За несколько месяцев до парламентских выборов уже ясно, что гражданам снова предложат выбирать между Востоком и Западом, Евросоюзом и Россией. На этом фоне с новой силой обостряется «национальный вопрос». Эксперты Института европейской политики и реформ и Института стратегических инициатив в специальном исследовании попытались выяснить, можно ли объединить молдавское общество вокруг «титульной нации», почему нацменьшинства в Молдове не готовы считать себя таковыми и есть ли альтернативы у этнического самоопределения.
Почему это важно
Эксперты считают, что за 26 лет независимости в Молдове так и не сложилось сплоченное общество: разные группы разделены по этническому и языковому признаку и не в силах защищать общие интересы. На политической арене этнические противоречия лишь углубляются. Партии разных толков спекулируют на «национальном вопросе», каждая работая на свой электорат.
И предвыборный год, отметим, уже стал наглядным доказательством этого. Партия социалистов предлагает вернуть в паспорта отчества, потому что это якобы поможет защитить права нацменьшинств. Местные советники и мэры десятка сел подписали символическую декларацию об объединении с Румынией и признании румынской идентичности. Накануне вступил в силу запрет на ретрансляцию российских новостей, инициированный Демпартией. Год обещает быть щедрым на подобные новости.
По мнению авторов исследования, споры об этнической и национальной идентичности уводят от других вопросов, и жители страны не способны отстаивать свои интересы и вместе строить государство, подотчетное гражданам.
Есть ли проблема на самом деле
Несмотря на искусственную подпитку, проблема самоопределения вполне реальна. Молдова исторически сложилась как многонациональное государство. По данным переписи 2014 года, из 2,9 млн населения страны 75,1% составляют молдаване, 7,0% — румыны, 6,6% называют себя украинцами, 4,6% — гагаузами, 4,1% — русскими, 1,9% — болгарами, 0,11% — евреями, 0,3% — ромами, еще 0,5% составляют вместе белорусы, поляки, армяне, немцы, татары.
Несмотря на явное этническое разнообразие, авторы исследования считают, что классическая модель интеграции — национальные меньшинства объединяются вокруг «титульной нации» — в Молдове не сработает.
Причин несколько. Во-первых, «титульная нация» как таковая в Молдове до сих пор не сложилась. Споры вокруг того, считать ли ее молдавской или румынской, продолжаются и среди элиты, и среди населения. Сторонники молдавской идентичности считают, что за последние столетия возникла отдельная молдавская нация. Те, кто считает себя румынами, уверены, что молдаване — это советское «изобретение». Эксперты полагают, что в ближайшее время вряд ли какое-то из этих мнений победит.
Во-вторых, нацменьшинства Молдовы: украинцы, русские, гагаузы, болгары — не готовы считать себя таковыми. Как отмечают авторы исследования, так называемые нацменьшинства подчеркивают многовековую историю местных общин в Молдове и считают себя полноправной частью нации. Кроме того, большинство из них говорит на русском языке и попадает в общую категорию «русскоязычных».
Почему Молдова не может выстраиваться вокруг «титульной нации»
Даже если бы Молдова сейчас определилась, как называть этническое большинство — молдаванами или румынами, сценарии интеграции вряд ли можно назвать удачными, считают эксперты.
Если выстраивать общество вокруг «молдавского» большинства, то тех, кто считает себя румынами, придется причислить к нацменьшинствам. Такой подход, по мнению экспертов, только усилит раскол в обществе. Если же назвать этническое большинство «румынским», то оно будет шире границ Молдовы. Этот вариант авторам исследования также представляется проблематичным и малореализуемым.
Вопросы к такой модели могут быть и у так называемых меньшинств. Гагаузы, русские, украинцы и представители других национальностей не считают себя «диаспорами» или «агентами влияния» России, Украины и других государств. Все они подчеркивают, что их корни — в Молдове, и не считают, что их нужно «интегрировать» в привычном смысле слова, отмечают авторы исследования.
Что говорят общественники
Авторы исследования организовали четыре встречи в разных регионах Молдовы — в Бельцах, Кагуле, Комрате и Кишиневе и провели там небольшой опрос. В нем приняли участие 83 человека — руководители этнических организаций, активисты НПО, студенты и люди, у которых есть опыт в области межэтнических отношений. Молдаванами или румынами назвались 62% опрошенных, а 38% отнесли себя к одной из этнических групп меньшинств (на национальном уровне меньшинства составляют меньше 18%. — NM). Как подчеркивают авторы исследования, опрос нельзя считать репрезентативным на национальном уровне: он дает общее представление о самоидентичности определенного среза общества. Его результаты послужат основой для разработки полноценного опроса, который будет проводиться по всей стране на следующем этапе исследований.
В ходе же предварительного анкетирования эксперты спрашивали о ключевых факторах, определяющих национальную идентичность: 99% респондентов считают таковым культуру и традиции, 88% — гражданские права и свободы, 85% — язык общения, 84% — национальную идею, 83% — общую историю, а 84% — национальную принадлежность. Участники опроса разделяли этническую и национальную принадлежность: этническую принадлежность считают важным фактором 73%.
Большинство также считает неравнозначными понятия «гражданин Молдовы» и «молдаванин». Только 23% опрошенных считают, что это одно и то же.
При этом на вопрос, почему этническая принадлежность не тождественна гражданству, многие ответить затруднились: 32,9% ответили «не знаю», 15,9% объяснили это тем, что в Молдове живут представители разных национальностей, 13,4% посчитали, что гражданином страны может быть человек любой национальности.
При том, что молдаванами считали себя 48% опрошенных общественников, за границей так представляются 56% принявших участие в анкетировании. Разница, предполагают исследователи, возникает из-за того, что дома представители этнических сообществ подчеркивают свое отличие от большинства.
Среди опрошенных нашлись и общие точки соприкосновения. На вопрос, чем вы гордитесь как гражданин Молдовы, 41,5% ответили, что это сохранение традиций, 29,3% — культура, 19,5% — язык, 17,1% — трудолюбивый народ. Отметим, этот вопрос был открытым: к нему не было вариантов ответа. По мнению авторов исследования, это показывает, что у представителей разных этносов есть общие представления об основных ценностях и характеристиках Молдовы.
Еще более явное единодушие участники опроса проявили при ответе на вопрос о факторах, которые отрицательно влияют на национальное единство. Почти 90% к таким факторам отнесли политические партии, отсутствие национальной идеи, бедность и отсутствие проекта развития страны. 73% посчитали, что единству жителей Молдовы мешает вмешательство других стран, и 74% — приднестровский конфликт.
При этом вопросы о евразийской или европейской интеграции, объединении с Румынией и названии госязыка, по мнению опрошенных, гораздо меньше влияют на национальное единство.
Какая идентичность может объединить жителей Молдовы
Несмотря на крайнюю политизацию вопроса о национальной идентичности, авторы исследования уверены, что на бытовом уровне градус напряженности пока значительно ниже. И все же эксперты советуют отказаться от термина «нацменьшинства» в пользу «этнических сообществ», а вопрос о названии этнического большинства пока оставить открытым. Вместо этого исследователи предлагают перейти от идеи этнической идентичности к идее гражданской идентичности, в рамках которой могли бы комфортно себя чувствовать представители любых этносов.
По мнению авторов исследования, самоопределение граждан Молдовы должно строиться вокруг общей идеи преобразования и модернизации государства. Эксперты уверены, что общее восприятие себя как граждан Молдовы с равными правами ограничит возможности для политического манипулирования на эту тему.
Как пояснил NM один из авторов исследования, президент Института стратегических инициатив (IPIS) Андрей Попов, вопросы о названии языка, идентичности и истории в Молдове остро стоят с момента обретения страной независимости, но общий знаменатель до сих пор не найден. «Мы не планируем становится на чью-то сторону в этих вопросах. Для сплочения общества необходим компромисс. Для того, чтобы у нас появилось это „мы“, мы как граждане Молдовы. Но этот компромисс нужно искать не в этнической плоскости, а в плоскости гражданства — гражданской нации», — уточнил Попов. По его словам, представители всех этнических сообществ — граждане Молдовы с равными правами. Попов уверен, что нужно искать общие точки соприкосновения между разными языковыми и этническими группами — желание жить в развитой демократической стране, с работающими госинститутами, качественным образованием и здравоохранением.
«Одна из самых больших проблем Молдовы сегодня — это миграция. В этих условиях, когда так мало людей остается в стране, а она встречается с таким количеством вызовов, которые нужно решать сообща, нужно как можно скорее преодолеть режим конфронтации внутри. Ее вряд ли удастся полностью избежать, но хотя бы уменьшить, в том числе, в вопросах о языке и этнической идентичности», — считает Попов. Эксперт уверен, что конфронтацию поможет преодолеть именно гражданская идентичность, ощущение принадлежности к гражданам Молдовы с равными правами и обязанностями.
Авторы исследования также считают, что Молдове необходимо сменить политику в сфере межэтнических отношений с интеграции нацменьшинств на защиту прав и свобод этнических сообществ. Они уточняют, что стране нужна последовательная политика в этой области. В частности, власти должны разработать и реализовать общенациональную программу изучения государственного языка и стимулировать привлекательность его изучения. Сейчас из-за незнания языка, уверены авторы исследования, у меньшинств ограничен доступ к государственным постам. Перемены должны произойти и в образовании. Эксперты считают, что в школах и вузах нужно ввести предмет «История и культура этнических сообществ в Молдове», а часть предметов в школах с преподаванием на русском языке необходимо преподавать на государственном.
*Исследование проводили эксперты Института европейской политики и реформ (IPRE, Молдова), Института европейской политики (IEP, Германия) и Института стратегических инициатив (IPIS, Молдова) в рамках проекта «Укрепление национальной идентичности Молдовы в рамках процесса ассоциации с ЕС (MIDEU)», поддержанного Федеральным министерством иностранных дел Германии. Полный текст исследования можно почитать здесь.