Metalferos куют пока горячо. Что происходит вокруг любимой госмонополии Плахотнюка
6 мин.

Metalferos куют пока горячо. Что происходит вокруг любимой госмонополии Плахотнюка

По решению суда 16 задержанных по делу Metalferos выпустили из-под стражи. Прокуратура их обвинила в мошенничестве и отмывании денег в особо крупном размере и запросила их ареста. В Ассоциации сборщиков и переработчиков металлолома, созданной месяц назад, заявили, что дело завели «на основании ложной информации», и обвинили прокуратуру в дестабилизации ситуации на рынке лома металлов. NM разбирался в этом деле, а также в том, что происходит на рынке, и какое отношение к этому имеет экс-лидер Демпартии Владимир Плахотнюк.

Обыски и задержания

Генпрокуратура 3 августа провела более 30 обысков по делу о мошенничестве на госпредприятии Metalferos, которое занимается сбором и экспортом металлолома. По итогам обысков задержали 16 человек, включая четырех полицейских. Всем задержанным предъявили обвинения в мошенничестве и отмывании денег в особо крупных размерах в интересах преступной организации. Прокуроры запросили в суде ордеры на арест задержанных. Но суд 5 августа решил выпустить их из-под стражи: семерых из них поместили под домашний арест, а остальных — под судебный контроль.

В прокуратуре, сообщив об обысках и задержаниях, никаких подробностей этого дела не представили.

Постановление прокуратуры, опубликованное блогером

Подробности стали известны из постановления прокуратуры о задержании одного из 16 обвиняемых, которое опубликовал 4 августа блогер Корнелиу Гандрабур.

В постановлении говорится, что Владимир Плахотнюк с 2012 года руководил преступной группировкой, которая «влияла на экономическую деятельность Metalferos». Этой группировке, как отмечается в документе, подчинялись более мелкие группировки «Север» и «Юг». В документе упоминаются несколько десятков человек, которые были учредителями компаний-посредников, часть из которых использовали для отмывания денег, а другую часть — чтобы продавать Metalferos металлолом, купленный у сборщиков металла.

В документе также отмечается, что закупочную стоимость 1 тонны металла указывали $260, из которых $250 переводили на счета фирм-посредников. Затем эти деньги обналичивали по фиктивным документам: $150 из них отдавали сборщикам металлолома, а $100 — руководителям преступной группировки.

Если участники рынка металлолома не соглашались с правилами, которые им навязывали, говорится в документе, то против них заводили административные или уголовные дела (судя по всему, речь идет о роли четырех задержанных следователей-полицейских).
Кроме того, как отмечается в документе, хотя Metalferos и поставлял металл компаниям в Турции, Германии, Австрии и Нидерландах, госпредприятие подписывало фиктивные контракты с фирмами-посредниками из этих стран (Metoil Trading LLP, Metoil Trading FZE, Vellonton LLP, Megatex LTD и Rombat SA). По этим контрактам посредники покупали у Metalferos металл по заженной цене и продавали его уже по рыночной цене в своей стране. Разницу в ценах Metalferos перечислял компаниям Rowallan Overseas, Steel Marketing LTD и Innotube LLP.

В Генпрокуратуре NM подтвердили, что опубликованный документ подлинный.

Версия ассоциации Дрэничеру

С версией прокуратуры не согласны некоторые участники рынка металлолома, которые в июле 2020 года создали Ассоциацию сборщиков и переработчиков лома цветных и черных металлов. Председатель ассоциации Ион Дрэничеру считает, что за «делом Metalferos» скрывается борьба за влияние на рынке металлолома.

На брифинге 23 июля он заявил, что «на основании ложной информации, представленной Генпрокуратуре», в скором времени пройдут «масштабные обыски» в компаниях, которые сопротивляются переделу рынка. 5 августа Дрэничеру дал еще один брифинг, на котором обвинил предпринимателя Валентина Ешану и его компанию Sofilarexplus в попытке установить монополию на рынке лома металлов.

По словам Дрэничеру, в деле Metalferos фигурируют в основном те люди и компании, которых Ешану обвинял в участии в монополизации рынка госпредприятием Metalferos. Дрэничеру также отметил, что за пределами расследования этого дела осталась только компания Ешану. По мнению Дрэничеру, Ешану намеренно дал ложные показания в Генпрокуратуре, чтобы «дестабилизировать ситуацию на рынке металлов».

Дрэничеру также утверждает, что в деле Metalferos речь идет не о «фирмах-фантомах», а о реальных компаниях. Он заявил, что в ситуацию должен вмешаться генпрокурор Александр Стояногло, а всех задержанных должны освободить.

Кто такой Валентин Ешану

Валентин Ешану — директор компании Sofilarex, которая занимается сбором и продажей металлолома. Он также возглавляет ассоциацию компаний, которые занимаются сбором и экспортом металлолома (ее создали гораздо раньше ассоциации Дрэничеру). В 2014 году Ешану организовал протесты у парламента, заявив о незаконных схемах на Metalferos, из-за которых госбюджет ежегодно теряет сотни миллионов леев. Ешану считает, что именно из-за этих заявлений его арестовали в 2017 году по обвинению в уклонении от уплаты налогов, и он два года просидел в тюрьме под предварительным арестом.

В июне 2019 года его освободили, а одно из дел закрыли. Затем дело Ешану попало в список «политических дел», которые взялась пересмотреть Генпрокуратура. Весной 2020 года второе дело против Ешану закрыли на этапе следствия.

А в феврале Валентин Ешану заявил на пресс-конференции, что мошеннические схемы на госпредприятии Metalferos, работавшие при Владимире Плахотнюке, продолжают действовать. А госпредприятие Metalferos, по его словам, продолжает пользоваться своим монопольным положением и покровительством властей, блокируя работу всего рынка. По словам Ешану, Metalferos продолжает скупать металлолом через фирмы-прокладки, зарабатывая на одной тонне отходов $40. Он подсчитал, что за месяц сумма «левых доходов» доходит до миллиона долларов, учитывая, что госпредприятие покупает и экспортирует 25-30 тыс. тонн в месяц. Ешану считает, что нынешний директор Metalferos управляет госпредприятием лишь на бумаге: «Компанию контролируют депутат от Демпартии Владимир Андронаки и финансовый директор Metalferos, посаженый отец президента Игоря Додона Сергей Катанэ. А у фирм-прокладок, через которые Metalferos скупает металлолом, есть «смотрящие»-полицейские».

Комментируя NM заявления Дрэничеру, Ешану отметил, что он не только не пытается монополизировать рынок, но, напротив, боролся и борется за «либерализацию рынка», и у него нет никаких возможностей влиять на рынок: «На кого я могу влиять — на Додона, на Кику, на главу МВД? У меня нет админресурса, я простой бизнесмен, которому подкидывают взрывчатку, когда он собирается экспортировать металлом» (в июне этого года, когда Ешану пытался экспортировать металлолом, в одной из фур нашли подозрительное устройство, похожее на взрывчатку, из-за этого отправка груза затянулась).

Ешану также подчеркнул, что Дрэничеру зарегистрировал «свою ассоциацию» вскоре после того, как ему удалось самостоятельно экспортировать первую партию металлолома (обычно металлолом экспортировали при посредничестве Metalferos). Ешану считает, что за ассоциацией стоят четверо полицейских, которые фигурируют в деле Metlaferos и входили в «группировку Плахотнюка». По мнению Ешану, полицейские знали о готовящихся обысках и создали ассоциацию, чтобы через СМИ влиять на прокуроров.

Кроме того, Ешану считает, что ассоциация Дрэничеру намерено выбрала название, похожее на название той ассоциации, которую возглавляет Ешану. Он считает, что таким образом хотят запутать СМИ. (на румынском ассоциация Ешану называется Asociatia patronala a metalelor, а Дрэничеру — Asociația Patronală Moldovenească de Reciclare și Colectare a Metalelor Feroase și Neferoase ).

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: