Молдова давно провалила все сроки внедрения Третьего европейского энергопакета в газовой сфере. Процесс разделения Moldovagaz на три независимые компании, которые займутся поставкой, транспортировкой и распределением газа, не завершится и к 1 февраля. Это крайний срок, на который согласился секретариат Энергетического сообщества ЕС. Невыполнение этого требования может повлечь за собой серьезные санкции со стороны ЭС — вплоть до штрафов и лишения Молдовы права голоса в организации. Moldovagaz оправдывает задержку пандемией, но эксперты «копают» глубже, говоря о проблемах газового долга и собственности на трубу. При этом они считают — до штрафов не дойдет.
История вопроса
Молдова должна была внедрить все условия Третьего энергопакета в газовой сфере еще пять лет назад — первоначально установленный срок был 1 июня 2016 года. В конце 2012 года Энергетическое сообщество на просьбу экс-премьера Владимира Филата согласилось перенести дату на 1 января 2020.
А осенью 2019, видя, что Moldovagaz никак не укладывается в срок с разделением компании, власти вновь обратились в секретариат Энергетического сообщества за отсрочкой — сначала на полгода, потом до конца 2020. Последний раз согласовали дату 1 февраля 2021.
Главное условие, которое должна выполнить компания Moldovagaz к этому сроку, — провести юридическое и финансовое отделение своего пока дочернего предприятия по транспортировке газа Moldovatransgaz. Поскольку ключевой смысл Третьего энергопакета — ограничить монополию поставщиков газа и электричества, а труба должна быть доступна для всех.
По плану, утвержденному Национальным агентством по регулированию в энергетике, Moldovagaz должна передать транспортной компании активы в собственность, обеспечить независимость персонала и руководства Moldovatransgaz, а также право принимать самостоятельные решения и т.д.
Сроки
На прошлой неделе глава финансово-экономического управления Moldovagaz Александр Шевчука заявил, что Moldovagaz и Moldovatransgaz «находятся на финальном этапе внедрения требований Закона „О природном газе“ в части выполнения условий по юридическому отделению газотранспортной компании». «В ближайшее время будет запущена и процедура сертификации независимого оператора транспортной сети Moldovatransgaz», — заверил он.
С оптимизмом на «уложение» в сроки смотрят и в НАРЭ. Глава управления по лицензированию, мониторингу и контролю Андрей Адам сказал, что «судя по отчету компании, который она предоставила в НАРЭ, Moldovagaz достигла значительного прогресса в выполнении условий Третьего энергопакета». «Нельзя с уверенностью утверждать, что к 1 февраля она не успеет завершить все расписанное в детальном плане», — следует из ответа НАРЭ на запрос NM.
Между тем председатель правления Moldovagaz Вадим Чебан менее оптимистичен. «Внедрение условий Третьего энергопакета находится на финишной прямой, но к 1 февраля, как это было запланировано ранее, завершить все процессы, к сожалению, не удастся», — пояснил Чебан для NM.
По его словам, главная причина задержки — пандемия COVID-19, которая наложила свой форс-мажорный отпечаток на процесс подготовки, согласования и внедрения всех необходимых процедур, причем не только в рамках Moldovagaz.
«Мы активно работаем над этим и полагаем, что окончательно процесс будет завершен к началу второго квартала 2021 года, то есть к апрелю», — заверил глава компании.
Санкции
Чебан рассчитывает, что санкций не последует. «В оговоренные сроки будет создана новая компания по поставкам природного газа, а также обеспечена юридическая независимость Moldovatransgaz», — пообещал он.
В НАРЭ NM сообщили, что газовый закон предусматривает штраф от 5% до 10% от оборота компании за невыполнение обязательств по обеспечению независимости системного газотранспортного предприятия от вертикально интегрированной компании (Moldovagaz). По подсчетам NM, эта цифра может составить от 325 до 650 млн леев (на основе данных за 2019 год. — NM.)
«Только после 1 февраля НАРЭ проанализирует состояние дел и примет решение, применять ли какие-то санкции», — отметил глава управления НАРЭ. Андрей Адам также заверил, что штрафы не будут выплачиваться за счет потребителя и не войдут в тариф.
В секретариате Энергетического сообщества на вопрос NM о возможной сумме штрафа не ответили. Однако глава газового отдела секретариата Энергетического сообщества Предраг Груйичич был даже более категоричен. «Невыполнение требований европейской газовой директивы может повлечь за собой серьезные последствия. В частности, в Совет министров Энергетического сообщества (высший орган, принимающий решения), который определяет, нарушила ли Молдова Договор ЭС, может быть подан запрос с просьбой принять меры против Молдовы.
«Молдову могут лишить права голоса или назначить штраф. Точная сумма штрафа еще не установлена. Однако даже возбуждение дела против Молдовы из-за неразделения Moldovagaz, может ухудшить доверие к стране и отношения с европейскими учреждениями и финансовыми организациями», — говорится в ответе Груйичича NM.
Европейский чиновник добавил, что именно молдавские власти должны действовать в соответствии с национальным законодательством, в которое они перенесли Третий энергопакет, и обеспечить плавный процесс разделения Moldovagaz, где государство к тому же один из акционеров.
По словам Груйичича, последние два года секретариат оказывал большую помощь в разделении Moldovagaz. «Мы ожидаем, что этот процесс будет двигаться вперед, несмотря на то, что последние несколько месяцев мы наблюдали инерцию и задержки», — подчеркнули в секретариате ЭС.
Советник президента по энергетическим вопросам Сергей Тофилат считает, что Молдову вряд ли ждет штраф со стороны ЕС, поскольку настоящее юридическое разделение Moldovagaz на три независимые компании очень сложный, да еще и связанный с политикой процесс.
«Для разделения компании нужно решить вопросы с долгом за газ перед „Газпромом“, который достиг $7 млрд, и имуществом — газовой сетью общей протяженностью 15 тыс. км, половина который принадлежит тому же „Газпрому“. Я не слышал, чтобы Moldovagaz объявляла о решении этих впроблем, поэтому и процесс отделения Moldovatransgaz затягивается», — уверен Тофилат.
***
Ранее в интервью NM Вадим Чебан рассказывал, что, когда создавался Moldovagaz, собственником газопроводов выступила компания, которая передала в пользование это имущество своим газотранспортным и газораспределительным компаниям на обоих берегах.
«Но в Приднестровье в начале 2000-х по решению тираспольской администрации это имущество изъяли у „Тираспольтрансгаз“ и передали созданному тогда предприятию „Тираспольтрансгаз-Приднестровье“. Без каких-либо актов, корпоративных решений. Теперь это имущество надо вернуть нашему предприятию „Тираспольтрансгаз“. Затем ему надо регистрироваться, получить лицензию и пройти сертификацию. То есть здесь очень много вопросов, в том числе, политических», — объяснял Чебан.
Он уточнил, что на правом берегу похожая ситуация, потому что нельзя передать имущество Moldovagaz транспортному оператору Moldovatransgaz и не решить при этом вопрос с долгом. «Нужны переговоры правительства с „Газпромом“, как двух основных акционеров. И тут не вопрос передачи имущества, тут важнее договориться, какая это будет сделка и на каких условиях», — заключил Чебан.