Большинство жителей Молдовы предпочитают постепенный и мирный процесс реинтеграции Приднестровья, избегая резких шагов и военных решений. Это показало исследование, проведенное CBS-Research. Жители правого берега Днестра считают, что приднестровцам нужно больше поддержки для возвращения в состав единой Молдовы, но не готовы нести дополнительные расходы на этот процесс. Большинство граждан считают, что Приднестровье должно оставаться частью Молдовы, и лишь немногие готовы отказаться от региона ради объединения с Румынией или вступления в ЕС. NM изучил исследование и обсудил с бывшим вице-премьером по реинтеграции Александром Фленкя, почему жители Молдовы не требуют от властей активных действий и не готовы воевать или «платить» за реинтеграцию.
Медленная реинтеграция, привычка и влияние политиков
Исследование показало, что большинство жителей Молдовы не поддерживают резких шагов в вопросе приднестровского урегулирования. Только 22,9% опрошенных считают, что необходимо предпринять более жесткие меры для решения конфликта, а 68,5% — с этим не согласны. Большая часть жителей правого берега Днестра (61,8%) считают, что приднестровцы нуждаются в большей поддержке для полноценного возвращения в единую Молдову. Однако только четверть (24,5%) из участников опроса готовы нести дополнительные расходы ради интеграции региона.
Бывший вице-премьер Молдовы по реинтеграции, директор ассоциации «Инициатива во имя мира» Александр Фленкя в беседе с NM отметил, что респонденты, отвечая на вопросы, воспроизводят то, что они слышат от политических лидеров, с которыми они себя ассоциируют. «Особенно учитывая, что многие поколения политиков, за очень редкими исключениями, прямо или косвенно дают понять избирателям, что урегулирование — процесс длинный, и скорого разрешения ждать не стоит. А что остается людям? Соответственно, подстраиваться и жить в этих условиях. И они вроде как привыкли», — сказал он.
Говоря о влиянии политиков на взгляды и мнение людей Фленкя привел в пример темы коррупции и юстиции. «Эти два вопроса не были в топе озабоченности молдавских респондентов до того, как эти вопросы не стали центральным элементом предвыборной кампании кандидата Майи Санду, которая смогла заручиться поддержкой людей, убедив их, что эти два вопроса очень важны, их нужно решить, и, соответственно, это улучшит жизнь людей. Мы видим, как это отразилось, в том числе, и в опросах общественного мнения. Поэтому главный вывод из результатов этого опроса — это то, что политики несут ответственность за несколько инертное отношение жителей нашей страны к решению приднестровского вопроса», — объяснил он.
Что касается нежелания людей лично вкладываться в реинтеграцию, эксперт отметил, что несколько цинично спрашивать людей, большинство которых или живет в районе черты бедности, либо ниже ее, готовы ли они заплатить еще за что-то, кроме как за себя и за свою семью, и ожидать положительного ответа.
Война, плохой мир и «никакая» власть
Жители Молдовы в абсолютном большинстве против военного решения замороженного конфликта. Согласно данным опроса, 75,8% категорически не согласны с утверждением, что Молдова должна вмешаться военным путем для решения конфликта, если это потребуется для обеспечения государственной безопасности. Также 87,9% в той или иной степени соглашаются, что, независимо от обстоятельств, Молдова должна реинтегрировать регион исключительно политическими и мирными методами.
По словам Александра Фленкя, вопрос о войне и мире и ответ на него — единственный не навязанный респондентам политиками. «Это единственное, что объединяет абсолютное большинство жителей нашей страны, и о чем они высказывают собственное независимое мнение. Это нежелание войны, это отторжение войны. И люди настаивают на том, чтобы конфликт решался исключительно мирным путем», — отметил эксперт.
И действительно, по данным исследования, 56,4% респондентов абсолютно согласны с утверждением, что «плохой мир лучше войны», а еще 27,9% — согласны с этим в высокой степени. Лишь 5,4% согласны с этим лишь в малой мере, 2% — в крайне малой мере, 5,1% — категорически не согласны.
При этом только 29,3% согласны, чтобы мир в регионе поддерживала международная военная миссия, 29,5% поддерживают идею смешанной военно-гражданской миссии, а 44% говорят, что этим должна заниматься только гражданская международная миссия. Последнее совпадает с позицией Кишинева, выступающего за замену военной миротворческой миссии под эгидой России международным гражданским механизмом.
Между тем, меньше половины (46%) считают, что у правительства Молдовы есть видение решения приднестровского конфликта. Более того, только 4,4% опрошенных очень хорошо оценивают действия властей по реинтеграции, 12,9% — называют работу правительства достаточно хорошей. Большая же часть настаивает, что работу нельзя назвать хорошей или плохой. Еще 16,8% считают работу плохой, а 18,9% — очень плохой.
Нападение России, помощь Украины и коллективная память
Больше половины опрошенных (53,2%) считают, что присутствие российских военных в Приднестровье — это фактор нестабильности, 49,8% согласны, что вывод российских войск приведет к решению конфликта, в то же время 46,9% соглашаются с тем, что Россия должна быть частью миссии поддержания мира.
По мнению подавляющего большинства участников исследования (75,7%), если Россия нападет на Молдову — напрямую или через свои войска, размещенные в приднестровском регионе — официальный Кишинев не должен оказывать сопротивление, запросив заключения договоренности. Только 13,6% говорят, что в такой ситуации нужно оказать военное сопротивление.
А в ситуации, если Украина предложит помощь Молдове в решении приднестровского конфликта военным путем, то власти должны отказаться (так считают 72,8%). Лишь 15% опрошенных считает, что на это предложение стоит согласиться.
По мнению бывшего вице-премьера, такая позиция жителей Молдовы соответствует позиции молдавских переговорщиков и молдавского руководства, которое настаивает на исключительно мирной реинтеграции региона.
«[Что касается отказа от военного сопротивления России], я бы не стал ставить это в вину нашим согражданам и пенять на отсутствие патриотизма. Потому что вся коллективная память нашего народа, в том числе относительно недавнего прошлого, подсказывает им, что военное сопротивление бессмысленно, что судьба этой страны решается большими игроками и мировыми державами», — считает Фленкя.
При этом, по его словам, люди помнят и о событиях 1992 года, когда «многие тысячи добровольцев воевали для того, чтобы эта страна сохранила свою независимость, идентичность — или, по крайней мере, так говорили тогда политики».
Впрочем, в случае гипотетического нападения приднестровского региона на правобережную Молдову 52,6% выразили готовность защищать страну, участвуя в военных действиях или другими методами (волонтерство, донорство крови и др.). Еще 38,3% сказали, что не готовы защищать страну, а 9,1% не ответили на вопрос.
Хорошие приднестровцы, объединение с Румынией и вступление в ЕС
Большинство жителей правобережной Молдовы совсем не видят в приднестровцах врагов. Согласно данным опроса, 54,5% респондентов сказали, что позитивно относятся к приднестровцам, 9,1% назвали их обычными и трудолюбивыми людьми, 8% — хорошими людьми, 2,1% — такими же гражданами Молдовы. Лишь 1,7% признались в плохом отношении к приднестровцам и столько же назвали их «зомбированными». Около 30% участников опроса утверждают, что у них есть знакомые, живущие в Приднестровье, у 26,4% есть там родственники, у 25,9% — друзья.
Участники опроса не поддерживают идею о том, что Приднестровьем можно пожертвовать для достижения каких-то целей. К примеру, лишь 23,4% сказали, что согласны отказаться от региона в случае объединения с Румынией, а это меньше, чем доля сторонников объединения двух государств.
Более того, в долгосрочной перспективе 61,7% респондентов считают, что регион должен быть такой же частью Молдовы, как и остальные районы страны. Еще 23,2% участников высказались за предоставление региону автономии в рамках Молдовы. Идею уступить Приднестровье России с предоставлением ему особого статуса поддерживают только 2,8%. Еще меньше людей согласны на федерализацию Молдовы с несколькими субъектами. Есть также 1,6% людей, которые согласны уступить регион России без всякого специального статуса.
Что касается реинтеграции Приднестровья в контексте присоединения Молдовы к Европейскому союзу, то 23,9% сказали, что республика должна вступить в ЕС одновременно с реинтеграцией, 20,3% — считают, что сначала нужно урегулировать конфликт, а 24,4% опрошенных настаивают, что Молдова сначала должна вступить в ЕС, а уже только потом реинтегрировать регион.
По словам Александра Фленкя, перспектива вступления в ЕС должна подталкивать людей к тому, чтобы они требовали от политиков скорейшего решения приднестровской проблемы: «С другой стороны, это еще раз демонстрирует, что люди, по сути, воспроизводят то, что они слышат от тех политических лидеров, которым они доверяют. Но надо понимать, что времени у нас нет, а откладывать приднестровское урегулирование больше нельзя».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!