Читатель NM Михаил Гоян отсудил 556 фунтов стерлингов у авиакомпании Air Moldova, после того как, прилетев из Кишинева в Стамбул, получил из багажного отделения разорванный рюкзак. В Air Moldova, впрочем, говорят, что разбирательства еще не завершены — авиакомпания обжаловала решение суда в Апелляционной палате. NM тем не менее рассказывает на опыте Михаила Гояна, как можно получить компенсацию за поврежденный багаж, и что для этого нужно знать.
Суд принял решение о компенсации ущерба пассажиру Air Moldova Михаилу Гояну в ноябре прошлого года. А история с рюкзаком случилась летом 2018 года. Тогда Гоян со своей семьей и группой туристов отправились из Кишинева в Анталию, где они собирались совершить 16-дневный поход.
«Мы летели с пересадкой через Стамбул. Сначала из Кишинева в Стамбул рейсом Air Moldova, затем в Анталию рейсом Pegasus Airlines. Так как второй рейс был внутренний, надо было перерегистрировать багаж. На багажной ленте я увидел, что верхняя треть моего рюкзака висела на кусочке ткани, а часть провизии и экипировки для похода потерялась», —рассказал Гоян.
Он снял на видео поврежденный рюкзак и направился к представителю Air Moldova в аэропорту Стамбула. Там ему сказали, что надо написать письменное обращение в авиакомпанию. Причем обращение нужно отправить в течение семи дней после рейса и только в бумажном виде на почтовый адрес. «Жалобу, как оказалось, нельзя было отправить по e-mail, а только на бумаге в Кишинев. А я должен был 16 дней находиться в походе без связи и доступа к электричеству», — отметил Гоян.
Делясь своим опытом, он рассказал, что для того, чтобы потребовать компенсацию ущерба, надо обязательно обратиться в специализированный отдел аэропорта, где фиксируют случаи повреждения багажа: «Там нужно заполнить две формы: первую — Release and discharge form заполняет пассажир, вторую — Damage report — аэропорт. Без этих документов нельзя будет получить компенсацию». Он также подчеркнул, что служба утерянного и найденного багажа обязательно оповещает о случившемся перевозчика.
По словам Гояна, он не успел написать жалобу до похода. А после похода улетел в Лондон, где живет с 2014 года. В Лондоне он обратился в Air Moldova, но там ему сообщили, что его туристический поход — это его личные проблемы. При этом в авиакомпании сослались на Монреальскую конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, где указаны сроки написания жалобы. Тогда Гоян обратился к молдавскому адвокату.
Адвокат предложил ему написать письменную претензию к Air Moldova и потребовать возместить ущерб. Такую жалобу Гоян отправил в октябре 2018 года, но Air Moldova отказалась компенсировать ущерб, сославшись на 31-ю статью Монреальской конвенции. Звучит эта статья так: «В случае причинения вреда, лицо, имеющее право на получение багажа, должно направить перевозчику возражение немедленно при обнаружении вреда и не позднее семи дней со дня получения зарегистрированного багажа и четырнадцати дней со дня получения груза». В конвенции также говорится, что «всякое возражение необходимо отправить в письменном виде и в указанные сроки».
Адвокат Гояна считает, что он не нарушал положений Монреальской конвенции, так как, обнаружив поврежденный багаж, обратился в службу утерянного и найденного багажа аэропорта Стамбула, а, значит, выполнил положение конвенции. Адвокат также отметил, что Гояна не было в Молдове до декабря, а, значит, у него не было возможности подать жалобу в авиакомпанию.
Так как Air Moldova отказалась возместить ущерб, адвокат Гояна подал на авиакомпанию в суд. В ноябре 2021 года суд Кишинева вынес решение в пользу Михаила Гояна. «У нас была договоренность с адвокатом: я сделал на него доверенность и на заседания суда не ходил. Поэтому в подробностях не знаю, что там происходило. Но знаю, что из-за необычного характера иска несколько раз менялись судьи, и у некоторых судей не было необходимой подготовки по Монреальской конвенции», — рассказал Гоян.
В решении суда говорится, что авиакомпания должна возместить ему 356 фунтов стерлингов материального ущерба, 200 фунтов стерлингов морального ущерба и 3,5 тыс. леев компенсации за услуги адвоката. «Моральный ущерб я рассчитал очень просто: посчитал, сколько времени потратил на покупку новой экипировки, переписку с авиакомпанией, на изменение планов в связи с неготовностью выйти на маршрут из-за недостающего инвентаря, на дополнительное время с бумажной волокитой. Получилось в общей сложности чуть больше 17 часов. Простым математическим умножением [на мой часовой заработок] высчитал денежный эквивалент», — пояснил Гоян.
В Air Moldova, NM сообщили, что решение суда по этому делу не окончательное, так как компания обжаловала его в Апелляционной палате Кишинева. В компании при этом еще раз подчеркнули, что правила возмещения ущерба за поврежденный багаж базируются на положениях Гражданского кодекса и Монреальской конвенции.