«Некоторые вопросы решают практически под столом». В ВСМ поспорили о зарплате судьям из «Ландромата»
5 мин.

«Некоторые вопросы решают практически под столом». В ВСМ поспорили о зарплате судьям из «Ландромата»

Высший совет магистратуры (ВСМ) несколько недель продолжает обсуждать, сколько выплатить судьям, которые фигурировали в расследовании «Ландромат». Им должны вернуть зарплату за последние четыре года, но точную сумму выплат каждому еще не определили. На заседании 17 ноября разгорелся скандал. Член ВСМ Каролина Михайлуцэ-Чугуряну обвинила совет в том, что «некоторые вопросы решают практически под столом», а и.о. главы ВСМ Луиза Гафтон обвинила ее в том, что она «работает на публику».

На заседании 17 ноября Каролина Михайлуцэ-Чугуряну отметила, что у нее возникли вопросы по поводу выплаты зарплаты судье Сергею Губенко. Он фигурировал в расследовании «Ландромат», а в сентябре 2020 года с него сняли обвинения. В октябре ВСМ восстановил Губенко в должности судьи.

«Насколько я помню, этот вопрос [о выплате зарплаты] был в повестке заседания 10 ноября. Докладчиком по этому вопросу был господин [Виктор] Мику. Я также помню, что господин Мику предложил отложить этот вопрос, чтобы собрать недостающую информацию», — отметила Михайлуцэ-Чугуряну. Она подчеркнула, что обсуждение перенесли на следующее заседание. По ее словам, к утру 11 ноября и.о. главы ВСМ Луиза Гафтон уже подписала решение, в котором объясняли, как надо считать зарплату, которую выплатят Губенко.

Михайлуцэ-Чугуряну подчеркнула, что ВСМ до сих пор не опубликовал решение от 27 октября, которым постановил, что судьям из «Ландромата» вернут должности. Она напомнила, что на заседании 27 октября не обсудили вопрос «о выплате зарплаты» судьям, которых восстановили в должности.

«Почему такой важный вопрос, который касается выплаты зарплаты: как ее выплатят, кто платит — решают указом и.о. главы [ВСМ] практически под столом. И.о. главы ВСМ сменился, но я вижу, что методы работы остались прежними. Это дает понять, что все-таки кто-то другой управляет этими [решениями]. В то же время другие вопросы, например, делегирование судей, мы рассматриваем на пленарном заседании. Хочу понять, почему вопрос, рассмотрение которого отложили, […] который стоило обсудить, решили на второй день», — отметила Михайлуцэ-Чугуряну.

В ответ Луиза Гафтон, сказала, что было необходимо определить методологию подсчета зарплаты Губенко, чтобы Виктор Мику потом смог высчитать точную сумму, которую выплатят судье и решить, откуда ему направят выплаты. «Чтобы обвинять меня в том, что я принимаю некоторые решения под столом, у вас должны быть четкие доказательства того, что и.о. главы ВСМ договорился с председателем суда или с господином Губенко о том, чтобы разделить деньги», — сказала Гафтон. Она отметила, что Михайлуцэ-Чугуряну не в первый раз выступает с нападками в ее адрес.

«Я уже не могу терпеть […] Вместо того, чтобы позвонить мне, если у вас какие-то проблемы […] вы делаете это публично, чтобы люди видели.[…] Я считаю, что вы работаете на публику, а не в интересах судебной системы», — сказала Гафтон.

Каролина Михайлуцэ-Чугуряну отметила, что Гафтон «сама себя обвиняет», а она просто хотела задать ей несколько вопросов. Она подчеркнула, что у нее вызывает сомнение то, что ВСМ в ускоренном режиме принимает решения, связанные с судьями, которые фигурировали в расследовании «Ландромат».

В свою очередь Ион Крецу отметил, что 10 ноября ВСМ должен был принять решение о выплате зарплаты другим судьям — Ницэ Штефану и Геннадию Бырназу. (Оба тоже фигурировали в деле о «Ландромате», но в 2018 году ушли в отставку с поста судьи). Он подчеркнул, что о выплате Губенко не шла речь.

Виктор Мику же напомнил, что, пока ВСМ не определит метод подсчета выплат, то невозможно будет дальше обсуждать вопрос о зарплате судьй.

Отметим, речь идет о «молдавской схеме» отмывания российских денег, которая получила названия «Ландромат». О ней стало известно в апреле 2014 года. Схема работала с 2010 по 2013 год, а участвовали в ней российские компании, молдавский Moldindconbank (контроль над ним приписывали бизнесмену Вячеславу Платону), компании в различных юрисдикциях, в том числе в Великобритании, суды разных районов Молдовы и физлица с молдавским гражданством. В 2013 году тогдашний глава Высшей судебной палаты (ВСП) Михай Поалелунжь попросил привлечь к ответственности судей, замешанных в «Ландромате». Он отметил, что судьи были одним из ключевых звеньев схемы и выносили приказы с массой нарушений, легализуя тем самым отмытые деньги. В 2016 году Наццентр борьбы с коррупцией задержал 16 судей. Их всех отстранили от должности на время расследования.

В сентябре 2020 года Антикоррупционная прокуратура сняла обвинения с 13 из 15 судей, которых обвиняли в «отмывании денег» и «вынесении неправосудного решения». Уголовные дела судей закрыли из-за того, что не нашли в их действиях состава преступления. Еще один судья умер за время расследования, а другой — находится в розыске.

27 октября Высший совет магистратуры восстановил в должности пять из 13 судей: Сергея Лебедюка, Сергея Губенко, Сергея Поповича, Юрия Гырбу и Гарри Бивола. Также ВСМ должен выплатить зарплату судьям и экс-судьям за время, пока они были отстранены от работы. Вопрос с выплатами не могут решить уже три недели. Члены ВСМ не могут определить, сколько именно денег нужно выплатить судьям, и кто должен их выплачивать.

Отметим, жалобу судей из «Ландромата» рассматривает Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Чтобы ЕСПЧ снял дело с рассмотрения, Молдова должна выплатить компенсацию судьям.  Судьи настаивают, что их незаконно арестовали и отстранили от должности.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: