Перепалки в колеса. Как главные участники президентской гонки в Приднестровье борются друг с другом
9 мин.

Перепалки в колеса. Как главные участники президентской гонки в Приднестровье борются друг с другом


В Приднестровье, где через два месяца пройдут президентские выборы, обостряется политическая борьба. Нынешний лидер Евгений Шевчук, идущий на второй срок, вызвал своего главного оппонента, председателя Верховного совета Вадима Красносельского на теледебаты. Спикер пока предпочитает полемизировать с Шевчуком из стен парламента или из Москвы, где оба кандидата регулярно бывают.

Неявка с повинной

В Тирасполе 5 октября прошло внеочередное заседание Верховного совета. Депутаты обсуждали «один, но крайне важный вопрос» — о внутриполитической ситуации в Приднестровье. На заседание был приглашен и нынешний глава Приднестровья Евгений Шевчук. Но он, как и ожидалось, не явился.

«Начало внеочередного пленарного заседания Верховного совета обнаружило пустое кресло, в котором должен был сидеть президент, — глава государства в очередной раз проигнорировал приглашение народных избранников вместе искать компромиссные пути выхода из кризиса, как социально-экономического, так и внутриполитического», — прокомментировала «демарш» Шевчука парламентская пресс-служба.

Представитель президента в ВС Владимир Боднар проинформировал, что Евгений Шевчук находится в командировке. Позже на сайте приднестровского лидера появилась информация о том, что он находится в Москве, где встретился с помощником российского вице-премьера Дмитрия Рогозина Дмитрием Лоскутовым. 

Спикер Красносельский на заседании ВС отметил, что за десять месяцев работы нынешнего созыва Верховного совета Шевчук ни разу не посетил парламент, несмотря на неоднократные приглашения. «Эта позиция деструктивна», — считает председатель ВС. Сам он, по собственному утверждению, всегда откликался на предложения Шевчука обсудить ту или иную проблему: «Более десяти раз я встречался с Евгением Васильевичем в администрации президента. Мы высказывали позиции, спорили, это нормально, поскольку только в споре рождается истина».

Пришедший на заседание приднестровский премьер Павел Прокудин сказал, что понимает Шевчука, не желающего появляться в стенах парламента. «По-мужски я бы на месте президента в Верховный совет не пришёл, пока не принесли бы извинения», — сказал Прокудин. Судя по всему, он имел в виду жесткие обвинения в адрес Шевчука, которые с начала года звучат с парламентской трибуны. Депутаты в последние месяцы обвиняли приднестровского лидера во всевозможных грехах — от провоцирования экономического кризиса и кражи $100 млн до «измены родине».

Прокудин призвал не использовать правительство и ВС как площадки для ведения предвыборной кампании (11 декабря в регионе пройдут президентские выборы). «Считаем недопустимым втягивать правительство во внутриполитическую дискуссию, которая в последние месяцы достигла особого накала», — сказал он.

Депутаты, однако, продолжили критиковать политику Шевчука. По словам спикера Красносельского, вертикаль исполнительной власти находится в системном кризисе. «Нарушена система сдержек и противовесов, принимаются неверные управленческие решения, усугубляющие ситуацию в республике», — сказал председатель ВС.

Глава комитета по экономической политике, бюджету и финансам Александр Мартынов отметил, что с 2011 года, когда Шевчук пришел к власти, экономика региона снизилась на 12%. «В результате проверок Счетной палаты выяснилось, что при участии президента в республике был создан и продолжает функционировать теневой бюджет», — отметил депутат.

Вице-спикер Галина Антюфеева обвинила Шевчука в том, что пять лет назад тот обещал «выплачивать достойные пенсии и зарплаты, создать новые предприятия». «Но ничего из обещанного люди не получили и все ждут ответа на вопрос, почему они не стали жить лучше», — сказала Антюфеева.

Упал — поднялся

Решению руководства Верховного совета собраться во внеочередном порядке предшествовала острая заочная полемика между нынешним главой Приднестровья Евгением Шевчуком и председателем парламента Вадимом Красносельским.

Оба участвуют в кампании по выборам президента. И оба считаются фаворитами гонки. Шевчук, жестко контролирующий исполнительную ветвь власти, большую часть силовиков и все официальные СМИ, хочет сохранить власть и переизбраться на второй срок. Красносельский позиционирует себя как независимый кандидат, но пользуется поддержкой оппозиционной Шевчуку партии «Обновление» и крупнейшей торгово-промышленной группы «Шериф».

«Обновленцы» и их сторонники в минувшем ноябре одержали убедительную победу на выборах в Верховный совет, завоевав абсолютное большинство мест в парламенте, позволяющее им принимать любые решения, вносить изменения в местную Конституцию и преодолевать вето президента.

Поражение на выборах в ВС заметно деморализовало сторонников Шевчука. Не в его пользу были и соцопросы, проведенные российским социологическим центром ВЦИОМ в июне и августе. Оба исследования давали Шевчуку 11-14% голосов потенциальных избирателей, а его главному конкуренту Красносельскому — 24-25%.

Одновременно с этим партия «Единая Россия» заключила новое соглашение о партнерстве с партией «Обновление». А спикер Красносельский зачастил в Москву, где для него открылись двери, в которые ранее был вхож только Евгений Шевчук. В целом складывалось впечатление, что в Кремле если и не списали со счетов Шевчука, то по крайней мере больше не рассматривают его как главного и единственного партнера в Приднестровье.

В какой-то момент казалось, что Шевчук сдался и не пойдет на второй президентский срок. Тогда же с подачи сторонников самого приднестровского лидера появилась информация, что ему предложили высокий пост в Крыму, и по окончании мандата он может покинуть Приднестровье.

В конце августа, однако, Шевчук заявил, что, «обдумав все аргументы за и против», принял решение выдвинуться на второй срок. Свою кампанию он, как и его сторонники на прошлогодних парламентских выборах, построил на критике «приднестровского олигархата», под которым подразумевается «Шериф», и риторике об объединении с Россией.

Даже подачу документов в ЦИК для участия в выборах приднестровский лидер приурочил к возвращению из очередной поездки в Москву. Поддерживающие Шевчука СМИ особо акцентировали это, как бы намекая, что добро на выдвижение тот получил из самого Кремля.

В начале сентября Шевчук подписал указ о приведении правовой системы республики в соответствие с законодательством России. Шаг был символически приурочен к десятой годовщине приднестровского референдума о независимости 2006 года.

Одним действием Шевчук решил две задачи. Во-первых, заявил себя как «самый пророссийский» из приднестровских политиков, для которых соревнование в «близости к Москве» стало устоявшейся предвыборной традицией на протяжении всех 26 лет существования непризнанной республики.

Во-вторых, тем же указом Шевчук попытался ослабить позиции оппонентов из Верховного совета. После подписания указа у главы Приднестровья появился новый инструмент, чтобы не принимать к исполнению любые принимаемые депутатами решения как противоречащие курсу на гармонизацию с РФ.

И этим механизмом он уже начал пользоваться. В начале октября Шевчук отклонил принятый парламентом пакет законопроектов, предусматривающий вывод официальных СМИ (Первый приднестровский телеканал, Радио-1, ИА «Новости Приднестровья», газета «Приднестровье» и т.д.) из-под единоличного контроля Шевчука, вхождение ВС в число учредителей этих СМИ и участие депутатов в назначении их руководства.

Аргументируя решение отклонить этот пакет законов, Шевчук заявил, что предлагаемые изменения «нарушают принцип профессиональной самостоятельности редакции» и могут быть расценены как «элементы цензуры». Он также указал, что пакет противоречит принципам законодательства РФ, «а значит, не соответствует избранной народом Приднестровья и провозглашенной в 2006 году его воле». Поэтому, сославшись на собственный сентябрьский указ, Шевчук направил в ВС законопроект «О средствах массовой информации», аналогичный российскому.

Глаза за глаза

С началом официальной предвыборной кампании и Шевчук, и подконтрольные ему официальные СМИ резко ужесточили риторику в отношении оппозиционного парламента и спикера. 30 сентября приднестровский лидер выступил в эфире Первого приднестровского телеканала с видеообращением, в котором вызвал Красносельского на теледебаты. Шевчук предложил провести их 7 октября в эфире Первого приднестровского.

«Вспоминается Петр Первый, который требовал от бояр говорить “не по писанному, дабы дурь каждого была видна”. Хочу воспользоваться этой идеей, чтобы развеять кулуарные сплетни и призвать председателя Верховного совета в прямом эфире государственного телеканала обсудить глаза в глаза пути выхода из кризиса», — заявил Шевчук.

В том же обращении он раскритиковал деятельность приднестровского парламента. «Ни одна из моих важных законодательных инициатив не была принята», — посетовал приднестровский лидер. Шевчук, в период пребывания которого у власти непризнанная республика оказалась в экономическом кризисе, уверяет, что если бы его новым инициативам был дан ход, то «примерно в течение пяти лет» республика преодолела бы кризис, причем «без шоковых потрясений для населения и бизнеса». «Но этого не случилось», — добавил он.

В одной из инициатив Шевчука, которую, по его словам, депутаты «даже не внесли в повестку дня», холдингу «Шериф», например, предложено «вернуть» правительству $250 млн из $1 млрд, которые, по утверждению подконтрольного Шевчуку Таможенного комитета, были предоставлены властями компании в течение 10 лет в виде различных льгот. Деньги от «Шерифа» Шевчук предлагает потратить на зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты.

«Нетрудно догадаться, чьи капиталы защищают подконтрольные крупному монополисту так называемые народные избранники, упрямо игнорируя интересы народа! Сегодня вы сами можете оценить, какого результата почти за год работы добилось парламентское большинство Верховного совета. Нужен ли такой Верховный совет приднестровцам?» — задается риторическим вопросом Шевчук.

В ответ на его выступление председатель Вадим Красносельский записал собственное обращение, которое планировал дать в эфир на том же Первом приднестровском. Однако, на его официальную просьбу разместить видеоматериал в эфире руководство телеканала ответило отказом.

И.о директора Приднестровской государственной телерадиокомпании Татьяна Сярова объяснила отказ тем, что заявка на размещение обращения была неверно оформлена, а материал «просили разместить фактически без предварительного просмотра». 

В итоге вместо Первого приднестровского обращение Красносельского показал подконтрольный «Шерифу» частный телеканал ТСВ. В своем выступлении  спикер сказал, что ждет Шевчука в стенах Верховного совета и призывает вернуться к нормальному диалогу, потому что «люди устали от вашей бесконечной войны с депутатами».

«Президент — это не смотрящий, который устанавливает собственный порядок вместо действующих в стране законов. Порядок у каждого свой, закон — один. Вы поделили граждан ПМР на своих и чужих», — сказал спикер, возмутившись попыткой Шевчука «переложить вину за свои деяния на других и предложением перейти от реальной работы к телешоу».

На Первом приднестровском тем временем как ни в чем не бывало продолжают готовиться к теледуэли. И даже сняли об этом специальный репортаж, показав его в числе главных новостей в вечернем информационном выпуске. «Первый приднестровский готовится к ответственному мероприятию. В студии телеканала в эту пятницу ждут президента Шевчука и спикера парламента», — говорит закадровый голос.

В кадре тем временем сотрудники телеканала деловито настраивают аппаратуру, камеры, свет, проверяют кабели, подбирают ракурсы съемки. Затем устанавливают в студии две трибуны, одной из которых заранее отведена роль декорации — такой же, как пустое кресло президента на вчерашнем заседании Верховного совета.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: