Эмпатия — это способность понимать и испытывать эмоции других людей, сопереживать им. Она является важной составляющей сплоченности общества, так как усиливает желание помогать, поддерживать и проявлять сочувствие. Каждый ли человек склонен к эмпатии? Можно ли ее развить? А вдруг она опасна? Способны ли люди сберегать силу эмпатии как ключевой элемент идентичности? Наши партнеры из украинского медиа Заборона искали ответы на эти вопросы вместе с экспертами в области психологии и нейробиологии. NewsMaker публикует адаптированную версию материала.
Что такое эмпатия?
Термин «эмпатия» ввел в психологию Эдвард Титченер в 1909 году. Он определил эмпатию как способность рассматривать ситуацию с точки зрения другого человека, эмоционально изучать его состояние, понимать и воспринимать его чувства. Однако социальный психолог и психотерапевт Олег Покальчук имеет другое мнение.
«У биологического человека эмпатии как таковой не существует. С точки зрения психики она классифицируется как аффективная самоидентификация — состояние, когда то, что мы переживаем, заставляет нас чувствовать себя лучше в собственных глазах. Здесь мало общего с реальным пониманием других людей, — объясняет он. — Кроме того, не существует и коллективной эмпатии. Все переживания всегда индивидуальны. Когда говорят о коллективном сопереживании, имеется в виду сумма эмоций разных людей, вызванная общим стимулом. Это может унифицировать реакции, но не переживания».
Несмотря на споры о природе эмпатии, эти эмоции стимулируют нас быть сострадательными и помогать нуждающимся в поддержке. Украинцы, например, неоднократно демонстрировали способность сплачиваться в трудные моменты, но, как показывает исследование, уровень этой поддержки постепенно снижается.
Эмпатия: исчезает или трансформируется?
Свидетельствуют ли приведенные выше данные о потере эмпатии? Скорее нет — она адаптируется. Психотерапевт Роман Мельниченко отмечает, что во время внезапных кризисов общество способно сплачиваться, но длительный стресс провоцирует другие процессы.
«Кратко продолжительный стресс вызывает выброс адреналина, норадреналина, а также окситоцина, что способствует взаимопомощи. Но под влиянием длительного стресса организм производит кортизол, снижающий уровень окситоцина. Это заставляет людей адаптироваться к постоянному напряжению, но в то же время снижает эмоциональный отклик», — объясняет он.
Олег Покальчук добавляет, что этот процесс сравним с влюбленностью: «Человек не может находиться в состоянии эмоционального ажиотажа несколько лет подряд. Организм привыкает к стрессу, а в острой ситуации реакции становятся менее эмоциональными».
Нейробиолог и кандидат биологических наук Сергей Данилов считает, что эмпатия не исчезает, а трансформируется. Он ссылается на несколько масштабных исследований, проведённых в странах, переживавших войны.
«С одной стороны, со временем уровень доверия среди людей в среднем снижается — это естественная защитная реакция на длительный стресс. Но с другой стороны, исследования показывают, что люди становятся более проактивными: они организуют общественные инициативы, приобщаются к новым формам помощи. Поэтому говорить об исчезновении эмпатии некорректно. Скорее она адаптируется к новым условиям и переформатируется», — отмечает Данилов.
Все ли люди эмпатичны?
Эмпатия — это сложное явление, вызывающее научные дискуссии. Нейробиолог Сергей Данилов объясняет, что способность к сочувствию обладает как врожденными, так и приобретенными аспектами.
«В основе любого эмоционального проявления лежат врожденные протомеханизмы. Умение конструировать состояние другого человека через собственные ощущения — это тоже часть нашей биологии. Однако то, как мы воспринимаем мир, формируется на основе конструктивизма. Мы сами решаем, на что обращать внимание, что считать важным, а что — второстепенным. К примеру, кому больше сочувствовать — богатым или бедным? Это не только моральный выбор, но и результат обучения», — отмечает специалист.
То есть эмпатия, по мнению Данилова, это комбинация естественных механизмов и навыков. «Все эмоции имеют прототипическую природу, но то, как мы их понимаем и в каком контексте используем, зависит от нашего опыта. Общество постоянно переосмысливает разные эмоции, адаптируя их к изменениям в культуре и среде», — добавляет он.
Как развить эмпатию
Эмоции появляются автоматически, еще до того, как мы их осознаем, объясняет нейробиолог Сергей Данилов. Однако уточняет: мы можем влиять на их восприятие, сознательно меняя свое внимание.
«Внимание — это ключевой механизм, через который мы регулируем свое отношение к миру. То, на что мы обращаем внимание, становится для нас более важным. Например, один из способов развить эмпатию — медитация сочувствия и благодарности. Такие практики помогают людям усилить эмоциональную восприимчивость, лучше понимать людей рядом», — объясняет Данилов.

Иллюстрация: Мария Сахарова
По его словам, подобные практики помогают не только лучше синхронизироваться с другими, но и уменьшать собственную эмоциональную боль.
Чрезмерная эмпатия вредит психическому и физическому здоровью
Длительные эмоциональные переживания тяжелы для психики и истощают организм. По словам Данилова, существует прямая связь между чувствительностью, эмпатийностью и риском депрессии.
«Постоянные сильные эмоции влекут за собой выгорание и эмпатическую усталость. У каждого человека есть свой ограниченный ресурс. И когда он иссякает, начинается избегание и отчужденность — это уже симптомы депрессии. Парадоксально, но в такие моменты, когда нам тяжелее всего, мы вместо того, чтобы обращаться за помощью, начинаем отталкивать людей и закрываться», — объясняет нейробиолог.
Психотерапевт Роман Мельниченко добавляет, что длительный стресс формирует негативный взгляд на мир. А он в свою очередь усиливает тревожность, раздражительность и ухудшает отношения с близкими.
«Например, у вас есть друг, с которым раньше незначительные разногласия во взглядах не мешали общению. Но во время продолжительного стресса психика истощается, запас терпения исчезает — и эти разногласия становятся критическими. Со временем вы уже воспринимаете его как врага, — объясняет эксперт. — В семейных отношениях похожая ситуация: раньше вы спокойно делали с ребенком домашнее задание, а теперь становитесь раздражительными, появляются крики, обвинения, конфликты. Люди даже в своей семье начинают делить на своих и чужих, не осознавая, что это последствия длительного стресса».
Хотя мы не отдаем в этом себе отчет, на подсознательном уровне организм реагирует выбросом кортизола, что усиливает истощение. Это способствует эмоциональному выгоранию, депрессивным и тревожным состояниям, а также вызывает физические заболевания.
«Постоянный стресс влияет на сердечно-сосудистую систему, поэтому мы видим увеличение инфарктов и инсультов. Как побочный эффект — снижение эмпатии и эмоциональных реакций, особенно положительных, таких как радость или удовольствие. Но поскольку эти изменения происходят постепенно, большинство людей не осознают, что их затягивает в воронку истощения», — заключает психотерапевт.
Объединение vs разделение: что с эмпатией в Молдове?
Молдова показала массу примеров, как эмоциональная общность может объединять. Самый яркий из них – то, как жители страны в первые дни и месяцы войны в Украине приняли украинских беженцев.
Тысячи молдавских граждан с первых дней войны оказали и продолжают оказывать безвозмездную помощь своим соседям, которые были вынуждены покинуть дома. Молдаване дежурили на КПП, привозили продукты и теплые одеяла, поили чаем, отогревали и обогревали беженцев в своих домах. И пусть нарратив «маленькая страна с большим сердцем» набил оскомину, но все это — правда. Общее желание помочь украинским беженцам и принятие трагедии Украины как собственной беды впервые за много лет объединило Молдову.
Молдова в общей сложности приняла более 1,4 млн украинских беженцев, из них около 135 тыс. человек остались в стране. Молдова стала страной, принявшей самое большое число беженцев в Европе по отношению к численности ее населения. За быстрые и сострадательные действия в отношении украинских беженцев народ Молдовы удостоился почетного упоминания на Премии имени Нансена Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR).
Но манипуляции эмоциями и восприятием реальности, война на моральное истощение — все это направлено не только на выжимание материальных ресурсов, но и на психологическое ослабление общества.

Иллюстрация: Надежда Угорчук
Когда у людей кончаются физические и моральные силы, они перестают сопереживать. Начинают обсуждать мелочи, которые не объединяют, а разделяют. И это мы тоже наблюдали в отношении жителей Молдовы к украинским беженцам и войне в целом.
Как избежать вредных последствий чрезмерной эмпатии
Чрезмерная эмпатия может истощать ресурсы организма, но есть способы оградить себя от ее негативных последствий.
- Прислушайтесь к своему телу
В первую очередь важно научиться чувствовать, когда ресурсы заканчиваются, и отдыхать, отмечает нейробиолог Сергей Данилов.
«Если вы замечаете, что после дня интенсивной работы у вас нет сил, не заставляйте себя идти вперед из-за силы. Отдых — это не только сон или лежание. Важно оставлять часть ресурсов для восстановления», — советует эксперт.
- Найдите группу поддержки
Синхронизация с другими людьми — еще один эффективный способ сохранить эмоциональный баланс.
«Группа помогает определить, куда направить энергию, и дает ощущение поддержки. Если вы начинаете чувствовать отчужденность от окружающих, это сигнал, что что-то идет не так. Вместе мы можем решать проблемы, создавать новую реальность и поддерживать друг друга. В моменты самой боли следует искать людей, с которыми можно поделиться эмоциями и найти способы повлиять на ситуацию», — резюмирует Данилов.
При поддержке Медиасети
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.