, при каких обстоятельствах он давал эти показания в 2016 году. Врабие ответил, что осенью 2016 года его «похитили с работы» двое сотрудников Наццентра борьбы с коррупцией (НЦБК). Они привезли его в Кишинев. Сначала, по словам Врабие, его допрашивал мужчина, а затем его привели в кабинет к прокурору Адриане Бецишор. Врабие отметил, что слышал, как Бецишор звонил его адвокат и просил разрешить ему войти. По словам Врабие, Бецишор сказала адвокату, что Врабие нет в здании. Затем, по словам Врабие, ему дали подписать какие-то документы. Он не смог четко ответить, подписал ли тогда показания, которые зачитал прокурор на заседании 30 декабря, или это были другие документы. Также Врабие отметил, что после подписания документов Бецишор предложила ему «чай или кофе», а затем отпустила. «К шести вечера меня отпустили. Мне сказали, что я — первый человек по этому делу, которого освободили. Сказала, что мне повезло», — сказал Врабие.
Адвокат Ион Крецу отметил, что и на заседаниях суда в 2017 году Врабие говорил, что не помнит, какие давал показания на этапе следствия.

«Суммы исчислялись миллионами»

Последним на заседании 30 декабря слушали экс-главу другого филиала Victoriabank Геннадия Лупу. Он рассказал, что в 2011 году его филиал выдал кредиты компаниям Neghina Com и Cristal-Impex. Он отметил, что речь шла о «крупных суммах, которые исчислялись миллионами». Лупу также сказал, что залогами по этим кредитам были акции Moldindconbank, а поручителем выступал Вячеслав Платон. По словам Лупу, компании взяли кредиты на покупку оборудования, однако, он узнал из СМИ, что деньги пошли на покупку акций Victoriabank.

Прокурор Раиляну спросил Лупу, спрашивали ли его в 2016 году о возврате этих кредитов. Лупу ответил, что в 2014 году кредиты взяли в цессию две другие компании, а поручителем по кредитам выступила Zenit Management, которая и возместила кредит. После этого прокурор попросил Лупу рассказать подробнее, что он знает о компании Zenit Management. Лупу отвечал односложно, и прокурору приходилось задавать ему множество уточняющих вопросов.

Из ответов Лупу следовало, что после завершения рабочего дня 19 ноября 2014 года ему позвонил Корнелиу Гимпу и спросил, есть ли в банке кто-нибудь, кто может открыть счет для одной компании. За документами к Гимпу отправили бывшую в офисе сотрудницу банка. Утром 20 ноября Лупу узнал, что счет открыли компании Zenit Management. Также Лупу рассказал, что на следующий день в банк пришла представитель Zenit Management Виктория Стоян, которая подписала документы. Лупу отметил, что не помнит, кто его предупредил о приходе Стоян. Также он сказал, что, кроме выплаты кредитов, Zenit Management осуществляла многомиллионные транзакции.

«Скоро кто-то придет и выплатит кредит»

Прокурор спросил его, были ли случаи, когда в документах компании не совпадали подписи. Лупу сказал, что был случай, когда не совпали подписи на платежном поручении. По его словам, ему позвонил Корнелиу Гимпу и попросил провести платеж, пообещав, что платежное поручение вскоре заменят «на правильное» (с нужной подписью). Затем, по словам Лупу, сотрудники банка уведомили его, что платежное поручение заменили.

Отвечая на вопросы Платона, Лупу подтвердил, что в 2014 году у филиала были проблемы из-за того, что Neghina Com просрочила выплаты по кредитам. Лупу отметил, что многие сотрудники банка называли эти кредиты «кредитами Платона». Также Лупу сообщил, что кто-то из руководства сообщил сотрудникам банка, что «скоро кто-то придет и выплатит кредит».

«Если весь мир знал, что это были кредиты Платона, то вы тогда должны были знать, кто взял на себя обязательства по выплате кредитов?», — спросил Платон. Лупу сказал, что не знал этого.

Платон отметил, что представитель Zenit Management Виктория Стоян, давая показания в 2017 году, рассказала, что потеряла паспорт, и не была в банке. «Такого не могло быть. Ни одного человека не допустят подписывать договор в банке, пока не подтвердят его личность», — отметил Лупу.

Платон сказал, что, по словам Стоян, она подписывала пустые листы. Он спросил у Лупу, возможно ли было использовать эти листы, чтобы оформить около сотни документов. Лупу ответил, что считает это невозможным. Также он сказал, что не знал о том, что через банковский счет Zenit Management перевели $100 млн на корреспондентский счет Victoriabank в ВЕМ.

«Это было невозможно без руководства банка»

«Насколько я знаю, все делалось в огромной спешке. Вы должны были синхронизировать множество процессов. Это невозможно было без руководства банка. Кто курировал эту операцию?», — спросил Платон.

Лупу ответил, что работу координировали с кредитным управлением и юридическим управлением. Он не дал четкого ответа на вопрос Платона, почему деньги поступали на счета банка раньше, чем были подписаны контракты. Лупу сказал, что не видит «никаких несоответствий». «Несоответствие в том, что те люди, которые перечисляли деньги, заранее знали, что договоры подпишут», — сказал Платон.

В свою очередь адвокат Ион Крецу спросил Лупу, не запугивали ли его перед тем, как он давал показания в суде в 2017 году. Крецу попросил его объяснить, почему тогда в суде он не рассказал подробности о компании Zenit Management. Лупу ответил, что его об этом не спрашивали.

«Я спрашивал, вы говорили, что не помните», — подчеркнул Крецу.

Прокурор спросил у Лупу, какое отношение Платон имел к кредитам, после того как их переоформили на две другие компании. Лупу ответил, что после переоформления кредитов Платон перестал быть поручителем по ним и уже не имел к ним отношения.

«Руководство банка давало вам указания, какие показания давать?»  — спросил прокурор.
Лупу сказал, что никаких указаний ему не давали. На многочисленные просьбы прокурора уточнить, почему, давая показания в 2016-2017 годах, Лупу ни разу не сказал, что, начиная с 2014 года Платон не имел отношения к этим кредитам, Лупу ответил, что его об этом «не спрашивали».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: