Правительство одобрило поправки к закону «О прокуратуре», которые предусматривают два механизма отставки генпрокурора. Генпрокуратура, отметим, уже дала негативное заключение на эти поправки и попросила Венецианскую комиссию проверить их.
Что решило правительство?
На заседании правительства 19 августа министры приняли поправки к закону «О прокуратуре». Их представил министр юстиции Сергей Литвиненко. Он отметил, что, приняв поправки, правительство «укрепит доверие общества к генпрокурору». Также Литвиненко утверждает, что поправки соответствуют Конституции. Также Литвиненко отметил, что, перед тем как парламент примет поправки во втором чтении, в них внесут небольшие изменения. Таким образом, критерии и принципы оценки обговорят более четко.
Поправками возмутилась заместитель башкана Гагаузии Олеся Танасогло. Она отметила, что, приняв поправки, парламент не проконсультировался с представителями Гагаузии. В частности, речь идет об исключении прокурора Гагаузии из состава Высшего совета прокуроров. Литвиненко же отметил, что позицию представителей Гагаузии могут обсудить на заседании юридической комиссии парламента. Танасогло подчеркнула, что проект нарушает закон «Об особом статусе Гагаузии». «Это ваше мнение», — ответил Литвиненко.
Что за поправки?
Законопроект разработала правящая партия «Действие и солидарность» (PAS), а на заседании парламента 13 августа его приняли в первом чтении голосами депутатов от той же PAS. Законопроект предусматривает два механизма отставки генпрокурора. Один предполагает оценку его работы, которую можно начать по инициативе президента или трех членов Высшего совета прокуроров. Второй механизм предполагает открытие дисциплинарного производства против генпрокурора, инициированное, как и в первом случае, президентом или тремя членами совета прокуроров.
Кроме того, согласно законопроекту, состав Высшего совета прокуроров сократят с 15 до 12 человек, исключив из него генпрокурора, главу Союза адвокатов и прокурора Гагаузии, которые входят в совет по праву должности.
Подробнее об этом NM писал в материале «Стояногло подводят под отставку?».
Почему Генпрокуратура против?
Генпрокуратура, отметим, 18 августа дала негативное заключение на законопроект. Как пояснил на парламентских слушаниях замгенпрокурора Юрий Перевозник, поправки приняли с нарушением процедуры. Перевозник также считает, что в законопроекте используют размытые формулировки, например, «в целях оценки деятельности и соответствия занимаемой должности генпрокурора» (об инициировании проверки генпрокурора). В завершении заместитель генпрокурора отметил, что поправки «создают механизмы, позволяющие «постоянно преследовать» генпрокурора.
В свою очередь Стояногло заявил 19 августа, что оспорит поправки в Конституционном суде. Также он попросил Венецианскую комиссию, Консультативный совет европейских прокуроров Совета Европы, Международную ассоциация прокуроров и весь дипломатический корпус, аккредитованный в Молдове, дать заключение на поправки. Кроме того, Стояногло считает, что изменения в законодательстве связаны с тем, что он не допускал вмешательства политиков в свою работу. «Уважаемое правительство, вы можете ежедневно полемизировать о моей отставке. Я заявляю публично: прокуратура не позволит вмешиваться в свою работу и не будет действовать по указке», — сказал Стояногло. Он призвал власти «перестать вмешиваться в дела прокуратуры».