В 2014 году примэрии двух сел в Окницком районе и одного села в Гагаузии закупили оборудование по производству топлива из биомассы и тротуарной плитки на средства местных экологических фондов. Оборудование оказалось у коммерческих фирм, получивших его бесплатно в концессию на десятки лет. Мэрии сел не получили каких-либо выгод от реализации проектов, на которые потрачены миллионы леев. Корреспонденты NM изучили новый способ освоения государственных средств.
Три проекта
В 2014 году примэрии сел Наславча, Унгурь (Окницкий район) и Баурчи (Гагаузия) получили из местных экологических фондов свыше 10 млн леев на реализацию различных проектов. В случае Унгурь и Баурчи речь шла о приобретении оборудования для производства топлива из биомассы, а в случае Наславчи — оборудования для переработки изделий из пластмассы и производства тротуарной плитки.
Во всех трех случаях контракты на поставку оборудования получила компания Dalimarcom, победившая в тендерах. По данным Агентства госзакупок, Dalimarcom выиграла тендер на поставку оборудования в Баурчи в мае 2014 года (сумма контракта 3,09 млн леев), в Унгурь — в ноябре 2014 года (4,19 млн леев), а в Наславче —в декабре того же года (2,98 млн леев).
Поставки оборудования финансировались из экологических фондов Окницкого района и Гагаузии. Фонды формируются за счет платежей за выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов на свалках, штрафов за нарушение законодательства и других источников. В Окницком районе решение о выделении средств на закупки оборудования принималось админсоветом местного экологического фонда Окница, а в случае Гагаузии — админсоветом гагаузского фонда.
Первый контракт на поставку оборудования для производства биотоплива был заключен с примэрией гагаузского села Баурчи. «В тендерном конкурсе участвовали три компании — Dalimarcom, Anghelina и Cortacom Prim», — сообщил NM главный бухгалтер примэрии Василий Ратков. По его словам, победителем стала Dalimarcom. Других деталей главный бухгалтер не сообщил, посоветовав обратиться за информацией к экс-примару села Петру Попаз, при котором и был реализован проект.
Попаз предоставил лишь часть информации по проекту. «Проект реализован, работает. Dalimarcom обеспечила [примэрию] оборудованием, а мы производим и поставляем брикеты и пеллеты в детсад», — сказал он NM. По его словам, основными критериями при отборе победителя были низкая цена и определенные требование к оборудованию. «Условиям соответствовала Dalimarcom», — сказал он.
По информации бывшего примара, среди поставленного Dalimarcom оборудования автоматизированная линия по гранулированию сырья в пеллеты, линия брикетирования, аэродинамический сушильный комплекс, рубильная машина для заготовки древесной щепы, дробилка молотковая, измельчитель соломы и вспомогательное оборудование. Откуда было поставлено оборудование, бывший примар сообщить отказался.
Следующий контракт на поставку Dalimarcom оборудования для производства биотоплива из сельскохозяйственных отходов был заключен в начале ноября 2014 года с примэрией села Унгурь.
Решение о выделении денег под этот проект из средств местного экологического фонда было принято в августе 2014 года его админсоветом. Сумма гранта составила 4,2 млн леев. Тендер был объявлен уже в сентябре. Тендерное предложение включало в себя установку двух линий по производству брикетов и пеллетов, а также обучение персонала. Тендерные предложения представили три компании — Eximotor, предложившая за поставку оборудования 5 млн леев, Gratiela, предложившая 6,3 млн леев, и Dalimarcom, предложившая практически на всю сумму гранта 4,19 млн леев.
Третий аналогичный проект был реализован в селе Наславча. Только на этот раз речь шла о поставке оборудования для производства тротуарной плитки и переработки изделий из пластмассы. Заявление на получение гранта примэрия Наславчи подала в местную экологическую инспекцию в мае 2014 года. В заявке на проект отмечается, что после его реализации будет установлена линия по переработке отходов и последующего производства из них тротуарной плитки. Пластиковые отходы должны собираться с легальных и нелегальных свалок сел Наславча, Бырнова, Липник и Гырбова Окницкого района.
Общая стоимость проекта составляла 3,5 млн леев, из которых 2,975 млн леев запрашивалось в местной экологической инспекции. Админсовет экологической инспекции Окницы одобрил проект в ноябре того же года. Согласно условиям проекта, для его реализации примэрия должна была инвестировать 525 тыс. леев. Оставшиеся 2,975 млн леев экологическая инспекция должна была перечислить в два транша — 90% в начале реализации проекта и 10% по его окончании.
В декабре прошел тендер по выбору поставщика оборудования. В нем приняли участие две компании — Dalimarcom и Chitalpa. Первая предложила поставить оборудование практически на всю сумму гранта, предоставленного экологическим фондом — 2,48 млн леев без НДС и стала победителем тендера. Второй участник компания Сhitalpa предложила 2,58 млн леев без НДС.
Оборудование б/у
Dalimarcom должна была поставить в Наславчу оборудование до 1 сентября 2014 года. Но контракт несколько раз продлевался и оборудование поставили лишь спустя год — в ноябре 2015 года. Об этом говорится в информационной записке, направленной главой Государственной экологической инспекции (ГЭИ) Игорем Талмазаном министру окружающей среды Валериу Мунтяну. Копия записки и других документов по этому проекту есть в распоряжении NM.
В документации о реализации проекта перечисляется еще ряд нарушений. Так, со стороны примэрии Наславчи в проект не были инвестированы обещанные 525 тыс. леев, а поставленное оборудование, которое должно было быть новым, оказалось бывшим в употреблении.
«Приобретенное оборудование ранее было в эксплуатации, не имеет гарантийного срока, на нем отсутствуют металлические таблички с идентификационными данными, нет даже года производства и производителя», — говорится в акте окницкой экологической инспекции.
В документе также отмечается, что не был представлен акт выполнения работ с необходимыми экспертизами и заключениями. Также нет ясности, где расположены источники сбора сырья. В итоге, заключают в экологической инспекции Окницы, «выполнение проекта требует более детального контроля со стороны компетентных органов».
Оборудование Dalimarcom закупал у двух других компаний — Armomet и Ronil Grup. Как следует из документов, предоставленных NM министерством окружающей среды, Dalimarcom передавал оборудование без какой-либо наценки со своей стороны.
После запроса NM в министерство окружающей среды Валериу Мунтяну обратился в прокуратуру с требованием изучить документацию по проекту, чтобы установить, допускались ли при его реализации нарушения.
«Пока устанавливается, есть ли основания для возбуждения уголовного дела», — сказал NM Игорь Талмазан. Он добавил, что после обнаружения нарушений при установке оборудования в Наславче экологическия инспекция не будет выплачивать оставшиеся 10% от суммы гранта.
Конфликт интересов
Оборудование, поставленное в рамках реализации всех трех проектов, недолго было в государственной собственности. Спустя несколько месяцев его передали в концессию частным лицам на 30-50 лет, хотя оно было закуплено на государственные деньги. По словам Игоря Талмазана, суммы, выделенные на реализацию проектов, составляют 30-50% от годовых бюджетов местных экологических инспекций.
В селе Баурчи, по данным NM, оборудование отдали в концессию спустя два месяца после заключения контрактов с Dalimarcom. Его получила местная фирма Сhitalpa, у которой до этого была кишиневская прописка. Эта же фирма участвовала в тендере на поставку оборудования для производства тротуарной плитки в Наславче.
Директором и учредителем Сhitalpa является уроженка Рыбницы Надежда Потапова. Предприятие было зарегистрировано в тот же месяц, когда был заключен контракт по поставке оборудования — в мае 2014 года.
В Баурчи несколько человек сказали NM, что реальным владельцем предприятия является бывший примар Петр Попаз. Документального подтверждения этой информации нет. В то же время именно Попаз запретил охраннику предприятия впустить корреспондента NM в здание, где установлено оборудование, чтобы ознакомиться с производством.
Проект закупки оборудования на средства Экологического агентства Гагаузии и его сдачи в концессию был реализован еще когда Попаз был примаром села. Он покинул пост после местных выборов в июне 2015 года. Сейчас он является советником в сельсовете Баурчи. Петр Попаз является членом Демпартии.
Нынешний примар Баурчи Николай Карапиря сообщил NM, что после приезда корреспондента NM в Баурчи его предшественник заходил в примэрию и оставил информацию для предоставления NM. «Но он написал, что ему выгодно. Договор по сдаче в концессию оборудования невыгоден примэрии. Он заключил договор на 50 лет, аренду не платит, налоги тоже не платит. Он составил договор в свою пользу», — сказал Карапиря, отметив, что примэрия хочет расторгнуть договор.
По словам примара, соглашение обязывает концессионера продавать на 15% дешевле пеллеты и брикеты местным госучреждениям. «Но дело в том, что у нас еще ни в одном из учреждений не установлено соответствующее оборудование [для отапливания биотопливом]», — сказал он. По словам примара Баурчи, бывший примар продает пеллеты и брикеты частникам.
Госинвестиции в частный бизнес
В селе Унгурь судьба закупленного оборудования для производства биотоплива из отходов не менее интересна. Оно было передано в концессию еще до его установки. В ноябре 2013 года сельсовет Унгурь заключил договор государственно-частного партнерства на работы «по сбору и переработке отходов растительного происхождения» с компанией ICS Vilagos SRL (копия договора есть у NM). Всего в сельсовет поступило два предложения о сотрудничестве в производстве биотоплива — Vilagos SRL и Anghelina SA. Последняя, напомним, участвовала и в тендере на поставку оборудования в селе Баурчи.
Директорами обеих участвовавших в тендере компаний является один человек — Раиса Валуйская. Компании зарегистрированы по одному и тому же адресу: Кишинев, ул. 31 августа 1989 года, д. 29. Учредителем Vilagos SRL является Василий Валуйский. Информации об учредителях Anghelina SA в Регистрационной палате нет, так как оно является акционерным обществом.
По условиям договора, Vilagos SRL получила оборудование в концессию на 30 лет с момента акта приема-передачи оборудования — 21 октября 2014 года. Согласно договору, Vilagos SRL обязана собирать сырье для биотоплива в селе Унгурь и близлежащих селах, а также поставлять биотопливо физлицам — жителям села — «на 15% дешевле, чем средняя цена по стране, но не более 120 тонн в месяц».
Скидка для сельских госучреждений — школ, детсадов и больниц определена в размере 20%. Однако ни в одном госучреждении села нет отопительных котлов или другого оборудования, работающего на биотопливе. Эту информацию NM подтвердили в проекте «Энергия и биомасса», уточнив, что в ближайшее время проекты, связанные с биотопливом, в Унгурь не запланированы.
Проигравшая тендер Anghelina SA получила в концессию оборудование по переработке пластика и по изготовлению полимер-песчаной плитки и других изделий уже в другом населенном пункте — в Наславче. Согласно контракту, заключенному в конце 2014 года, компания с 5 января 2015 года получила оборудование на 50 лет.
Концессионер взял на себя обязательства продавать физическим и юридическим лицам полимер-песчаную тротуарную плитку со скидкой 5%, а госучреждениям — со скидкой 10%. По данным переписи населения 2004 года, в селе на тот момент проживало 1130 человек. По данным сайта casata.md, в Наславче зарегистрированы 13 активных экономических агентов.
Выяснить, кто кроме Anghelina участвовал в конкурсе по передаче оборудования в концессию в Наславче, NM не удалось. В ответе на первый письменный запрос эту информацию не предоставили. На второй письменный запрос, отправленный в январе текущего года, ответ также не был получен.
Примар Наславчи Федор Миронов обсуждать эту тему по телефону отказался. «Этот вопрос могут задавать определенные службы, а не каждый, кто хочет. Я не буду поднимать для вас документацию», — сказал NM Миронов. На вопрос о том, правда ли, что поставленное оборудование ранее находилось в употреблении, Миронов ответил коротко: «До свидания».
Секретарь сельсовета Унгурь Александр Фрасинюк рассказал NM, что оборудование, установленное в селе Dalimarcom, работает, но село продукцию пока не закупало — у примэрии есть запас угля и дров. На вопрос о том, зачем понадобилось организовывать производство биотоплива при отсутствии объектов, оборудованных соответствующими отопительными системами, он ответил: «Они производят [топливо] и в брикетах, а брикеты можно и в печку».
В беседе с NM Фрасинюк отметил, что целью было организовать переработку веток деревьев, которых в селе много в связи с наличием садов. По словам секретаря сельсовета, после чистки садов ветки создают проблемы. «Нам для очистки территории надо было. Больше из этого исходили, нежели экономии», — сказал Фрасинюк. На вопрос NM, не смутило ли власти села, что в конкурсе участвовали две компании с одним директором, Фрасинюк ответил: «Разве там так было? Там, по-моему, другой директор был. Наверное, немного неправильно».
Консолидация бизнеса
Компания Anghelina установила оборудование не в Наславче, а в Унгурь — на складе, где смонтировано и оборудование компании Vilagos. Примар Наславчи Федор Миронов сообщил NM, что такое решение было принято в связи с протестами жителей против установки линии по производству плитки. 5 марта в мэрию села Наславча поступила соответствующая петиция, подписанная 313 жителями села. 19 марта сельсовет Наславчи принял решение разместить «пункт по переработке пластика и изготовлению тротуарной плитки за чертой населенного пункта Наславча на расстоянии 10 км». Спустя два дня директор фирмы Anghelina Раиса Валуйская обратилась к фирме Vilagos, где она же является директором, с просьбой выделить часть помещения, принадлежащего ей в селе Унгурь. Разрешение было получено.
Миронов в беседе с NM подтвердил, что оборудование было установлено в Унгурь, но не смог ответить на вопрос, работает оно или нет. «Они его установили, а работают или нет [непонятно], там своя процедура. В Унгурь его установили потому, что народ был против», — сказал Миронов.
Получить комментарий Валуйской не удалось. В офисе Anghelina сообщили, что директора нет на месте. Секретарь записала контакты журналиста NM и сказала, что с редакцией в случае необходимости свяжутся. Но никто так и не позвонил.
Dalimarcom, поставившая оборудование во все три населенных пункта, основана в августе 2009 года. Ее учредителем и гендиректором указана Елена Цуркану.
На зарубежных сайтах-каталогах (здесь, здесь и здесь) указано, что компания Dalimarcom занимается торговлей фруктами и пшеницей. Ранее коммерческий директор компании Андрей Дурнеску в публикациях Business Class комментировал торговлю фруктами.
Информации о том, что компания раньше занималась торговлей оборудованием для производства биомассы или тротуарной плитки в открытых источниках нет. Контактным лицом компании во всех источниках указан управляющий Виктор Балануца. Предприниматель с такими же именем и фамилией жертвовал на избирательную компанию Либерально-демократической партии в 2014 году 100 тыс. леев.
Балануца отказался говорить с NM о пожертвованиях, сославшись на коммерческую тайну.
Узнать детали актов проверки реализованных аналогичных проектов в Унгурь и в Баурчи NM не удалось. Бюро по госзакупкам на письменный вопрос NM о предоставлении информации по проектам не ответило. В Государственной экологической инспекции NM сообщили, что проекты были завершены, поэтому никакой информации по ним нет.
Расследование выполнено в рамках Проекта «Shining a Light on Corruption in Moldova», осуществляемого Центром журналистских расследований и «Freedom House» при финансовой поддержке министерства иностранных дел Королевства Норвегия.