Протест прошел: как сносили палаточный городок у дома Владимира Плахотнюка
5 мин.

Протест прошел: как сносили палаточный городок у дома Владимира Плахотнюка


Вечером в пятницу правоохранительные органы исполнили решение суда Буюкан, постановившего демонтировать палаточный «Городок свободы» у дома зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка. Полиция, судебный исполнитель и сотрудники частного охранного агентства быстро справились с задачей, несмотря на сопротивление протестующих. За сносом палаточного городка и тем, что происходило после этого, наблюдал корреспондент NM НИКОЛАЙ ПАХОЛЬНИЦКИЙ.

Сотрудники правоохранительных органов пришли к протестующим против повышения тарифов, обитавшим в палаточном городке, в 16.00. Среди них были судебный исполнитель Жеорж Боцан, которого сопровождали сотрудники частного охранного агентства GSS Securitate, а также замначальника отдела охраны общественного порядка муниципальной полиции Алексей Гросу.

Силовики дали протестующим час на исполнение решения суда о демонтаже городка. К 19.00, когда стало ясно, что никто не собирается убирать палатки, силовики приступили к операции. Охранники из GSS Seсuritate принимали в ней самое активное участие: они силой вытаскивали протестующих из палаток. Некоторых, в том числе лидера партии «Наш дом — Молдова» Григория Петренко, оттаскивали за пределы палаточного городка. Палатки, впрочем, убирали не только охранники из GSS Seсuritate, но и крепкие молодые люди, на которых не было никакой униформы — кто-то из них был в шортах, кто-то в спортивной одежде. 

По словам Боцана, представители GSS Securitate выполняли роль его личной охраны, на которую он имеет право как судебный исполнитель, и помогали полиции по его просьбе. В течение часа улица была освобождена от «Городка свободы». Палатки и другое имущество унесли на временное хранение в претуру сектора Центр. Двоих активных участников протеста — Александра Рошко и Константина Дыру — полицейские задержали, препроводив в инспекторат сектора Центр (в ста метрах от места событий) «за неповиновение сотрудникам полиции», которое заключалось в отказе покинуть палатки.

Разобравшись с городком, полицейские выстроились на всю ширину Болгарской, преградив протестующим доступ к месту, где раньше были разбиты палатки. Обитатели городка и их сторонники — всего не более трех десятков человек — громко против этого протестовали:

— Стыдно! Стыдно! Вор должен сидеть в тюрьме! Jos tarife noi! Plaha la Gunoi! («Долой новые тарифы! Плаху на помойку!»).

От протестующих доставалось не только Владимиру Плахотнюку, но и полицейским.

— Вы защищаете тех, кто устраивает гей-парады! — возмущался активист Михаил Амерберг.

Увидев, что корреспондент NM записал эту фразу, Амерберг предупредил, что, если она будет опубликована, он подаст в суд. Протестующий Александр Гутовский, указывая на дом, где живет Владимир Плахотнюк, говорил, что в нем живет «вор».

В какой-то момент из палаточного городка полицейские вывели молодого человека, который активно сопротивлялся. Он попытался прорваться назад, но путь ему преградили сотрудники полиции. Тогда протестующие навалились на цепь полицейских, пытаясь прорваться назад. Они кричали, что у молодого человека на той стороне улицы остался ребенок. Конфликт едва не перерос в потасовку.  

Григорий Петренко пытался пристыдить судебного исполнителя:

— Смотри в камеру, чтобы твою физиономию видела вся страна. Вот кто защищает бандита Плахотнюка.  

 

Еще один участник протеста председатель Ассоциации по международной поддержке и международной взаимопомощи (ASARI) Константин Светличный в какой-то момент предложил охранникам из GSS Seсuritate «выйти один на один». Высокий и крепкий сотрудник охранного агентства, стоявший за полицейским кордоном, лишь усмехнулся.

— Что ты улыбаешься? — злился Светличный.

Пока протестующие препирались с полицией, во дворе дома, где живет Плахотнюк, дежурили люди в касках и с дубинками. Каких-либо опознавательных знаков на их униформе заметно не было.

— Что вы здесь ищете? — спросил один из них корреспондента NM.

На вопрос, можно ли пройти во двор, охранник сначала ответил утвердительно, но затем он и его коллеги выстроились в шеренгу, преградив вход.

— Давай. Попробуй,— обратился один из охранников к корреспонденту NM.

— Лучше иди отсюда,— посоветовал другой.

Около 22.00 Григорий Петренко призвал всех идти к инспекторату полиции сектора Центр, где находились задержанные Рошко и Дыру. У здания полиции протестующие начали скандировать: «Свобода! Свобода!» Затем, переговорив с полицейскими, Петренко сообщил, что задержанных освободят в течение 25 минут. Выслушав Григория Петренко, его сторонники продолжили протестовать. Успокоить их попыталась адвокат Анна Урсаки. Поговорив с полицией, она сказала, что задержанных освободят через пять минут. «Полиция доказала, что она с нами»,— сделала вывод Урсаки, попросив всех соблюдать тишину и напомнив, что в «Городке свободы» после 22.00 был режим тишины.

В беседе с NM юрист сообщила, что полиция и судебный исполнитель «выполняли законные предписания». Другое дело, отметила Урсаки, что суд запретил проводить митинг. «Я такого раньше не видела. Я уже обжаловала решение в Высшей судебной палате»,— сказала адвокат. По ее словам, если суд в Молдове будет проигран, то решения местных судебных инстанций будут обжалованы ею в Европейском суде по правам человека.

Полиция сдержала слово, отпустив Александра Рошко и Константина Дыру. Как только это произошло, протестующие снова направились к дому Плахотнюка. Но на этот раз путь им преградила не только полиция, но и несколько десятков агрессивных молодых людей спортивного телосложения. Многие были в спортивных костюмах. Лица некоторых прикрывали капюшоны.

— Acasa! Нах..й! — кричали они Петренко и его сторонникам.

«Свободовцы» называли спортсменов «цуциками» (по версии протестующих, спортсменами руководит депутат от Демпартии кикбоксер Константин Цуцу.— NM). В какой-то момент к спортсменам подошел замначальника отдела охраны общественного порядка муниципальной полиции Алексей Гросу, попросивший соблюдать тишину.

— А что они мне спать мешают! Acasa! — закричал в ответ один из крепких молодых людей. «Свободовцы» в долгу не остались и начали скандировать: «Шавки! Шавки!» В итоге спортсмены удалились.

«Свободовцы» же и не думали расходиться. Григорий Петренко призвал протестующих двигаться в сторону отеля Nobil, принадлежащего Владимиру Плахотнюку. «О господи!» — вздохнул, услышав об этом, один из полицейских.

К Nobil «свободовцы» шли, скандируя «Jos tarife noi, Plaha la gunoi!», «Вор должен сидеть в тюрьме», «Плахотнюк должен сидеть в тюрьме», «Один за всех, и все за одного». У здания МВД они сделали остановку, чтобы прокричать: «Полиция с народом!»

У отеля Nobil протестующие скандировали «Jos Plahotniuc!», «Нас не сломать!» и «Мы не рабы». Но это продолжалось недолго. Григорий Петренко призвал всех прийти к дому на Болгарской, 41 1 августа в 18.00. «Но перед тем как уйти, давайте освистаем того, кто захватил всю страну!» — сказал Петренко. Посвистев, толпа начала расходиться. Была почти полночь.

Алексей Гросу сообщил NM, что полиция в связи с протестами на Болгарской завела уголовное дело по ст. 285 УК «Массовые беспорядки». Гросу сказал, что дело заведено «по факту» и процессуального статуса ни у кого из участников протестов нет. По крайней мере пока.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: