В Кишиневе произошла трагическая история с пожилым мужчиной, который заболел коронавирусом. Его знакомая забила тревогу, после того как он перестал отвечать на звонки. Полиция согласилась вскрыть дверь в квартиру спустя сутки после вызова. Мужчину нашли обездвиженным. Его госпитализировали, но на следующий день он умер. NM разбирался, как такое могло случиться, и кто должен помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации.
Ситуация
Об этой истории рассказала в соцсетях журналист Юлия Семенова. Пожилой мужчина оказался один в квартире, после того как его жену положили в больницу с коронавирусом. Позвонить ей было невозможно, так как она лежала в реанимации. Детей или других родственников у мужчины не было.
Мужчина перестал отвечать на звонки бывшей коллеги Татьяны Титенковой 18 марта. Накануне он сказал ей, что плохо себя чувствует. В этот день к нему приезжала бригада скорой помощи, врачи предлагали госпитализацию, но мужчина отказался.
После того как он перестал отвечать на звонки, Татьяна Титенкова обзвонила больницы и нашла телефоны его соседей, которые пытались достучаться ему в дверь.
Затем решили вызвать полицию. Приехал наряд полиции, опросили соседей, но двери вскрывать не стали. На следующий день, 21 марта, снова вызвали полицию. На этот раз полицейские пришли с прокурором и спасателями и вскрыли квартиру. Пенсионер лежал на полу в ванной и не мог самостоятельно встать.
Как рассказала Юлия Семенова, мужчину госпитализировали в Больницу скорой помощи, но спустя несколько часов он скончался из-за осложнений от коронавируса.
Полиция
В пресс-службе кишиневской полиции на вопрос NM, почему не вскрыли дверь в первый же приезд, сказали, что полиция вправе вскрывать квартиры, только если у нее есть информация о том, что в квартире совершают или совершено преступление.
В полиции сослались на закон «О деятельности полиции и статусе полицейского». В статье 25 п. 15 указано, что сотрудники полиции могут проникать в помещения, в том числе с использованием спецсредств, только для пресечения преступления, преследования подозреваемых, скрывающихся от правоохранительных органов, или в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, угрожающих безопасности людей. Также полиция может проникать в закрытое помещение, если у сотрудников есть основания полагать, что там совершено или совершается преступление.
«Поэтому в случае, произошедшем на прошлой неделе на Рышкановке, у полиции не было законных оснований вскрывать квартиру», — сказала пресс-секретарь полиции Кишинева Наталья Стати.
По ее словам, полиция могла бы войти в квартиру, если бы при этом присутствовали родственники мужчины или прокурор. В полиции пояснили, что, если бы в такой ситуации из квартиры что-то пропало, ответственность несла бы полиция.
Юристы
Адвокат правозащитного центра La Srada Анна Наний сказала NM, что, по ее опыту, обычно у полиции не возникает проблем с вторжением в жилье, но только если у них есть основания полагать, что в квартире совершается преступление. При этом в течение суток после этого на место должен прийти прокурор и подтвердить законность вторжения полиции.
Спасатели
В такой ситуации, в которой оказался пенсионер, помочь могут спасатели, сообщили NM в пресс-службе Госинспектората чрезвычайных ситуаций (ГИЧС). Как объяснили в ведомстве, если человек несколько дней не выходит на связь, его знакомые должны позвонить в службу 112 и подробно описать ситуацию, указав, в том числе, возраст и состояние здоровья человека, который нуждается в помощи.
Диспетчер службы 112 сможет отправить на место спасателей, которые вскроют дверь. Если при вскрытии квартиры не могут присутствовать родственники человека, на место отправят полицию. Если есть вероятность, что человеку стало плохо, на место также отправят бригаду скорой помощи.
По словам пресс-секретаря ГИЧС Лилианы Пушкашу, в Кишиневе и Бельцах есть специальные бригады, которые занимаются вскрытием дверей. В других районах на такие вызовы выезжают пожарные. В Инспекторате также отметили, что случаи, когда с человеком теряют связь, и спасатели вскрывают квартиру, — не редкость.
Но пенсионер с Рышкановки в эти случаи не попал. Диспетчер службы 112, куда позвонила Татьяна Титенкова, почему-то решил не посылать на место ни спасателей, которые могли сразу вскрыть дверь, ни скорую помощь. В полиции почему-то тоже не догадались обратиться к спасателям. Помощь запоздала на сутки, которые могли быть решающими.