От «мясорубки Плахотнюка» до «вычеркивания» Гагаузии. Какими высказываниями запомнился Лилиан Карп
7 мин.

От «мясорубки Плахотнюка» до «вычеркивания» Гагаузии. Какими высказываниями запомнился Лилиан Карп

Зампредседателя PAS Лилиан Карп, которого правящая партия выдвинула в мэры Кишинева, в политике более 15 лет: райсоветник, правая рука мэра Киртокэ, депутат, глава парламентской комиссии. NM собрал громкие цитаты Карпа за это время: от комментария к своей подписи под инициативой назначить Плахотнюка премьером и членства в румынской партии до исключения термина «Гагаузия» и «смерти» приднестровского формата «5+2».

Лилиан Карп в молдавской политике уже 17-ый год, с тех пор, как в 2006 году вступил в Либеральную партию (ЛП). В 2009 году он стал главой кабинета мэра Кишинева Дорина Киртоакэ и занимал эту должность до 2014 года, захватив и второй мандат Киртоакэ. С 2012 по 2014 год Карп, кроме того, был членом админсовета муниципального предприятия Apă-Canal Chisinau. Продвигалась и его политическая карьера: в те же годы Карп занимал пост вице-председателя ЛП и главы территориальной организации партии в Страшенах. C июня 2011 по январь 2015 года Лилиан Карп был еще и районным советником Страшен по спискам Либеральной партии. После парламентских выборов в ноябре 2014 года Карп стал депутатом парламента от либералов, однако к концу мандата дистанцировался от ЛП, осудив их сближение с Демпартией.

О «мясорубке Плахотнюка»

В апреле 2017 года Карп заявил, что покидает парламентское большинство (в него тогда входила и ЛП). По его словам, правящая Демпартия намеренно уничтожает Либеральную партию, чтобы ее место занял другой политический проект.
Тогда же Лилиан Карп заявил на брифинге в парламенте, что последние задержания представителей ЛП по делам о коррупции преследуют цель дискредитировать ЛП и ее лидеров, чтобы «подготовить место для другой партии». В апреле 2017 года, напомним, задержали тогдашнего министра транспорта, либерала Юрие Киринчука, а в мае того же года — мэра Кишинева Киртоакэ.
На том же брифинге Карп заявил, что «часть плана» лидера Демпартии Владимира Плахотнюка в замещении традиционных партий — лидер Европейской народной партии Юрие Лянкэ: «Легче работать с шантажируемым Лянкэ, легче работать с шантажируемым [президентом Игорем] Додоном, который через определенных лиц набрал кредитов для консервной фабрики в Калараше. Мы в мясорубке Плахотнюка».
О выдвижении Плахотнюка на пост премьера
При этом Лилиан Карп в 2015 году подписался под инициативой выдвинуть на пост премьер-министра Владимира Плахотнюка.

Когда в 2021 году Карпа спросили об этом, он сказал: «Я подписался, потому что это было коллективное решение Либеральной партии, в которой я тогда состоял. В отличие от некоторых, которые голосовали здесь за назначение судей, прокуроров, покрывавших Плахотнюка, я тогда не голосовал. Можете поднять стенограмму. (…)».

Об «уходе из политики»

В 2018 году Лилиан Карп примкнул к блоку ACUM (этот предвыборный блок сформировали PAS и DA). В 2019 года Карп прошел в парламент от блока ACUM по Криулянскому округу. В августе того же года он потребовал отставки главы Конституционного суда (КС) Владимира Цуркана (бывшего депутата от ПСРМ) и всех судей КС, аффилированных с теми или иными политическими партиями. И не исключил, что, в противном случае, покинет блок ACUM и политику.

«Не хочу ассоциироваться со всем этим. Не хочу, чтобы люди думали, что должности делят по политическим соображениям. […] Если это [отставка председателя и судей КС] не произойдет в ближайшее время, то я не вижу смысла оставаться в политике и в команде».

Из политики Карп не ушел, хотя Цуркана сместили лишь спустя семь месяцев, в апреле 2020 года, когда большинство членов Конституционного суда проголосовали за смещение с должности.

О Приднестровье

На выборах в июле 2021 года Карп прошел в парламент по спискам PAS. Тогда же он возглавил парламентскую комиссию по вопросам нацбезопасности, обороны и общественного порядка. Как глава этой комиссии он комментировал, в частности, перспективы разрешения приднестровского конфликта в контексте войны в Украине.

«Формат 5+2 больше не жизнеспособен и точка. [после начала войны в Украине] Россия несколько раз пыталась реанимировать этот формат, но мы неоднократно говорили, что пока РФ является страной-агрессором, мы не планируем садиться за стол переговоров в этом формате. К тому же мы считаем этот формат неэффективным и не думаем, что он может привести к какому-либо результату. На протяжении 30 лет он создавал больше проблем, чем предлагал решений […] И мы решительно заявили, что нам нужна другая международная миссия, в рамках которой мы решали бы приднестровский вопрос. Но это возможно после окончания войны в Украине. И Украина должна играть одну из главных ролей в решении приднестровской проблемы. Никто в Европе не согласится, чтобы в приднестровском регионе была серая зона».

О членстве в румынской партии

В ноябре 2022 года Лилиан Карп стал членом румынской партии «Союз спасения Румынии» (USR).
«На территории Молдовы я — член PAS, на территории Румынии — член USR», — заявил тогда Карп.

О президентстве Майи Санду и Игоря Додона

В мае 2023 года, отвечая на критику Партии социалистов в адрес действующей власти в преддверие саммита Европейского политического сообщества, Лилиан Карп заявил: «Что сделали правительство и госпожа президент [Майя Санду] за три года? А что они могут сделать после президента, единственной работой которого было искать яйца в Этулии, проверять, годятся ли они, чтобы вывести цыплят. Самое главное, что у Молдовы, наконец, появились друзья. Раньше нас будто никто не знал, мы были, как прокаженные. Это была вся политика вашего президента. Мир смотрел на нас, как на сумасшедших, как на изгоев, как на людей, которые не понимают, в каком мире они живут. Но мы понимаем, в каком мире мы хотим жить. Мы хотим жить в ЕС».

О запрете на въезд в Россию

Комментируя в апреле 2023 года запрет на въезд в Россию, Карп заявил: «Я не поеду в Россию, пока там действует преступный режим Путина. Этот преступный режим напал на Украину, привел к гибели десятков тысяч людей, разрушил экономику. Я осуждал и буду осуждать террористические действия Российской Федерации на территории Украины». Карп также предположил, что ему запретили въезд в Россию, потому что он поддержал поправки в Уголовный Кодекс, которые предполагают наказание за сепаратизм. «Я, госпожа Стамате, господин Нантой и министр внутренних дел — мы подписали этот закон», — подчеркнул он.

О Гагаузии

В конце мая этого года, комментируя в телеэфире выборы башкана Гагаузии, Карп сказал: «[На парламентских выборах] на левом берегу Днестра за правые партии проголосовали около 20%, а в Гагаузии — только 7%. Большая проблема, которая у нас есть — не только приднестровская проблема, но и гагаузская проблема, которую надо как-то решить, потому что нынешняя ситуация не может продолжаться. Гагаузию приняли как территориальное и культурное образование, а не как автономное политическое образование. Но все понемногу уступали, а культурное территориальное образование переросло в территориальное образование, фактически подконтрольное Российской Федерации».

И  продолжил: «Гагаузия — регион, который больше всего подвержен влиянию российской пропаганды […] У нас не было подхода. Мы инвестируем в проекты в Гагаузии, в частности в области образования, мы не предусмотрели деньги на культурные программы на гагаузском языке. Мы должны им очень четко сказать: Ребята, вы можете иметь эту автономию, но только до тех пор, пока вы говорите на гагаузском языке. Мы можем выступать с проектами и программами для Гагаузии, пока вы сохраняете свою культурную идентичность и язык. Но язык общения — это румынский язык. Другой язык, с административной точки зрения, не может существовать. Если такой подход появится, то ситуация изменится.

Риторика выборов в Гагаузии, вернее, в Гагаузской АТО (фактически термин “Гагаузия” следует исключить), показала, что единственной проблемой всех кандидатов было то, что мы говорим на румынском языке. Их не интересовали проблемы, с которыми сталкивается АТО (депопуляция, сохранение идентичности). Их больше всего волновало — их, которые и слова по-румынски сказать не могут — больше всего их в этой кампании беспокоило, что мы говорим на румынском. А второй момент, который их волновал, что мы — большинство в Молдове — хотим европейской интеграции. Вместо решения местных проблем их волнует, на каком языке меня мама научила говорить».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: