Ритейлеры потребовали, чтобы столичные власти пересмотрели свое решение повысить на 20% местный сбор для магазинов площадью более 200 м., назвав эту меру дискриминационной. Ритейл-сети также заявили о возможном в связи с этим росте цен. В столичной мэрии пока отмалчиваются. А в минфине говорят, что повышение местных сборов должно сопровождаться корректировкой бюджета. А этого не сделали. NM разбирался в ситуации.
Почему возмутился бизнес?
Патронатная ассоциация торговых сетей Probiz выступила с требованием к кишиневским властям пересмотреть свое решение повысить на 20% местный сбор для магазинов площадью более 200 м., назвав его дискриминационной. Об этом на пресс-конференции 5 июня сказал глава ассоциации Виктор Дурлештяну.
По его словам, местные налоги в Кишиневе повысили с нарушением налогового законодательства и правил ведения бизнеса.
«Это нарушило принцип предсказуемости предпринимательской деятельности. Кроме того, повышенные налоги ввели ретроактивно», — заявил глава патронатов ритейлеров.
Он добавил, что процесс разработки и принятия этого решения был крайне непрозрачным, а к проекту нет даже пояснительной записки. Также ритейлеров возмутило, что перед принятием решения никто не поговорил с бизнесом. «Нет никаких равных условий игры. Это дискриминация», — уверен Дурлештяну.
Он напомнил, что в декабре 2019 уже повысили налоги для кишиневского бизнеса, а сейчас просто решили пополнить бюджет. По словам Дурлештяну, в законах «О статусе муниципия Кишинев и «О местных публичных финансах» говорится, что местные сборы нельзя изменять чаще двух раз в год. То есть до 1 июля 2020 года нельзя было принимать подобное решение.
Дурлештяну считает, что юридического обоснования к решению мунсовета нет. «Ты работал — вот тебе повышенный налог. Это вообще как?» — недоумевал глава патронатной ассоциации. Он напомнил, что ритейлеры не просто работали, а к тому же не сократили людей, а, наоборот, набирали на работу, делали пожертвования для больниц и т.д.
Он также остановился на доходах ритейлеров в период чрезвычайного положения, которые, по мнению автора повышения ставок мунсоветника из фракции Партии социалистов Динария Кожокару, выросли на 30-40%.
Дурлештяну заявил, что это непроверенные данные. В марте был небольшой подъем продаж — до 5%. «Он пришелся на период паники у населения. А в апреле уже был обратный эффект: объемы продаж упали, снизилась покупательская способность», — рассказал Дурлештяну. Он не уточнил, на сколько упали продажи в апреле, но отметил, что особенно снизились продажи алкоголя, кондитерских изделий, кулинарии и выпечки, которые приносят ритейлу наибольший доход. «Спад был в кассовой зоне — жвачки, шоколад, упала продажа безалкогольной продукции», — перечислил глава ассоциации. Он сказал, что рост налогов обязательно отразится на ценах, это закон рынка.
«Мы за то, чтобы бюджет города пополнялся, но не нужно при этом нарушать закон», — подчеркнул представитель торговых сетей. Он рассчитывает, что Госканцелярия проверит законность принятого местными властями решения.
По словам Дурлештяну, еще до публикации решения один из вице-мэров мунсовета в беседе с ним признал, что решение было поспешным, и его надо изменить, однако, в итоге его опубликовали без изменений.
Как принимали решение?
Напомним, мунсовет Кишинева 21 мая решил повысить местные налоги для экономических агентов, которые работали и получили прибыль за время карантина. Согласно решению МСК, магазины, площадь которых больше 200 м², должны будут заплатить в столичный бюджет на 20% больше.
С предложением повысить налоги для магазинов, которые работали, выступил вице-председатель фракции Партии социалистов (ПСРМ) Динарь Кожокару. «Как отец четырех детей я заметил, как выросли цены на некоторые продукты в магазинах во время карантина. Примерно на 30-40%. Поэтому я предлагаю повысить и местные налоги для них», — заявил Кожокару.
Его поддержал и мэр Кишинева Ион Чебан. «Большие сети магазинов, конечно, очень нам помогли в этот период, я говорю о Linella, Metro, № 1, Fidesco. При этом у них продажи выросли на 30-40%. В то время как те, кто работает на рынке, пострадали, как и владельцы бутиков и маленьких магазинов», — отметил он.
Столичный мунсовет одобрил предложение Кожокару — его поддержали 26 советников.
На звонки NM Кожокару не ответил.
Вице-мэр по юридическим вопросам Илья Чебан сказал NM, что это решение мунсовета, а мэрия — исполнительный орган, который обязан выполнять решения мунсовета. «Если Госканцелярия или суд решат аннулировать это решение, значит, мы не будем его исполнять», — отметил Чебан. По существу проекта он отказался высказаться.
Что с ним не так?
Сергей Тофилат, один из советников, который поддержал проект, признал, что мунсовет поспешил с решением. Он рассказал, что предлагал советникам отложить вступление в силу повышение ставок на три-шесть месяцев, чтобы у бизнеса была хоть какая-то предсказуемость. «Но мне сказали, что они провели расчеты, все проверили, и надо сейчас вводить меры», — уточнил Тофилат. По его словам, он будет рад, если ритейлеры оспорят это решение в суде.
В минфине NM сказали, что установка или изменение местных сборов относится к компетенции местных властей. В то же время, согласно с. 7, п.2 Налогового кодекса, в течение календарного года устанавливать, аннулировать или изменять новые ставки налогов и местных сборов, кроме тех, что предусмотрены Кодексом, допускается только одновременно с корректировкой местного и государственного бюджетов.
Как пояснил NM эксперт в области налогового законодательства, настоявший на анонимности, нет смысла обращаться в Госканцелярию, поскольку только местные власти могут изменять и устанавливать ставки местных сборов. Поэтому стоит официально обратиться к органу, который их устанавливал/менял — к муниципальному совету.
«Если говорить о сути вопроса, то, безусловно, так делать нельзя: в такое время, в середине года повышать налоги. Понятно желание советников пополнить местный бюджет, но делать это можно другим способом. Например, улучшить налоговое администрирование, которое в Кишиневе находится на очень низком уровне. Или взимать аренду с муниципальной собственности, которую, по словам самих же местных властей, некоторые компании не платят годами», — заключил эксперт.