Коллаж: Таня Булгак

Первая в Молдове. Вячеслав Балан о том, станет ли Майя Санду президентом для всех

Майя Санду выиграла президентские выборы в Молдове, и это действительно важное достижение. Во-первых, потому что главный пост страны впервые займет женщина. Это означает, что доля прогрессивно мыслящих и незашоренных избирателей в Молдове растет, несмотря на массовую эмиграцию из страны. А во-вторых, это важное достижение, потому что безответственное и безрассудное отношение президента Додона и его управленцев к коронавирусу не осталось для них безнаказанным. Т.е. институт политической ответственности в Молдове все-таки действует, и для тех, кто принимает «плохие» решения, наступают политические последствия.

Также эти выборы отметились беспрецедентной мобилизацией диаспоры, чья доля в общем числе проголосовавших почти достигла 16% отметки.

Несмотря на достигнутый впечатляющий результат Майя Санду и ее команда должны четко понимать, что многие избиратели голосовали не за Майю Санду, а против Игоря Додона. Несмотря на частые визиты в Москву и неистовые молитвы в церквях и монастырях, катастрофически провальная позиция президента Додона в отношении коронавируса все-таки сказалась на мнении избирателей Молдовы.

Кроме того, решающий вклад в победу Майи Санду внесли избиратели Ренато Усатого. Без их поддержки, даже с ощутимой прибавкой голосов избирателей из диаспоры, Майя Санду вряд ли бы выиграла эти выборы. Хотя во время предвыборной кампании Майя Санду сделала шаги навстречу этноязыковым меньшинствам Молдовы, с помощью нескольких удачных видеороликов и за такой короткий срок вряд ли было возможно кардинально изменить отношение  к ней.меньшинств. В силу мало зависящих от нее обстоятельств Майя Санду получила неожиданного союзника в лице Ренато Усатого, и его преимущественно русскоязычные избиратели стали решающим фактором в ее победе.

Майе Санду и ее команде необходимо осознавать, что завоевание президентского поста — это палка о двух концах.

С одной стороны, должность президента в Молдове — это должность главного ньюсмейкера с большим доступом к медийным ресурсам. С другой, как уже неоднократно писалось, по Конституции президент в Молдове — это во многом символическая и церемониальная должность, сама по себе располагающая ограниченными полномочиями. Быть президентом и одновременно лидером (формальным или неформальным) правящей парламентской партии — это одно, но быть президентом и лидером миноритарной парламентской партии — это совершенно другое. Как показали первые три года президентства Игоря Додона, правящая парламентская коалиция может при необходимости легко «отключать» «неудобного» президента и принимать важные решения без него/нее.

Вместе с тем все неудачи и провалы страны будут неизбежно приписываться президенту/ке, независимо от ее/его реальной роли в этих неудачах и провалах.

Одним из немногих действительно важных полномочий президента является право выдвижения кандидатуры премьер-министра и право роспуска парламента. Однако оба этих права президентке Майе Санду может быть сложно реализовать, потому что в Молдове уже есть действующий премьер-министр, а для роспуска парламента необходимы определенные условия. Получится ли Майе Санду и ее союзникам создать условия для роспуска нынешнего парламента — это большой вопрос.

Даже если у президентки Майи Санду получится распустить парламент, это еще не означает, что досрочные парламентские выборы что-то изменят. Не стоит забывать, что в первом туре Майя Санду набрала только 36% голосов, а парламентские выборы по пропорциональной системе проводятся в один тур и полученные на них 36% не смогут превратиться в 58% в следующем туре. Таким образом, досрочные парламентские выборы вполне вероятно могут привести к новому составу парламента, где у партии Майи Санду опять не будет нужного большинства голосов.

Поэтому одновременно с завоеванием поста президента Майе Санду нужно продолжать двигаться в правильном направлении — в направлении включения в свою повестку и в свою команду представителей этноязыковых меньшинств Молдовы, и уже не на символическом уровне, а «всерьез». Без такого движения вперед Майя Санду будет в постоянной зависимости от поддержки Ренато Усатого (человека с неясными интересами) и под риском проиграть следующие выборы тому же Додону.

Также крайне важно, чтобы Майя Санду и ее команда осознали, что им нужно кардинально изменить свое отношение к имеющейся в их распоряжении власти и не повторять ошибок своего правления в 2019 году — нерешительности, медлительности, дилетантства и стратегической близорукости. Занятие Майей Санду позиции «беззубой» «свадебной генеральши» на посту президентки приведет к быстрому угасанию энтузиазма и поддержки ее сторонников (как это уже произошло с Андреем Нэстасе и с другими пустозвонными партиями на всех флангах молдавской политики). Просто обращения и взывания к молдавским коррупционерам в судах, прокуратуре, полиции и на других этажах власти в ожидании того, что они «сами все осознают, изменятся и будут вести себя по-европейски», ничего не дадут — это путь «в никуда».

Несмотря на ограниченные полномочия, у президентки Майи Санду все же будет несколько важных рычагов, которые при активном и стратегическом подходе помогут ей выполнить хотя бы часть данных ею обещаний.

У президента Молдовы есть право инициировать всенародный референдум об изменении Конституции. И именно с помощью изменений в Конституции можно попробовать решить главные проблемы Молдовы. Например, полностью расформировать нынешнюю молдавскую судебную и прокурорскую системы, и на их месте создать абсолютно новые, «с нуля», с новыми и незапятнанными людьми, с новой структурой и с новой «историей». Создать специальный трибунал для расследования тяжких преступлений последнего периода — кражи миллиарда, молдавского «ландромата», пыток и убийств апреля 2009 года, высылки турецких учителей и т.д. Закрепить в Конституции статус гагаузского, болгарского, украинского и ромского языков (возможно и других), как признанных языков меньшинств Молдовы, а русского — как одного из языков международного и межнационального общения (при этом вообще не затрагивая вопрос названия государственного языка). Закрепление в Конституции гарантий сохранения культурной самобытности болгар, украинцев и ромов Молдовы, например, путем гарантирования статуса Тараклийского района для болгар юга страны.

Инициирование изменений в Конституцию, кроме открытия новых возможностей для решения ключевых проблем, сможет помочь Майе Санду сохранить энтузиазм и мобилизованность своих сторонников, а также на деле показать, что она президент «для всех жителей Молдовы», в т.ч. и для жителей из числа этноязыковых меньшинств.

Для реализации всего перечисленного Майе Санду нужно серьезным образом укрепить свою команду. Кроме «хороших блогеров» и «дорожных активистов», Майе Санду нужны решительные люди с прогрессивным видением, стратегическим и научным мышлением из числа ученых, юристов, правозащитников, журналистов, экологов и т.п.

Другой очень важный барьер, который нужно преодолеть Майе Санду и ее команде, — это их зацикленность на «экономике и финансах». Молдова не должна заниматься только укреплением и развитием экономики. Молдова, как и любая другая страна, должна улучшать жизнь своих жителей, особенно ее самых бедных и уязвимых групп. А расширение возможностей и эмансипация больших групп жителей Молдовы: женщин, людей с ограниченными возможностями, этноязыковых меньшинств — в свою очередь придаст новый импульс экономике.

И, наконец, команда Майи Санду должна стать по-настоящему многоэтничной и многоязыковой. Среди советников и помощников новой президентки и в составе ее административного аппарата должны быть не только этнические румыны/молдаване, но и гагаузы/гагаузки, болгары/болгарки, украинцы/украинки, русские, ромы/ромки.

У Майи Санду появилась вторая (и, вероятно, последняя) возможность войти в историю как «человек, изменивший страну». Для этого ей нужно собрать вокруг себя решительную и стратегически мыслящую команду и, умело используя ограниченные президентские полномочия, запустить процесс кардинального переформатирования страны (путем инициирования изменений ее Конституции). Если Майя Санду продолжит действовать так же нерешительно и невнятно, как и в 2019 году, то ее победа на прошедших президентских выборах окажется пирровой. После разочарований от «реформистов» Филата, Киртоакэ и ACUM образца 2019 года, нерешительное и невнятное президентство Санду может окончательно убить надежду еще оставшихся в Молдове, а также еще голосующих, но уже уехавших из нее людей, на хоть какое-то «светлое» будущее для этой страны. Очень хочется надеяться, что Майя Санду и ее команда понимают все эти моменты, и впереди Молдову ждет действительно новая эпоха.

 

Вячеслав Балан, эксперт в области прав человека, магистр сравнительного конституционного права Центрально-Европейского Университета, соискатель степени доктора права

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei | NewsMaker

«Как ежик в тумане». Первые 100 дней правительства Мунтяну: итоги и прогнозы

Правительство Александра Мунтяну 8 февраля пересечет символический рубеж «первых 100 дней» своей работы. Впрочем, премьер отказался отчитываться по итогам «первой стометровки», назвав эту традицию устаревшей. NM между тем решил вспомнить о заявленных Мунтяну приоритетах, а также разобраться, что успело и чего не успело за 100 дней правительство, и почему эксперты считают его «временным».

Что это за традиция

Первые 100 дней — начальный знаковый рубеж для первых лиц государства, который почти сто лет назад ввел в оборот президент США Франклин Рузвельт. Впоследствии эта дата приобрела символическое значение, так как считается, что «первая стометровка» может говорить о многом: способности первых лиц государства задавать тон, демонстрировать лидерство и выступать с важными инициативами. Традиция отчитываться о первых 100 днях деятельности правительства или президента наиболее характерна для США, но принята и во многих других странах. Молдову она тоже не обошла стороной.

Так, президент Майя Санду в 2021 году представила отчет о первых 100 днях своего первого президентского мандата. В том же году отчиталась по итогам100 дней работы и глава первого правительства PAS Наталья Гаврилицэ. А вот следующий премьер — Дорин Речан от отчета о 100 днях отказался. Нынешний премьер-министр Александр Мунтяну ранее заявил, что не намерен следовать традиции «первых 100 дней», которую назвал «устаревшей» и почему-то «советской».

Впрочем, журналисты, эксперты и оппозиционные политики обычно эту дату не пропускают, вспоминая, чем отличился за 100 дней тот или иной политик, пришедший во власть.

Экономика

Александру Мунтяну, входя в должность премьера, назвал одним из главных приоритетов своего кабинета министров развитие и рост экономики. Впрочем, и прежние правительства декларировали это одной из своих целей. Однако молдавская экономика в последние годы, скорее, стагнировала, чем развивалась.

Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ, впрочем, считает, что кабмину Мунтяну повезет больше, чем предыдущему: «Экономика постепенно восстанавливается от шоков, вызванных энергетическими кризисами. Предпосылки к улучшению ситуации есть, но это вряд ли можно назвать заслугой нынешнего правительства».

К заслугам же правительства Мунтяну, по словам эксперта, можно отнести открытие биржи электроэнергии. «В целом Молдова делает большие успехи в переходе на зеленую энергетику. То, к чему многие европейские страны шли 10-15 лет, Молдове удалось за пять лет», — отметил Ионицэ.

Первые 100 дней правительства Мунтяну ознаменовались не самыми популярными реформами. Так, кабмин анонсировал введение налогов на покупки с маркетплейсов общей стоимостью до €150 (ранее с таких сумм налоги не взимали). Новые правила вступят в силу летом 2026 года. Кроме того, бурное обсуждение вызвало и увеличение налога на недвижимость после ее переоценки. «Правительство поставлено перед непростой ситуацией: доходы падают, а расходы растут. Дефицит увеличивается и, чтобы ситуацию исправить, необходимо увеличить доходы. Этим правительство и занимается: поиском средств для увеличения бюджетных доходов. Задача благородная, но ее абсолютно неверно разъясняют. У правительства очень слабая коммуникация [с обществом]», — считает Ионицэ.

Минусом нынешнего кабмина он назвал оставшееся влияние прошлого: «Это заметно и может сильно демотивировать новых министров». По словам Ионицэ, есть влияние бывшей правительственной команды на решения нынешней, а, кроме того, «если бизнесу надо решить какие-то вопросы, то их направляют к представителям старой команды».

Экономический эксперт Виктор Чобану, в свою очередь, указал на то, что экономика Молдовы инерционна: «То, что у нас [официально] называют ростом — это общерегиональный рост». По его словам, Молдове необходимо сосредоточиться на создании точек роста — «локомотивов» экономики, но пока предпосылок к этому нет. «Премьер Мунтяну достаточно динамично начал с представление себя и программы правительства. А дальше наступила рутина и никаких новых, прорывных идей мы не слышим», — сказал Чобану. При этом он назвал важным заявление министра экономики Еуджена Осмокеску о создании Банка развития: «Это было бы полезно для управления €1,9 млрд, которые от ЕС».

Коммуникация

Чобану, как и Ионицэ, считает, что большим минусом правительства остается слабая коммуникация: «Может, какие-то интересные идеи и появляются в глубинах минэкономики, но мы о них не знаем. Правительство, как ежик в тумане. Они вроде что-то делают, но детали малоизвестны».

Слабость коммуникации нынешнего кабмина действительно заметна. Александр Мунтяну до назначения главой правительстваМолдовы не был политиком и публичным человеком. Узнаваемость кандидата в премьеры была крайне низкой.

После начало работы нового правительства команда Мунтяну сделала некоторые шаги для повышения узнаваемости премьера. Так, начали активно вести соцсети кабмина, в том числе используя популярные, но не всегда любимые чиновниками, короткие форматы видео: тик-токи и рилсы. В отличие от предыдущего премьера Дорина Речана, Александр Мунтяну весьма активно проявляет себя в этом формате. В то же время, комментируя ситуацию с гололедом в стране и отвечая на критику мэра столицы Иона Чебана, Мунтяну заявил, что «они [мэрия] не правительство Тик-тока и Инстаграма», и призвал тех, кто занимается критикой соцсетях, «взять лопаты и начать что-то делать».

Негативно сказалось на качестве коммуникации и долгое отсутствие пресс-секретаря правительства Мунтяну. Долгое время эта должность оставалась вакантной. Лишь спустя три месяца после присяги правительства на нее утвердили журналиста общественного телеканала Молдова 1 Даниелу Круду.

Евроинтеграция

Еще одним приоритетом нынешнего правительства стала евроинтеграция. В этом смысле кабмин продолжает политику своих предшественников. Одной из 10 задач нового кабмина, названных премьером Мунтяну 11 ноября на конференции по евроинтеграции, стало укрепление двусторонних партнерств. Политика в Европе меняется. В Европе рейтинги некогда малопопулярных правых партий поползли вверх. Сейчас они составляют заметную часть европейской политической арены.

Один из таких политиков — польский президент Кароль Навроцкий. Майя Санду провела с ним встречу в Варшаве 26 января. Политический эксперт Ян Лисневский считает, что эта встреча демонстрирует гибкость нынешней власти. «Это очень хороший знак. Может, через год президент Санду станет лидером консервативного движения. Кто знает», — предположил эксперт.

В общем и целом, эксперт считает, что правительство Мунтяну делает успешные шаги для выстраивания двусторонних отношений. «Например, с Венгрией и со странами Балтии, председатели парламентов которых недавно присутствовали на открытии весенне-летней сессии парламента Молдовы. Двусторонние отношения очень важны в контексте евроинтеграции. Одно дело — выстраивать отношения с европейскими институтами (Европарламентом, Еврокомиссией) и совсем другое дело — выстраивать их с отдельными странами», — подчеркнул эксперт.

Тем временем взаимоотношения Кишинева с Вашингтоном вызывает вопросы. Властям Молдовы удавалось сохранять тесное сотрудничество с администрацией бывшего президента США Джо Байдена, однако с приходом Дональда Трампа геополитика Белого дома изменилась. В первые 100 дней Мунтяну США приостановили выдачу иммиграционных виз гражданам Молдовы, а президента Санду не пригласили в Совет мира, созванный Трампом. Это вызвало дополнительные вопросы о взаимоотношениях Кишинева и Вашингтона.

Президент Санду, комментируя эту ситуацию в телеэфире 5 февраля, отметила, что главным внешним приоритетом для Молдовы остаются взаимоотношения с ЕС. «С Соединенными штатами у нас хорошее сотрудничество. Есть посол, который нас там представляет», — отметила президент.

Временное правительство?

Ян Лисневский отметил, что успехи первых 100 дней правительства Мунтяну не слишком весомы, так как это «временное» правительство. «Я считаю, что этот кабмин переходный. Ближе к выборам мы увидим нового, более динамичного премьера, который займется предвыборной кампанией», — считает эксперт. По его словам, показатель неустойчивости правительства — его неукомплектованность. Нынешний кабмин страдает от кадрового голода, уточнил он.

Другая серьезная проблема — отсутствие доверия. «Правительству должны доверять. Иначе даже самые хорошие инициативы будут общество будет воспринимать со скепсисом. Чтобы обеспечить доверие, кабмин должен обеспечивать социальную, экономическую и психологическую безопасность. На эти задачи уходят и более пяти лет. Выполнить их за три-четыре года с дефицитом кадров практически нереально. Можно посмотреть на пример Финляндии: прежде чем заниматься серьезными реформами, они укрепили социальную и экономическую стабильность, тем самым обеспечив доверие общества», — отметил Лисневский

О том, что через пару месяцев правительство Мунтяну уйдет в отставку, заявил и лидер партии «Демократия дома» депутат Василий Костюк. Впрочем, спикер парламента и лидер правящей партии PAS Игорь Гросу эту информацию опроверг.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: