Власти опровергли информацию о том, что на столичном кладбище Святого Лазаря («Дойна») выделили специальный сектор для умерших от коронавируса и там уже роют 1,5 тыс. могил. Между тем родственники умерших от COVID рассказывают, что им запрещают хоронить в других местах, даже если есть бронь, а в некоторых районах не разрешают присутствовать на похоронах. NM разбирался, как и где хоронят умерших от коронавируса.
277 квартал
Мэр Кишинева Ион Чебан, комментируя на онлайн пресс-конференции 2 апреля информацию об отдельном квартале на «Дойне» и готовящихся могилах для умерших от COVID, сказал, что «это нормально готовить места для захоронений»: «Речь идет о 300 могилах, а не о 1,5 тыс. Директор кладбища говорил, что новый сектор рассчитан на 1,5 тыс. мест, но это не значит, что столько вырыли. […] Хочу прояснить: было решение подготовить места для тех, кто погибнет от коронавируса, так как существующие места закончились», — сказал Чебан. По его словам, в этом квартале будут хоронить всех умерших, а не только тех, кто умер от коронавируса.
Ранее, напомним, проект Vorbeste Moldova телеканала Prime разместил на своем YouTube канале видео, снятое на кладбище «Дойна». На фоне свежевырытых могил директор кладбища Павел Ени подтвердил, что в новом квартале готовят 1,5 тыс. мест для умерших от коронавируса.
Также в СМИ появилась информация, что в этом квартале будут хоронить и тех, кто жил в других регионах страны, но умер от COVID в Кишиневе. В пресс-службе правительства эту информацию назвали «недостоверной».
При этом остается неясным, могут ли на таких похоронах присутствовать родственники. Например, ZdG писала, что в Бричанском районе на похороны мужчины с диагнозом COVID не пустили даже близких родственников.
Глава Центра общественного здоровья Николае Фуртунэ ранее говорил, что тело не представляет опасности, но опасность связана с традициями похорон, на которые обычно приходят много людей.
«Разве такой «чести» достоин врач-герой»
Чрезвычайная комиссия Кишинева приняла 30 марта решение, в котором говорится, что хоронить умерших от COVID можно или в заранее забронированных местах, или в 277 квартале на кладбище «Дойна».
За два дня до этого именно в этом квартале похоронили первую жертву коронавируса в столице — врача скорой помощи. Это вызвало возмущение ее родственника Юрия Ботнаря. «Ее похоронили на самом краю кладбище Святого Лазаря, где, скорее всего, будут хоронить умерших от короновируса. Это квартал 277. Вы знаете, мне очень больно, потому что тетю похоронили на краю кладбища, возле трассы Леушены-Полтава. Разве такой «чести» достоин врач-герой, как заявила Думбрэвяну, которая в эфирах даже не упомянула имя героя», — написал Юрий Ботнарь на своей странице в Facebook. По его словам, родственники хотели похоронить ее рядом с первым мужем, которого еще в 1990-х годах похоронили на «Дойне», а место было зарезервировано с 2003 года.
В то же время, по словам мэра Чебана, родственникам врача предложили ее похоронить или там, где была бронь, или в новом квартале, и они выбрали новый квартал. Им также предложили зарезервировать рядом место для ее второго мужа, сказал Чебан.
Юрие Ботнарь, комментируя это, сказал NM, что в муниципальной службе ритуальных услуг им, несмотря на бронь, не разрешили похоронить тетю рядом с ее первым мужем. Он также опроверг информацию о том, что им предложили зарезервировать для других родственников место рядом с могилой тети.
Когда появилось решение чрезвычайной комиссии, в котором говорилось, что умерших от COVID можно хоронить в забронированных местах, родственники врача вновь обратились в службу ритуальных услуг. Они потребовали разрешить перезахоронение и провести его за счет этой службы, так как по ее вине врача похоронили в 277 квартале. «Я отнес заявление, мне сказали ждать 60 дней», — отметил Ботнарь. Также в службе у него потребовали разрешение на перезахоронение от Наццентра общественного здоровья, куда они тоже подали документы.