(РАЗБОР) «При Майе Санду госдолг вырос в два раза»? Что с этим не так
5 мин.

(РАЗБОР) «При Майе Санду госдолг вырос в два раза»? Что с этим не так

Оппозиция заявила, что за время нахождения у власти Майи Санду и правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) госдолг Молдовы вырос в два раза и выросли проценты по нему. NM рассказывает, из чего состоит госдолг, насколько опасен его рост и при чем тут кража миллиарда.

Кто и как упомянул госдолг?

Сразу два оппозиционных политика на прошлой неделе подняли тему роста госдолга и процентов на его обслуживание. Сначала экс-премьер, лидер партии развития и объединения Молдовы (PDCM) Ион Кику написал пост, в котором сообщил, что «государство, управляемое партией „Действие и солидарность“» в первом полугодии 2023 года выплатило 2,5 млрд леев в виде процентов по кредитам. «Это на 630 млн леев больше, чем за весь 2021 год. И в 2,22 раза больше (около 1,14 млрд леев — NM), чем за первое полугодие прошлого года», — написал Кику в соцсетях.

Еще категоричнее был приговоренный к 15 годам лишения свободы и находящийся в розыске политик Илан Шор. «Внутренний и внешний долг Молдовы составил 100 млрд леев. До прихода к власти этих бандитов во главе с [президентом Майей] Санду он составлял 50 млрд леев. И пока народ утопает в нищете, правительство выделило 2,5 млрд леев в качестве процентов по кредитам Запада. Потому что Запад благотворительностью не занимается», — бойко заявил политик в эфире размещенной в соцсетях программы «ШОР.Live» и заодно порассуждал о том, сколько можно было на эти деньги отремонтировать дорог и построить школ.

Из чего состоит госдолг и при чем тут банковская кража, за которую осудили Шора

По данным минфина, на 30 июня госдолг Молдовы составил 99,9 млрд леев. Но вот в 2020 году, ко времени вступления Майи Санду в должность президента, государственный долг Молдовы был далеко не 50 млрд леев. В конце 2019 года он составлял 52,5 млрд леев, на конец января 2020 года — около 53 млрд леев, а ко времени вступления Санду в должность — 67,8 млрд леев (данные от 31 декабря 2020 года, а инаугурация Майи Санду прошла 24 декабря 2020 года).

К моменту получения PAS большинства в парламенте цифра госдолга выросла до 75 млрд леев (данные от 31 июля 2021 года, а правительство Натальи Гаврилицы утвердили 6 августа 2021 года). Отметим, что до проведения досрочных выборов в парламенте существовала неформальная коалиция социалистов и партии «Шор».

«На самом деле госдолг начал расти во времена Кику. Он действительно вырос в два раза за три года. Но другого выхода не было, он мог вырасти еще больше. Во времена кризисов (пандемия, энергетический кризис, война в Украине — NM) у власти один инструмент: занять денег и помочь бизнесу и населению», — комментирует эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ. По его словам, бизнесу в этот сложный период оказывали незначительную помощь, а вот населению — беспрецедентно большую для Молдовы: минимальная пенсия выросла до 2 тыс. леев, увеличились также зарплаты бюджетников, социальные выплаты и компенсации за отопление.

По данным минфина, в первом полугодии власти действительно выплатили 2,5 млрд леев процентов по кредитам. Это примерно на 100 млн леев меньше, чем за весь 2022 год и на 600 млн леев больше, чем за весь 2021 год.

В структуре госдолга 63,1 млрд леев — это внешний долг, а 36,8 млрд леев — внутренний. При этом 12,06 млрд леев внутреннего долга — остаток долга по гособлигациям, выпущенных после банковской кражи. Это — сумма трех кредитов, которые Нацбанк выдал Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank, и которые так и не были погашены. Эти гособлигации сроком на 25 лет на общую сумму 13,3 млрд леев минфин выпустил в 2016 году.

Один из главных фигурантов по делу о краже миллиарда — ныне оппозиционный политик Илан Шор, приговоренный в Молдове к 15 годам тюрьмы.

«Самый большой долг, который был у государства, появился после кражи миллиарда. В 2022 году из-за инфляции cтавки по кредитам выросли — кредитоваться стало дорого, и государство больше не брало внутренних кредитов, только для рефинансирования старых», — подчеркивает эксперт Ионицэ.

Госдолг 100 млрд леев — это много или мало?

Ранее глава минфина Вероника Сирецяну в интервью NM утверждала, что Молдова придерживается консервативной политики в отношении госдолга. «Есть два основных показателя: доля госдолга в ВВП. Она не должна превышать 60% ВВП. У нас сейчас 34% и всегда было до 35%. Это не первый такой кризис, аналогичная ситуация с госдолгом была в 2020 году. И госдолг у нас небольшой, по сравнению с некоторыми европейскими странами, где он составляет до 88%», — говорила Сирецяну.

Второй показатель — обслуживание долга. «Это — твоя способность отдавать долги, точнее, платить проценты по долгам. Этот показатель рассчитывается как обслуживание процентов по кредитам к доходам бюджета (без учета выплат тела кредита). У нас он меньше 2%, тогда как рекомендованный показатель — до 20%. Мы ведем очень консервативную политику в отношении госдолга», — пояснила глава минфина.

Ее слова подтверждает Вячеслав Ионицэ. «Наш долг — 35% ВВП. До достижения показателя 60% ВВП переживать не стоит, все это можно обсуждать и объяснить народу, что мы находимся вне зоны риска», — заключает эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: