Реформу Нацкомиссии по неподкупности отложили до лучших времен: почему из-за нее рассорились демократы и либерал-демократы
8 мин.

Реформу Нацкомиссии по неподкупности отложили до лучших времен: почему из-за нее рассорились демократы и либерал-демократы


Проект реформы Нацкомиссии по неподкупности стал поводом для конфликта между либерал-демократами и демократами. Министры от демпартии отказались за него голосовать на последнем заседании правительства. Демократы утверждают, что законопроекты не были согласованы на совете коалиции. Либерал-демократы тем временем не исключают, что проведут этот проект напрямую через парламент. По мнению экспертов, разногласия в коалиции по этому поводу говорят о нежелании властей бороться с коррупцией. Между тем, как разъяснили в Конституционном суде, все решения, принятые на последнем заседании кабмина, могут быть признаны незаконными.

Из комиссии в центр

Правительство на заседании во вторник, 16 июня, отклонило пакет законопроектов, который предусматривает кардинальную реформу Нацкомиссии по неподкупности (в ее обязанности входит проверка деклараций о доходах и имуществе чиновников, депутатов и судей).

Пакет законопроектов был разработан минюстом при экспертной поддержке ряда молдавских и международных организаций, в том числе Transparency International-Moldova, ABA ROLI Молдова и ПРООН, а также при финансовой поддержке МИД Румынии и ЕС. Законопроекты прошли экспертизу STAR Initiative, Всемирного банка и Совета Европы.

Предполагается, что реформа комиссии по неподкупности станет продолжением объемного пакета законов, направленных на борьбу с коррупцией, и частью Стратегии реформирования сектора юстиции, рассчитанной на 2011-2016 годы.

Пакет законопроектов минюста предусматривает радикальное изменение формата деятельности комиссии по неподкупности, ее состава, процедуры назначения, а также способа принятия решений. Кроме того, предлагается назвать комиссию Национальным центром по неподкупности. Центр, в отличие от комиссии, будет управляться не коллегиально, а единолично — руководителем и его замом, которые будут нести личную ответственность за принятые решения. В рамках центра будет создан совет из семи членов, которые будут назначаться из представителей госструктур, гражданского общества и журналистов. В их распоряжении будут находиться 30 инспекторов.

В составе Нацкомиссии по неподкупности, напомним, пять членов: трое из них назначаются по предложению партий власти и по одному — от оппозиции и гражданского общества. Новый способ назначения членов центра, утверждают в минюсте, будет способствовать деполитизации института.

Проект реформы Нацкомиссии по неподкупности также предполагает объединение в одну двух деклараций, которые сейчас подают чиновники — о доходах и о конфликте интересов. По мнению минюста, это поможет избежать сокрытия данных и повысит эффективность контроля за доходами чиновников. Предусмотрено также расширение списка предметов декларирования. Туда предлагается внести денежные суммы, которыми обладают члены семьи чиновника (в случае, если суммы превышают 20 тыс. леев и не являются депозитом в банке), изделия из ценных металлов и драгоценных камней, предметы искусства и культа, а также из числа национального или мирового культурного наследия.

Еще одно существенное нововведение, предусмотренное проектом реформы,— право конфискации незаконных доходов и имущества, выявленных центром.

За и против

Эксперты говорят в один голос о том, что реформа Нацкомиссии по неподкупности необходима, а тот факт, что правительство отклонило проект, говорит о нежелании властей реально бороться с коррупцией. По словам главы Центра по анализу и предотвращению коррупции Галины Бостан, концепция реформы, предложенная в проекте, уже успешно работает в Румынии. Только за первые четыре месяца работы реформированного Наццентра по неподкупности, сказала она, в Румынии было конфисковано имущество госчиновников на сумму €4 млн.

Она также отметила, что на заседании некоторые министры выступили против способа коллегиального принятия решений, предусмотренного проектом реформы. «Но ведь мы этого и хотели избежать. Прошлый опыт показывает, что представители разных партий не могут решать вопросы вместе»,— пояснила Бостан. «По-моему, они [министры, отказавшиеся голосовать] просто не хотят реформ. Я не вижу политической воли для борьбы с коррупцией»,— сказала эксперт.

«Основное противодействие борьбе с коррупцией исходит от демпартии»,— считает эксперт IDIS Viitorul Корнелиу Чуря. Интерпретировать этот факт, отметил он, можно по-разному: «Либо они хотят обезопасить своих людей, находящихся на руководящих постах, либо хотят установить баланс между политикой нацбезопасности и антикоррупции. Я склоняюсь ко второму варианту».

Эксперт в области антикоррупции Мариана Калугин считает, что министры-демократы не проголосовали за проект реформы, чтобы в том числе сохранить за собой право назначения членов комиссии по неподкупности.

Однако, даже если проект доберется до парламента, гарантировать его последующую эффективность сложно, полагает Галина Бостан: «Практика показывает, что депутаты убирают из законопроектов или выхолащивают самые важные положения, делая их нерабочими». Эксперт, кроме того, считает, что блокирование реформы Нацкомиссии по неподкупности может лишить Молдову следующего денежного транша от Евросоюза, который финансирует Стратегию реформы сектора юстиции в РМ.

О недовольстве Евросоюза по поводу блокирования правительством этой реформы уже заявил глава делегации ЕС в РМ Пиркка Тапиола. «Реформа комиссии является основным приоритетом для Евросоюза и для нашей помощи. Важно, чтобы этот закон как можно быстрее прошел в парламенте»,— предупредил он.

newsmaker.md/rus/novosti/pirkka-tapiola-es-razocharovan-tem-chto-pravitelstvo-blokirovalo-reformu-nak-14203
 

Молдова взяла на себя обязательства по принятию этого пакета законов при подписании Соглашения об ассоциации с ЕС, отметила эксперт Transparency International-Moldova Янина Спиней. Она добавила, что реализация антикоррупционного пакета законов и так серьезно запаздывает, как и в целом реформа системы юстиции, что стало поводом для прекращения со стороны ЕС финансирования ряда молдавских проектов. Проект реформы комиссии по неподкупности, отметила она, предлагает внедрить ряд важнейших инструментов по предотвращению незаконного обогащения, среди которых более детальное декларирование собственности. Янина Спиней также сообщила, что в ближайшие дни представители гражданского общества выступят с совместным заявлением, в котором осудят нежелание правительства принимать проект реформы комиссии по неподкупности.

Между тем есть и другая точка зрения по проекту, которую NM высказала замдиректора Наццентра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Кристина Цэрнэ. По ее словам, принятие проекта в его нынешнем виде будет способствовать тому, что «нечистые на руку чиновники смогут продолжать незаконно обогащаться». Она рассказала, что в экспертном анализе данного пакета законов, который провел НЦБК, было много замечаний и предложений, которые не были учтены. Кроме того, Цэрнэ отметила, что не знает, «какой процент рекомендаций Совета Европы был учтен, но точно не все» (Совет Европы представил свои рекомендации на 80 страницах).

«Главная тревога НЦБК связана с тем, что проект реформы не предусматривает четкой процедуры перехода от Нацкомиссии по неподкупности в ее нынешнем состоянии к Наццентру по неподкупности. Сколько будет длиться переходный период и кто в это время будет заниматься изучением деклараций о доходах, неясно»,— пояснила Цэрнэ. Она напомнила, что между принятием закона о создании комиссии по неподкупности и началом ее деятельности прошло почти два года. «В течение этого времени декларации о доходах никто не проверял. Сейчас может случиться то же самое. Боюсь только, что теперь политики постараются сделать переходный период еще более длительным»,— сказала Кристина Цэрнэ.

По ее словам, НЦБК предложил установить точный период перехода, в течение которого позволит комиссии продолжить заниматься декларациями либо доверить эти функции НЦБК. Цэрнэ также допустила, что министры-демократы могли отклонить проект реформы по политическим мотивам в случае, если речь не идет о каких-то существенных поправках, предложенных ими и не учтенных в проекте.

А было ли отклонение

На заседании во вторник проект реформы комиссии по неподкупности был отклонен, так как за него отказались голосовать министры, назначенные по квоте демпартии. «Они воздержались»,— уточнил NM депутат-демократ Сергей Сырбу. По его словам, перед этим министры-демократы попросили Кирилла Габурича перенести обсуждение этого проекта, поскольку по нему не был достигнут консенсус на совете коалиции. Сырбу напомнил, что соглашение, подписанное коалиционными партиями, предусматривает, что на обсуждение может выноситься только вопрос, согласованный на совете коалиции.

Премьер отказался отложить обсуждение и голосование, сказал Сырбу: «Поэтому еще неясно, кто на самом деле не хочет реформы: мы, как это хотят некоторые интерпретировать, или Габурич, который поставил вопрос на голосование, заранее зная, что проект будет отклонен».

Сырбу также подтвердил, что демократы против единоличного управления в Наццентре по неподкупности. «Мы хотим сохранить коллегиальное управление, как это делается в других европейских странах. Мы не против реформ, мы хотим, чтобы они были качественными»,— заверил Сырбу. Он также сообщил, что отклонение проекта правительством означает, что всю процедуру утверждения (согласование с министерствами и инициирование рассмотрения в правительстве) придется начать заново, на что может уйти как минимум месяц.

Вице-председатель Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Валерий Стрелец не смог что-либо сказать NM по поводу того, был ли проект согласован на совете коалиции. Он сообщил, что на заседании совета, на котором обсуждался проект, его не было. При этом Стрелец заверил, что в ближайшие дни фракция ЛДПМ детально обсудит проект реформы комиссии по неподкупности и решит, следует его выдвигать в качестве депутатской инициативы либо подождать назначения нового правительства.

newsmaker.md/rus/novosti/poslednie-resheniya-pravitelstva-rm-mogut-byt-priznany-nekonstitutsionnymi-14226
 

Между тем пока остается неясным, был отклонен проект правительством или нет, поскольку решения кабмина, принятые на последнем заседании, могут быть признаны незаконными. Как разъяснил вчера Конституционный суд (КС) в ответ на запрос президента Николае Тимофти, отставка премьер-министра и правительства вступает в силу с момента объявления ими об этом. При этом все решения кабмина на заседании во вторник были приняты после объявлений об отставке. В то же время, уточнили в КС, решения считаются законными до тех пор, пока их кто-то не оспорит в Конституционном суде. Пока, отметим, таких ходатайств в КС не было.

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: