Tudor Mardei | NewsMaker

«Мне стало легче». Парликов об отставке с поста министра энергетики, результатах работы и газовом кризисе

Отправленный в отставку министр энергетики Виктор Парликов вечером 5 декабря провел пресс-конференцию, на которой подвел итоги своей работы. Также Парликов предупредил, что сценарий прекращения поставки российского газа в приднестровский регион «становится все более реальным», но, по его мнению, Молдова может справиться с предстоящими вызовами. Впрочем экс-министр признался, что ему «стало легче, потому что он не будет стоять у руля».

Парликов рассказал об успехах на посту министра энергетики. В частности напомнил, что Молдова внедрила третий энергетический пакет ЕС, подписала соглашения о финансировании и начала строительство лини электропередачи. При этом Парликов признал, что в информационной войне результаты ведомства были скромнее.

«Мы достигли значительных результатов с точки зрения безопасности, создания рынка, интеграция рынков и т.д. Но нам не удалось убедить людей, и мы не смогли показать людям, на данный момент, благотворные последствия этих изменений. И это, вероятно, одна из причин, почему сегодня мы все еще так уязвимы и так восприимчивы к нарративам, которые нам навязали извне», — считает экс-министр.

Также Парликов прокомментировал повышение тарифа на газ. По его мнению, эта тема «чрезмерно преувеличена».

«На протяжении всего этого времени я пытался обратить внимание всех на то, что тема газа чрезмерно преувеличена в информационном пространстве. […] 64% населения топят печь дровами, но все боятся цены на газ. Затраты на электроэнергию больше влияют на семейные бюджеты, но все обсуждают только газ. Это именно то, что хотят внешние акторы, чтобы мы обсуждали. Россия проводит такую политику не только в Молдове, но и на уровне Европейского союза», — заявил он.

Впрочем, по словам Парликова, сценарий, при котором Приднестровье вообще не будет получать российский газ, «становится все более реальным».

«Хочу немного успокоить. Газ и электричество будут, но есть очень высокий риск того, что нам придется управлять всем, что связано с закупкой электроэнергии, безопасностью поставок электричества и газа, включая поиск решений для поддержания стабильности на Левом берегу в чрезвычайных ситуациях», — сказал экс-министр.

Парликов признался, что ему «стало легче, потому что он не будет стоять у руля». Тем не менее, по словам экс-министра, Молдова может справиться с предстоящими вызовами. «У нас есть внешние партнеры, которые были очень открыты и в политическом плане, и в плане финансовой поддержки, технической помощи, консультаций», — добавил он.

***

5 декабря премьер-министр Дорин Речан потребовал отставки министра энергетики Виктора Парликова, главы Energocom Виктора Бынзаря и члена наблюдательного совета Moldovagaz Сергея Тофилата. Речан считает, что они виноваты в том, что вовремя не закупили газ по более дешевым ценам, а Парликов плохо управлял отраслью.

Тофилат заявил, что «премьер тиражирует дезинформацию», а Бынзарь считает, что профессионально выполнял свою работу.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.




Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Активистка из России: «Атмосфера страха в России тотальна»

Сегодня в России быть квир-человеком означает жить под постоянной угрозой. После решения Верховного суда, который признал «ЛГБТ-движение» (на самом деле несуществующее как организация) «экстремистским», страх достиг рекордных масштабов. Но этот климат возник не за одну ночь: он формировался десятилетиями авторитаризма, пропаганды и общественного соучастия. Мы поговорили с Дилей Гафуровой, директоркой организации «Сфера», активисткой и политологом, о том, что значит быть квир-человеком в сегодняшней России и о коллективной ответственности российского общества за укрепление нынешнего режима.

Диля Гафурова покинула Россию. Ее местонахождение не разглашается из соображений безопасности.

Как сегодня чувствуют себя ЛГБТК+ люди в России?

Диля Гафурова: Люди находятся в состоянии сильного страха. Независимо от их социального статуса, они боятся выдать себя. Особенно тяжелое положение у ЛГБТ-родителей и родителей квир-детей. Они живут в постоянном ужасе: если ребенок что-то расскажет, семью могут донести. Несовершеннолетние квир-персоны — самые уязвимые. Мы до сих пор оказываем им прямую помощь, включая психологические консультации.

Многие выбирают эмиграцию?

Диля Гафурова: Да, часть уезжает. Но большинство остается, даже когда риски для жизни и свободы огромные. Причины — семья, отсутствие ресурсов, незнание языков. Все больше людей обращаются к нам с тяжелыми тревожными состояниями, паническими атаками, суицидальными мыслями. Риск самоубийства вырос колоссально.

Как выглядит повседневная жизнь сообщества сегодня?

Диля Гафурова: Уровень бедности вырос, вместе с ним и уязвимость. Но люди хотят встречаться, участвовать в культурной жизни. Однако даже частные мероприятия подвергались полицейским рейдам. Издатели, выпускавшие книги с ЛГБТ-темами, оказались под уголовным преследованием. Крайне правые группы ломятся в двери к людям. Дома ты тоже не в безопасности.

Можно ли рассчитывать на полицию?

Диля Гафурова: Практически нет. Полиция часто только усугубляет ситуацию. Иногда мы прибегаем к стратегическим искам, но это рискованно. Иногда рекомендуем внутреннюю релокацию в другой регион.

Как вы думаете, могло ли российское общество остановить режим?

Диля Гафурова: После 1991 года так и не были выстроены настоящие демократические институты. Уже в начале 2000-х наблюдались преследования, контроль над прессой, аресты. Протесты 2011–2012 годов показали желание сменяемости власти. Но репрессии усиливались постепенно, а люди предпочли спокойствие.

Ответственность есть — российское общество закрывало глаза на многое. Сопротивление существовало, но оно было разрозненным и постепенно исчезло. Кто-то устал, кто-то смирился, и страх победил. Точка невозврата наступила еще до полномасштабного вторжения в Украину, когда все понимали: любой протест может означать тюрьму.

Как россияне воспринимают войну?

Диля Гафурова: Я наблюдаю усталость от войны. Но пропаганда делает свое дело. Когда у человека погибает родственник на фронте, чтобы оправдать боль, он предпочитает верить пропаганде. Очень трудно принять, что ты — не герой, а агрессор. И тогда люди начинают рассказывать себе историю, которую им предлагает режим.

Как вы оцениваете решение Верховного суда о признании ЛГБТК+ экстремистами?

Диля Гафурова: Это не стало сюрпризом. Оно лишь узаконило уже существующий механизм преследований: рейды на клубы, кафе, культурные пространства — более 50 только до апреля этого года. Под уголовное преследование попадали обычные люди, администраторы заведений. Атмосфера страха тотальна. Родители доносили на собственных детей.

Закон о «пропаганде» 2013 года, якобы для «защиты несовершеннолетних», в 2022 году был расширен на все возрастные группы. Это политический инструмент. Режим придумал миф о «традиционных ценностях» и превратил квир-сообщество во «внутреннего врага». С тех пор уровень насилия вырос взрывным образом. Только за последний год мы задокументировали более 450 случаев физических нападений на квир-людей — вдвое больше, чем раньше.

Как вы видите будущее?

Диля Гафурова: К сожалению, пропаганда, война и страх формируют коллективное сознание. Ни один народ не рождается «предрасположенным» к ненависти, но когда государство создает репрессивную систему и уничтожает все альтернативы, люди начинают ненавидеть и бояться. Выбор всегда есть. Мы продолжаем оказывать помощь, но также должны разоблачать абсурд режима, который преследует собственных граждан.

Я убеждена: Россия не сможет ничего изменить без реального участия гражданского общества и без соблюдения международных норм.

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: