Спустя два года войны в Украине торгово-экономические отношения между Молдовой и Россией значительно ухудшились. NM изучил динамику взаимоотношений в тех отраслях, которые традиционно связывали Молдову и Россию, и рассказывает, почему эксперты называют нынешнюю ситуацию «низшей точкой», и чего можно ожидать дальше.
Торговля
За два года экспорт молдавских товаров в Россию снизился вдвое. Как показывают данные Нацбюро статистики, экспорт молдавских товаров в Россию в 2023 году составил $144 млн, в 2021 году этот показатель был на уровне $276 млн, а на конец 2022 года —$190 млн.
Аналогичная ситуация и с импортом товаров из России в Молдову. Если в 2021 году импорт составлял $1,05 млрд, а в 2022 году —$1,1 млрд, то в 2023 году снизился до $321,6 млн.
После начала войны в Украине, отметим, логистические цепочки усложнились, а стоимость доставки возросла. Кроме того, в августе 2022 года Россия ввела торговое эмбарго на молдавские фрукты. Позже эмбарго ослабили, сегодня экспорт разрешен только из непризнанного Приднестровья и Дубоссарского района, включая его часть, подконтрольную Кишиневу. Игроки рынка при этом говорят, что на снижение экспорта сельхозпродукции в Россию сильнее повлияло не эмбарго, а разрыв привычной логистики и, как следствие, увеличение стоимости доставки.
Спустя два года, по словам игроков рынка, они продолжают искать альтернативные рынки, и уже есть предварительные положительные результаты. Исполнительный директор Ассоциации производителей и экспортеров фруктов Moldova Fruct Юрий Фалэ рассказал NM, что в 2023 году доля России в структуре экспорта молдавских яблок составила 45% «Еще 35% — это Казахстан, Беларусь, Узбекистан. На бывшие советские республики пришлось около 80% яблок. Остальные 20% перенаправили на рынки ЕС и Ближнего востока», — отметил Фалэ.
По данным минсельхоза, до войны 98% молдавских яблок экспортировали в Россию. Похожая ситуация и с другими фруктами. «Так, в 2023 году только 18% экспорта слив пришлось на постсоветские страны, хотя до 2021 года в этом направлении экспортировали более 60%. Эта доля снижается каждый год, и тенденция сохранится», — сказал Фалэ.
Схожие тенденции и на рынке экспорта черешни и винограда.
Госсекретарь минсельхоза Василе Шарбан в беседе с NM отметил, что для экспорта важен любой рынок, и напомнил, что ранее почти 100% молдавских яблок отправляли в Россию. «Это, к сожалению. Потому что мы зависили от одного рынка. Сейчас мы экспортируем фрукты в 17 стран», — пояснил чиновник.
На вопрос NM, стали ли фермеры Молдовы независимыми от российского рынка, чиновник ответил: «Хотелось бы в это верить. Во всяком случае сейчас об этой проблеме фермеры уже не говорят». Шарбан добавил, что в последнее время и аграрии, и власти искали альтернативные рынки, и есть зоны свободной торговли, куда фермеры могут экспортировать сельхозпродукцию.
Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ рассказал, что уровень торговли с Россией снизился и в правобережной Молдове, и в непризнанном Приднестровье. «Импорт снизился по двум основным позициям: газ плюс другие энергоресурсы и удобрения. Это то, что мы раньше закупали в России. По экспорту, кроме того, появились административные барьеры, а с 2022 года логистически стало неудобно работать с Россией, и наши производители ищут другие рынка сбыта. Например, основным импортером молдавского винограда стала Румыния», —сказал эксперт.
Газ
После начала войны Молдова, за исключением Приднестровья, полностью отказалась от поставок российского газа. Еще в конце 2021 года Молдова начала в небольших количествах закупать газ из альтернативных источников.
После 24 февраля 2022 года ситуация кардинально изменилась. В октябре 2022 года Россия, ссылаясь на технические проблемы транзита газа через Украину, сократила поставки газа в Молдову до 5,7 млн кубометров газа в сутки (примерно с 8 млн). Украина тогда опровергла наличие технических проблем.
Этот объем не покрывал всех потребностей Молдовы. В итоге с конца 2022 года Молдова полностью отказалась от газа, поставляемого «Газпромом». С того времени весь российский газ перенаправляют в Приднестровье, где основная его часть поступает на Молдавскую ГРЭС: на его основе станция производит электроэнергию, которую используют на обоих берегах Днестра. Кишинев закупает у МолдГРЭС 80% потребляемой на Правобережье электроэнергии.
Впрочем, министр энергетики Виктор Парликов не исключает, что после окончания отопительного сезона Молдова может вернуться к закупке газа у «Газпрома».
«После завершения отопительного сезона, когда объемы поставляемого «Газпромом» газа будут достаточны для покрытия потребления и на Правом берегу, будут приняты сугубо коммерческие решения. Если госпредприятие Energocom сможет закупать более дешевый газ на международном рынке, то мы будем закупать там. Если у «Газпрома» будет дешевле, то имеет смысл покупать у «Газпрома»», — сказал Парликов.
Впрочем, уже сейчас можно заметить, как за это время изменилась риторика «Газпрома» и России по отношению к Молдове. Осенью 2021 года, после того как Молдова на несколько дней просрочила оплату, «Газпром» пригрозил перекрыть газ. «Текущий платеж за газ от Молдовы не поступил. 48-часовой срок после уведомления о прекращении поставок из-за неуплаты истекает сегодня», — сказал тогда представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.
Он также назвал продление срока на 48 часов «проявлением доброй волю и понимания, в каком положении могут оказаться граждане Молдовы». И подчеркнул, что «молдавская сторона полностью признала правомерность действий «Газпрома» и обязалась осуществить текущие платежи» через двое суток.
До 1 мая 2022 года Молдова, согласно договору с «Газпромом», должна была провести независимый аудит исторической задолженности «Газпру» в размере $700 млн. Но аудит провести не успели и попросили «Газпром» отложить срок.
Спустя год, весной 2023, по итогам аудита Молдова отказалась признавать долг $700 млн и предложила к выплате лишь $8 млн. При этом реакция российской стороны была куда менее жесткой, чем осенью 2021. В «Газпроме» заявили, что «категорически не согласны с утверждениями молдавской стороны и намерены и далее отстаивать свои права всеми возможными способами». https://t.me/gazprom/1315
Кроме того, осенью 2023 года власти Молдовы передали в управление предприятию Vestmoldtransgaz, принадлежащему Transgaz Румынии и ЕБРР, газотранспортную систему страны: ранее ею управляла Moldovatransgaz — дочерняя компания Moldovagaz, мажоритарным акционером которого является «Газпром».
Мигранты и денежные переводы
Россия долгое время была одним из главных направлений для молдавских трудовых мигрантов. Но точных данных о том, сколько граждан Молдовы находится в России, нет. В 2021 году министерство иностранных дел и евроинтеграции насчитывало 354,2 тыс. граждан Молдовы, живущих в России, а, по данным российских властей, их было около 190 тыс. человек. Последние доступные данные относятся к 2022 году: тогда эксперты Института социального анализа и прогнозирования Академии экономики и государственной службы при президенте РФ насчитали 76,6 тыс. граждан Молдовы, живущих в России. Причем, как следовало из анализа, число трудовых мигрантов стало снижаться с 2014 года и заметно снизилось после пандемии: с 270 тыс. человек до 133 тыс.
Объем денежных переводов резко увеличился в 2022 году, когда Россия стала лидером по этому показателю — $442 млн, тогда как в 2021 он составил $188 млн, и Россия была на четвертом месте, уступая Израилю, Италии и Германии. При этом за год средний объем перевода вырос с $326 до $693.
Последние обнародованные данные — за третий квартал 2023 года. Из них следует, что доля России в структуре переводов снизилась до 9,5%, Россия остается на четвертом месте по популярности у мигрантов после Израиля, Германии и Италии.
Что дальше?
Экономический эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ считает, что нынешнюю ситуацию можно считать самой низкой точкой в экономических отношениях двух стран. «После окончания войны торгово-экономические отношения с Россией останутся, но надо учитывать, что рынок ЕС, куда мы идем, более привлекательный. Требования европейского рынка более сложные, чем российского, но по ценам более выигрышные», — считает Ионицэ.
По мнению экономического эксперта Виктора Чобану, экономические отношения между Молдовой и Россией будут в нисходящем тренде до окончания войны. «Когда Россия завершит войну, заплатит репарации, ответит перед трибуналом, возможно, тогда с другой Россией отношения смогут наладиться. Сейчас я не вижу такой перспективы. Украина — воюющая сторона и находится между нами и Россией. Тут и логистика, но главное, я считаю, что вести торговлю с Россией не комильфо», — заключил Чобану.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!