Прокурор Дмитрий Раиляну, в кабинете которого провели обыск по делу отстраненного от должности генпрокурора Александра Стояногло, вел несколько громких дел, в том числе «дело Платона» и «дело Плахотнюка». NM рассказывает, что известно о прокуроре Раиляну, и какое отношение к нему имеет скандал «с прослушками».
Что за обыск
Вечером 18 октября сотрудники Антикоррупционной прокуратуры нагрянули с обыском в Прокуратуру по борьбе с оргпреступностью (PCCOCS). В Антикоррупционной прокуратуре утверждают, что вынуждены были провести обыск в PСCOCS, так как прокуроры отказались предоставить документы, необходимые для расследования дела Стояногло. В Антикоррупционной прокуратуре также заверили, что следственная группа «ограничилась только документами, которые касаются господина Александра Стояногло, и не интересовалась делами, которые ведут прокуроры, в кабинетах которых прошел обыск».
Пока известно, что обыск прошел в кабинете прокурора Дмитрия Раиляну. Он сам подтвердил эту информацию журналистам, отметив, что перед этим прокуроры из Антикоррупционной прокуратуры сообщили ему, что хотят ознакомиться с материалами дела Владимира Плахотнюка. В Антикоррупционной прокуратуре назвали эту информацию «безосновательной».
Что известно о прокуроре Раиляну
Дмитрий Раиляну в 2010 году начал работать в прокуратуре Ботаники. С 2016 года он работает в Прокуратуре по борьбе с оргпреступностью и особым делам. В 2020 году Раиляну вошел в несколько следственных групп, расследующих резонансные уголовные дела: «дело Платона», «дело Плахотнюка» и «дело Пынзаря и Дамира».
Дело Платона
Раиляну входил в следственную группу, которая занималась ревизией уголовного дела бизнесмена Вячеслава Платона. По этому делу Платона обвиняли в мошенничестве, отмывании денег в особо крупных размерах и причинении ущерба Banca de Economii на 869 млн леев. 20 апреля 2017 года суд первой инстанции признал Платона виновным и приговорил к 18 годам лишения свободы. Приговор оставили в силе Апелляционная палата и Высшая судебная палата, которая вынесла окончательное решение в начале мая 2020 года.
Спустя неделю генпрокурор Александр Стояногло инициировал ревизионную проверку дела Платона. Генпрокурор пояснил, что прокуратура «изучила факты, которые раньше намеренно игнорировали», и пришла к выводу, что обвинение против Платона строилось на «ложных показаниях» Илана Шора. После ревизионной проверки дело Платона передали в суд на пересмотр. В июне 2021 года гособвинитель Елена Черуца отказалась от обвинений в адрес Платона, а суд его оправдал. Кроме того, дело вернули в Антикоррупционную прокуратуру, чтобы найти настоящих виновных в нанесении ущерба Banca de Economii.
Дело Плахотнюка
Весной 2020 года прокуратура также возобновила расследование против экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка. Речь идет о деле, которое в 2016 году открыли в Румынии на основании заявления Платона. Он просил привлечь Плахотнюка как гражданина Румынии к ответственности за шантаж, отмывание денег и незаконное присвоение акций Victoriabank, Banca de Economii, Asito, Victoria Asigurări и Alfa Engineering.
В апреле 2018 года по запросу тогдашнего генпрокурора Эдуарда Харунжена Румыния передала это дело Молдове. Его направили в Антикоррупционную прокуратуру, которая, допросив Платона, констатировала, что он дал ложные показания и положила дело на полку.
По информации Генпрокуратуры, «по этому делу в Антикоррупционной прокуратуре абсолютно ничего не делали». Поэтому в марте 2020 года Стояногло поручил передать дело Прокуратуре по борьбе с оргпреступностью и возобновить расследование.
Следственную группу по этому делу создали 9 марта 2020 года. Кроме Раиляну, в нее вошли еще три прокурора и восемь следователей. Дело до сих пор находится на этапе расследования.
Дело Пынзаря и Дамира
В 2021 году Раиляну также вошел в следственную группу, которой поручили расследование дела против экс-главы Генинспектората полиции (ГИП) Александра Пынзаря и главы молдавской бойцовской ассоциации FEA Дорина Дамира. По версии прокуроров, в 2017 году возглавлявший тогда ГИП Пынзарь и глава управления № 5 Нацинспектората расследований Валерий Кожокару незаконно устроили на работу Дамира, который был приближенным Плахотнюка. Причем устроили в отдел № 1 «К» управления № 5 Нацинспектората расследований. Таким образом, Дамир, у которого не было доступа к гостайне, получил доступ к секретным документам.
Как отметили в Генпрокуратуре, это произошло «из лояльности к лицам, которые, как уже известно, в течение нескольких лет, вплоть до июня 2019 года, контролировали все силовые институты государства». По информации прокуратуры, «эти действия не только нанесли материальный ущерб, полицию использовали для сокрытия некоторых преступлений и предоставления преимуществ некоторым лицам из окружения преступной „группировки Плахотнюка“».
Дамира и Кожокару, напомним, задержали 5 июля этого года. Им несколько раз продлевали арест. Пынзаря задержали 30 июля, он находился под арестом до 25 августа, затем его перевели под домашний арест. 30 сентября дело начал рассматривать суд Буюкан. Обвинения в суде представляет не Раиляну, а Роман Руссу.
История с прослушками
После того как стало известно, что Раиляну ведет расследование против Дамира, издание NordNews сообщило, что сам Раиляну проходил подозреваемым по делу о прослушках. Речь идет об уголовном деле, которое завели в сентябре 2019 года по факту незаконной прослушки оппозиционеров, представителей гражданского общества и журналистов. По информации издания, с 2017 по 2018 год Раиляну подписал постановления о прослушке нескольких десятков человек, при этом Раиляну подписывал постановления с нарушениями, не представив достаточных доказательств, оправдывающих применение таких мер. По данным издания, в 2020 году Раиляну вывели из-под уголовного преследования в связи с истечением срока, в течение которого человек может проходить по делу подозреваемым без предъявления обвинения.
В комментарии по этому поводу изданию ZdG Раиляну сказал, что считает публикацию NordNews «манипуляцией». Он отметил, что бывшие сотрудники управления № 5 и раньше «пытались на него повлиять», а затем перешли «к очернению» его репутации.
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы», реализуемого ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, который никоим образом не влияет на предмет и содержание опубликованных расследований.