Парламент принял сразу в двух чтениях проект поправок в Конституцию, касающийся новой процедуры назначения генпрокурора. Законопроект предусматривает, что последнее слово в этом вопросе теперь будет за президентом, а не парламентом. При этом, судя по словам Игоря Додона, если Конституционный суд подтвердит законность избрания его президентом, он не поддержит ни одного из шести кандидатов в генпрокуроры, которых уже отобрал Высший совет прокуроров.
Проект поправок в Конституцию был принят на заседании в пятницу, 25 ноября. За его принятие сразу в первом и во втором, окончательном чтении проголосовали 84 из 91 присутствовавших на заседании народных избранника. При этом конституционные законопроекты, то есть предполагающие внесение изменений или дополнений в Конституцию, принимаются двумя третями голосов депутатов (68 из 101).
Согласно принятому законопроекту, генпрокурора будет назначать президент по представлению Высшего совета прокуроров (ВСП) на семилетний срок без права продления мандата. Необходимость внести эти поправки в Конституцию возникла после принятия в феврале этого года закона «О прокуратуре», который предусматривает новую процедуру назначения генпрокурора. Эти полномочия передаются от парламента Высшему совету прокуроров и президенту. Предполагается, что так фигура генпрокурора будет деполитизирована.
Закон «О прокуратуре» предусматривает, что кандидата на должность генпрокурора ВСП выбирает на основе конкурса. Его победителем признается претендент, набравший наибольшее количество баллом по сумме оценок, данных каждым из членов ВСП. Президент может единожды отклонить предложенную ВСП кандидатуру: в случае обнаружения неопровержимых доказательств несовместимости кандидата с соответствующей должностью, нарушения кандидатом законодательства или нарушения законных процедур его отбора.
Отказ в назначении должен быть мотивирован и объявлен в течение 15 рабочих дней со дня получения предложения. При повторном предложении той же кандидатуры, поддержанном двумя третями голосов членов ВСП, президент в течение пяти рабочих дней обязан издать указ о назначении этого кандидата генпрокурором.
В ходе сегодняшнего обсуждения проекта поправок в Конституцию депутат от Демпартии Сергей Сырбу отметил, что во время избирательной кампании кандидаты в президенты говорили, что назначат генпрокурора и потом «арестуют чуть ли не полстраны. «В этой связи хочу уточнить, какова будет реальная роль президента в процессе назначения прокурора?», — обратился Сырбу к замминистра юстиции Николае Ешану, который представлял в парламенте законопроект.
Ешану ответил, что президент в этом случае должен действовать как нотариус: проверить, соответствует ли кандидат предлагаемой должности, а не выступать с политическими заявлениями. По его словам, глава государства может отклонить кандидатуру, предложенную ВСП лишь сославшись на конкретную статью закона, которую, по его мнению, нарушил кандидат. «Судебная власть должна быть независима от законодательной и исполнительной власти. В этом вся суть реформы прокуратуры», — заключил замминистра.
Спикер парламента Андриан Канду, в свою очередь, отметил, что президент не может повторно отклонить выдвинутую ВСП кандидатуру на должность генпрокурора. «В этой связи хочу призвать президента быть внимательным, потому что глава государства не может распустить парламент, а парламент может легко отправить его в отставку», — заявил Канду.
Согласно закону, отметим, всенародно избранного президента можно отправить в отставку только по результатам референдума. При этом импичмент должны поддержать как минимум столько же человек, сколько проголосовали в свое время за избрание президента. Парламент может лишь инициировать такой референдум.
Избранный президент и пока еще депутат парламента Игорь Додон назвал сегодняшнее голосование в парламенте за проект поправок в Конституцию «историческим решением». «Фракция ПСРМ голосовала за него, потому что это первый шаг в настоящем реформировании системы юстиции. Мы будем настаивать на том, чтобы будущим генпрокурором стал компетентный человек, который не контролируется коррупционной системой», — заявил Додон, пообещав сделать для этого все, что возможно.
Отвечая на вопрос NM, есть ли среди уже отобранных ВСП шести претендентов кандидат, достойный, по его мнению, стать генпрокурором, Додон сказал, что эту должность не должен занимать человек, который был частью системы, созданной правящими в стране в последние годы альянсами. «Насколько я знаю, каждый из шести отобранных претендентов в той или иной форме в последние годы участвовал в руководстве прокуратурой», — отметил Додон.
По его словам, он выскажется по этому вопросу после решения Конституционного суда о законности прошедших 13 ноября выборов президента, но считает, что нужно организовать новый конкурс на должность генпрокурора. «Тем более, что генпрокурора будем назначать по новым правилам, а нынешний состав ВСП был избран по старому алгоритму», — подчеркнул Додон, дав таким образом понять, что если он займет пост президента, он вряд ли поддержит любого из отобранных ВСП кандидатов.
На тот факт, что нынешний состав ВСП сформирован на основе старого алгоритма, в беседе с NM обратил внимание и депутат от Партии социалистов (ПСРМ) Владимир Цуркан. «Получается, что по форме все правильно, а по существу — издевательство», — заявил социалист. Он пояснил, что в соответствии с новым законом «О прокуратуре», три члены ВСП назначаются из числа представителей гражданского общества (по одному — президентом, парламентом и Академией наук), а в нынешнем составе ВСП представителей гражданского общества нет
Напомним, в действующий состав ВСП (всего 12 членов) по статусу входят генпрокурор, председатель Высшего совета магистратуры, министр юстиции, шесть прокуроров, избранных тайным голосованием другими прокурорами, и три представителя профессорской среды, избранные парламентом.
По мнению главы Центра юридических ресурсов Молдовы Владислава Грибинчи, поскольку «нынешний состав ВСП остается действительным до окончания его мандата, его избрание на основе старых правил не может служить основанием для того, чтобы президент отклонил выбранную ВСП кандидатуру».
По словам депутата от Либерально-демократической партии Юрие Цапа, основная проблема с избранием генпрокурора сейчас в том, что на это место снова может быть назначен «человек системы». «Даже по новым правилам семь из двенадцати членов ВСП будут избираться из числа прокуроров. Фракция ЛДПМ предлагала внести соответствующие поправки, но их не утвердили. В результате семь человек из прокурорской системы, обладая большинством, смогут избрать человека из своей системы», — отметил либерал-демократ.
Социалист Владимир Цуркан сказал NM, что, если президент посчитает, что кандидатура, отобранная ВСП, не соответствует требованиям, то «никто не заставит всенародно избранного главу государства подписать назначение генпрокурора, предложенного даже и во второй раз».
ВСП на заседании 22 ноября, напомним, отобрал шестерых кандидатов на должность генпрокурора, в числе которых и.о. генпрокурора Эдуард Харунжен, глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь, глава прокуратуры Кишинева Игорь Попа, заместитель генпрокурора Юрие Гараба, заместитель врио генпрокурора Игорь Сербинов и прокурор из прокуратуры столичного сектора Чеканы Руслан Кашу.
Члены ВСП проведут с ними собеседование 7 декабря — заседание должно проходить в открытом режиме. По его итогам будет определен кандидат, которого предложат на утверждение президенту.
Место генпрокурора вакантно уже более 10 месяцев, после ухода в отставку в начале этого года Корнелиу Гурина.