Представленный Национал-либеральной партией (НЛП) Румынии документ «Республика Молдова — приоритет политики Румынии» вызвал большой ажиотаж в Кишиневе. Одни эксперты говорят, что Бухарест закрепляет за собой роль «проводника интересов РМ в Евросоюзе». Другие увидели в этом план по «поглощению» Молдовы Румынией. Авторы документа заверили NM, что «в стратегии нет ни слова об объединении». Молдова, по их словам, «должна полностью вернуться домой — в Европу».
История с географией
Стратегию «Республика Молдова — приоритет политики Румынии» общественности представили на пресс-конференции в Сенате Румынии сопредседатель НЛП-диаспора сенатор Виорел Бадя и исполнительный секретарь НЛП, профессор Раду Карп. «На этот раз НЛП попробовала взять быка за рога, потому что все, что касается бессарабского вопроса, до сих пор использовалось в большей мере в предвыборных целях», — сказал Бадя.
Фактически стратегия НЛП предполагает создание единого культурного, социально-экономического, гуманитарного и информационного пространства Румынии и Молдовы. Предусматривается также интеграция некоторых госструктур двух стран и облегчение выдачи румынского гражданства жителям РМ, независимо от их этнической принадлежности.
В сфере культуры документ предполагает продвижение румынского языка и культуры «для сохранения и развития румынской идентичности». Стратегия также предусматривает поддержку «Бессарабской митрополии», подчиняющейся Румынской митрополии и конкурирующей с Молдавской митрополией Русской православной церкви.
В документе предлагается интенсифицировать транспортное сообщение между РМ и Румынией — как железнодорожное, так и авиационное. Румынской государственной авиакомпании TAROM, в частности, предлагается пересмотреть тарифную политику для рейсов между Кишиневом и Бухарестом.
Авторы стратегии предлагают активизировать взаимодействие пограничных служб, а также разработать нормативную базу для создания общей жандармерии и совместных полицейских структур. Последние должны будут вместе бороться с организованной преступностью, торговлей людьми и наркотиками, а также расследовать экономические преступления. Жандармерии, кроме всего прочего, предстоит проводить совместные миссии за границей.
В части документа, касающейся социальной политики, говорится о предоставлении специальных пенсий служившим в румынской армии ветеранам, открытии рынка труда Румынии для всех граждан РМ и поддержке румынских компаний, расширяющих свою деятельность на левый берег Прута.
В сфере образования предлагается разработать общую доуниверситетскую программу по изучению румынского языка и литературы, а также социальных наук (истории, географии). «Начать переговоры об унификации экзамена на степень бакалавра с тем, чтобы выпускники лицеев из РМ смогли получать румынские дипломы бакалавра», — предлагают авторы документа.
Стратегия также предусматривает увеличение поддержки из госбюджета Румынии телеканалу TVR Moldova, радио Chișinău и «выявление специфических для РМ социальных сетей, в том числе российских» для продвижения данных масс-медиа на территории Молдовы.
Финансовых расчетов — во сколько обойдется реализация данных планов — в документе нет. Тем не менее, авторы стратегии намерены разослать документ всем румынским партиям с целью выработки единой государственной политики Румынии в отношении Республики Молдова.
Объединение без объединения
В беседе с NM Виорел Бадя сказал, что «эта стратегия — наша попытка стать ближе, политически и экономически, к РМ». Главная цель, по его словам, — «помочь РМ достичь своего идеала — остаться в европейской культуре, где она была всегда». «РМ никогда не являлась частью евроазиатской культуры. Политически в определенный момент истории она временно попала в другую зону. Теперь РМ должна полностью вернуться домой — в Европу», — уверен Бадя.
Сенатор дал понять, что определенные пункты программы будут продвигаться на уровне законодательных инициатив. В частности, уже сейчас, по его словам, «ведутся дискуссии с парламентариями из РМ по разработке закона, который будет защищать и продвигать румынский язык». «Он будет в равной мере претворяться в жизнь, как в РМ, так и в Румынии», — говорит сенатор.
Унификация школьной языковой программы, по его словам, не исключает существования в РМ учебных заведений с преподаванием на русском языке. «Я всегда был против этого. Двуязычие является культурным и духовным преимуществом, и в этом плане в РМ исключительная ситуация. Мы наоборот хотели бы больше программ для русскоязычных по изучению румынского языка, Знаем, что в РМ с этим проблемы», — сказал Бадя.
Что касается взаимодействия молдавских и румынских силовых ведомств, по его словам, Румыния и Молдова уже проводят совместные миссии за рубежом, а создание общих жандармских структур придаст новый импульс сотрудничеству. К тому же, отмечает он, процесс евроинтеграции предполагает создание общих структур, как минимум на приграничных зонах: «Когда вы въезжаете в Румынию через Венгрию вы видите только один пограничный пункт, на котором есть румынские и венгерские пограничники».
Мнения экспертов насчет представленной в Бухаресте стратегии разделились. Директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану говорит, что НЛП является влиятельной политической силой на политической сцене Румынии. «Эта партийная инициатива, несомненно, со временем может стать частью каких-то правительственных программ на уровне власти», — считает эксперт.
Предложенная стратегия, по его мнению, послужит началом разработки «новой политики Румынии в отношении Молдовы в новых исторических условиях, когда Румыния утвердилась в качестве члена Европейского союза и во все в большей степени закрепляет за собой особую роль проводника европейских интересов РМ в ЕС».
Бывший замминистра иностранных дел, директор Института дипломатических, политических исследований и вопросов безопасности Валерий Осталеп полагает, что под видом помощи РМ в процессе евроинтеграции соседняя страна ведет «агрессивную политику, целью которой является уничтожение молдавской государственности».
«Три дня назад бывший президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что и не собирался признавать границы между нашим государствами. Из румынского госбюджета финансируются радиостанции и газеты в Кишиневе. В этих СМИ только и говорят, что у РМ нет перспективы. Румынские граждане, занимающие высокие посты в нашем государстве, также об этом твердят. Ведется каждодневная деструктивная работа по поглощению РМ», — уверен эксперт.
Осталеп считает, что данные действия являются подготовкой к проведению в будущем референдума об объединении с Румынией. Статья 142 Конституции РМ это допускает. И этим, по словам эксперта, «развязывает руки политикам, НПО и СМИ, которые под видом информирования пропагандируют унирю».
Лидер Национал-либеральной партии Молдовы, в уставе которой одной из целей значится объединение РМ с Румынией, Виталия Павличенко назвала стратегию румынских национал-либералов «планом Маршалла» для Молдовы. «У нас тоже есть свой план Маршалла», — добавила она.
Павличенко считает, что все румынские партии должны подписать декларацию о том, что «поддерживают евроинтеграцию РМ». При этом в документ, по ее мнению, обязательно надо включить пункт о том, что «если РМ захочет побыстрее вступить в ЕС и НАТО, то возможно объединение с Румынией».
Между тем, Виорел Бадя в беседе с NM несколько раз повторил, что «в стратегии нет ни слова об объединении». «Мы просто хотим помочь РМ на пути евроинтеграции. НЛП уважает волю граждан РМ интегрироваться в ЕС, которая была продемонстрирована на последних парламентских выборах, когда большинство населения РМ проголосовало за проевропейские партии», — заключил он.